город Томск |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А27-28891/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кривошеиной С. В., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонному) (N 07АП-2147/2019) на решение от 21.02.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-28891/2018 (судья О.П. Тышкевич) (рассмотрено в порядке упрощенного производства) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АркатМ" (650002, г. Кемерово, ул. Ногинская, д. 10, кв. 401, ОГРН 1084205000538, ИНН 4205147308) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонному) (650000, г. Кемерово, проспект Советский, д. 74 корпус А ГСП-1, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040), Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Кемеровской области (650991, г. Кемерово, пр-кт Советский, д. 74, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) о признании незаконными решения N 052S19180015472 от 13.09.2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АркатМ" (далее - ООО "АркатМ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) (далее - Управление, Пенсионный фонд) от 13.09.2018 N 052S19180015472 "о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
Решением от 21.02.2019 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8.1, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон 27-ФЗ), пункты 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее -Инструкция N 766н), указывает на то, что представление сведений на 1 застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчете от 05.02.2018 не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 1 застрахованного лица впервые и с нарушением срока.
В порядке статьи 262 АПК РФ от Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 271.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в рамках отчетной кампании за 2017 год 05.02.2018 в Управление ООО "Аркат М" по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за отчетный период (2017 год) в отношении 10 застрахованных лиц (срок представления - ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным).
Управлением в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ проведена сверка сведений, представленных страхователем 05.02.2018 по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период, и сведений по форме СЗВ-М, представленных за отчетные периоды 2017 года.
В результате сверки выявлено, что по одному застрахованному лицу (Аленькин Вячеслав Алексеевич) в форме СЗВ-СТАЖ (исходная) отсутствуют данные о стаже за июль 2017 года.
В связи с выявленным несоответствием 08.02.2018 в адрес страхователя ООО "Аркат М" по телекоммуникационным каналам связи Управлением направлено уведомление от 06.02.2018 об устранении ошибок и несоответствий.
07.02.2018 ООО "Аркат М" по телекоммуникационным каналам связи представлена форма СЗВ-СТАЖ с типом "дополняющая" на 1 застрахованное лицо (Аленькин Вячеслав Алексеевич), в которой указан отсутствующий по данному застрахованному лицу стаж за июль 2017 года в исходной форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
В результате проверки документ не был принят по причине того, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ со значением "дополняющая" не могут быть представлены за период, данные по которому уже учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, в связи с чем 08.02.2018 страхователю был направлен отрицательный протокол с уведомлением об устранении ошибок и (или) несоответствий в течение пяти рабочих дней.
27.02.2018 ООО "Аркат М" по телекоммуникационным каналам связи представлена форма СЗВ-СТАЖ с типом "дополняющая" на 1 застрахованное лицо (Аленькин Вячеслав Алексеевич), в которой указан стаж с 03.07.2017 по 18.08.2017 по данному застрахованному лицу. В результате проверки документ не был принят по причине того, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ со значением "дополняющая" не могут быть представлены за период, данные по которому уже учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. 28.02.2018 страхователю направлен отрицательный протокол проверки.
28.02.2018 Обществом по телекоммуникационным каналам связи представлена форма СЗВ-СТАЖ с типом "исходная" в отношении 10 застрахованных лиц, в которой по застрахованному лицу (Аленькин Вячеслав Алексеевич) указан стаж с 03.07.2017 по 18.08.2017.
В результате проверки документ не был принят по причине того, что при предоставлении формы СЗВ-СТАЖ с типом "исходная" не должно быть ранее 5 представленной формы СЗВ-СТАЖ с типом "исходная" за отчетный период, за который представляются сведения. 01.03.2018 страхователю направлен отрицательный протокол проверки.
01.03.2018 ООО "Аркат М" по телекоммуникационным каналам связи дважды представлялась форма СЗВ-КОРР "корректирующая". В результате проверки документы не были приняты в связи с тем, что в формах СЗВ-КОРР отсутствовало краткое наименование страхователя. Аналогичная ошибка содержалась в форме СЗВ-КОРР, представленной ООО "Аркат М" по телекоммуникационным каналам связи 28.03.2018.
18.05.2018 ООО "Аркат М" по телекоммуникационным каналам связи представлена форма СЗВ-КОРР "корректирующая" в отношении Аленькина Вячеслава Алексеевича. В результате проверки документ не принят по причине отсутствия в форме СЗВ-КОРР краткого наименования страхователя. В этот же день специалистом Управления Обществу направлен образец заполнения формы СЗВ-КОРР, после чего ООО "Аркат М" путем неформализованного документооборота в Управление направлен файл СЗВ-КОРР, файл загружен в программный комплекс для обработки.
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования Пенсионный фонд пришел к выводу, что Обществом представлены недостоверные сведения о работающих у него застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
08.08.2018 Управлением по выявленному нарушению в отношении ООО "Аркат М" составлен акт N 052S18180014532 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением принято решение от 13.09.2018 N 052S19180015472 о привлечении страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N27-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 500 рублей за представление страхователем недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Полагая решение от 13.09.2018 N 052S19180015472 незаконным, Общество обжаловало его в вышестоящий орган - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Кемеровской области.
Решением Отделения N 124 от 09.11.2018 в удовлетворении жалобы заявителя отказано, решение Управления от 13.09.2018 N 052S19180015472 оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением Пенсионного фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о представлении страхователем неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за июль 2017 года в отношении 1 застрахованного лица.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Обществом представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2017 год в установленный законом срок.
Из материалов дела следует, что 08.02.2018 Пенсионным фондом в адрес страхователя было направлено уведомление от 06.02.2018 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными Обществом сведениями по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год и СЗВ-М за июль 2017 года.
18.05.2018 Общество представило сведения по форме СЗВ-СТАЖ (корректирующая) за 2017 год в отношении 1 застрахованного лица, о котором в исходной форме сведения не были указаны.
Из содержания части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена данной нормой, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, страхователь своевременно исполнил свою обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за 2017 год, возможная недостоверность изначально направленных сведений устранена страхователем за пределами установленного в уведомлении срока.
Непредставление сведений в отношении застрахованных лиц в установленный срок, образует иной самостоятельный состав правонарушения. Однако, как следует из мотивировочной части решения N 052S19180015472 от 13.09.2018, Общество к ответственности за такое нарушение не привлекалось.
При вынесении названного решения и привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, допущенное обществом нарушение Пенсионный фонд квалифицировал как представление недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о том, что непредставление сведений о конкретном застрахованном лице за расчетный период, и представление сведений об этом работнике лишь в составе корректирующей формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год не может квалифицироваться как представление недостоверных сведений о застрахованном лице. Указанное деяние должно квалифицироваться как непредставление сведений в установленный срок. В связи с чем, привлечение Общества к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ за вменяемое нарушение является неправомерным, а оспариваемое решение Управления правомерно признано судом недействительным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
С учетом того, что Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.12.2018 (резолютивная часть) Арбитражного суда Кемеровской по делу N А27-28891/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонному) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.В.Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.