Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 августа 2019 г. N Ф03-3651/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А51-22595/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.Ф.Пашковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Форд-Ност",
апелляционное производство N 05АП-2637/2019
на решение от 19.03.2019
судьи Н.А. Галочкиной
по делу N А51-22595/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форд-Ност" (ИНН 2508056215, ОГРН 1022500702564)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПК (ИНН 2540106044, ОГРН 1042504366288)
третье лицо: Администрация Находкинского городского округа (ИНН 2508020000, ОГРН 1022500699704)
о признании незаконным выдачи предписания N 187-КНД/2018 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 17.09.2018,
при участии:
от ООО "Форд-Ност": Безыкорнов А.М., по доверенности от 01.01.2019 сроком действия на 1 год, паспорт; директор ООО "Форд-Ност" Никитин С.Е., лично, на основании приказа от 19.06.2017 N 05 Л, паспорт.
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПК, Администрации Находкинского городского округа: не явились.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Форд-Ност" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (далее - ответчик, управление) от 17.09.2018 N 187-КНД/2018; о продлении срока исполнения предписания на 5 лет (с учетом уточнения предмета требований).
Арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Находкинского городского округа.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 19.03.2019 отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указало на невозможность исполнения оспариваемого предписания в установленный в нем срок в связи с отсутствием в поселке Южно-Морском очистных сооружений, в силу чего общество не имеет возможности привести качественный состав сбрасываемых сточных вод в соответствии с действующим приказом Минсельхоз России N 552 от 13.12.2016. Полагает, что обязанность по строительству очистных сооружений возложена на органы местного самоуправления. Также ссылается на отсутствие у общества достаточных денежных средств для строительства названных сооружений.
Управление, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили. Представители ООО "Форд-Ност" не возражали против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), провел судебное заседание в отсутствие не явившихся иных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель ООО "Форд-Ност" огласил доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее.
На основании договора аренды имущества от 01.10.2002 N 39-а-к, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Находкинского городского округа (далее - арендодатель) и ООО "Форд-Ност" (далее - арендатор) обществу переданы во временное владение и пользование сети водоснабжения и водоотведения для осуществления производственной деятельности.
ООО "Форд-Ност" осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению в поселке Южно-Морской, Ливадия, с. Анна, используя переданные ему в аренду сети системы водоснабжения и водоотведения.
17.09.2018 на основании приказа Управления Росприроднадзора по Приморскому краю о проведении внеплановой документарной проверки N 187-КНД от 15.08.2018 в отношении общества проведена проверка выполнения ранее выданного предписания от 21.09.2017 N 194-КНД об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды с возложением на общество обязанности по приведению качественного состава сбрасываемых сточных вод от жилых домов по ул. Комсомольская, ул. Пушкинская в залив Восток в соответствии с Приказом Минсельхоза России N 552 от 13.12.2016 до 01.08.2018.
Данным предписанием на общество возложена обязанность привести качественный состав сбрасываемых сточных вод от жилых домов по ул. Победа, ул. Комсомольская, ул. Пушкинская в залив Восток (выпуск N N 1, 4) в соответствии с Приказом Минсельхоза России N 552 от 13.12.2016.
По итогам проверки Управление установило, что предписание от 21.09.2017 N 194-КНД ООО "Форд-Ност" не исполнено.
29.08.2018 года специалистом ЦЛАТИ по ПК был произведен отбор проб хозяйственно-бытовых сточных вод и химико-аналитическая экспертиза из контрольных колодцев перед сбросом ООО "Форд-Ност" без очистки в залив Восток. Оценка качества сбрасываемых сточных вод производилась путем сравнения полученных концентраций загрязняющего вещества с нормативами качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения. В ходе проверки было выявлено, что сброс сточных вод ООО "Форд-Ност" осуществляется с превышением предельно допустимых концентраций веществ в водный объект рыбохозяйственного значения.
Результаты проверки оформлены актом N 187-КНД от 17.09.2018, который послужил основанием для выдачи Управлением Росприроднадзора ООО "Форд-Ност" предписания от 17.09.2018 N 187-КНД/2018 об устранении выявленных нарушений путем возложения на общество обязанности по приведению качественного состава сбрасываемых сточных вод от жилых домов по ул. Победа, ул. Комсомольская, ул. Пушкинская в залив Восток (выпуск NN 1, 4) в соответствии с Приказом Минсельхоза России N 552 от 13.12.2016 в срок до 04.02.2020.
Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав, что нарушены права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который обжалуемым решением в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу пункта 4 статьи 1 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные и подземные водные объекты. Одним из видов поверхностных водных объектов являются моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие) (части 1 и 2 статьи 5 ВК РФ).
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ВК РФ под водопользованием понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц.
Сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (пункт 19 статьи 1 ВК РФ).
Как установлено пунктом 2 части 1 статьи 39 ВК РФ. собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах.
Согласно части 1 статьи 44 ВК РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (пункт 6 статьи 56 ВК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ запрещается при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
В силу части 16 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В целях названной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждены Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552.
Из материалов дела, в том числе из акта проверки N 187-КНД от 17.09.2018 усматривается, что 29.08.2018 специалистом ЦЛАТИ по Приморскому краю был произведен отбор проб хозяйственно - бытовых сточных вод ООО "Форд-Ност" выпусков NN 1,4 в присутствии государственного инспектора Управления и представителя общества для проведения оценки качества сбрасываемых сточных вод.
Пробы хозяйственно - бытовых сточных вод отбирались из контрольных колодцев перед сбросом без очистки в залив Восток.
На основании полученных результатов анализа установлено, что сброс сточных вод ООО "Форд-Ност" осуществляется с превышением предельно допустимых концентраций веществ в водный объект рыбохозяйственного значения.
Факт выявленных нарушений, послуживших основанием для выдачи оспариваемого предписания, подтвержден представленными доказательствами и заявителем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Росприроднадзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Согласно содержанию абзаца 4 части 1 статьи 66 Закона N 7-ФЗ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В силу изложенного, коллегия суда соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предписание от 17.09.2018 N 187-КНД/2018 по результатам проведенной проверки выдано ООО "Форд-Ност" в рамках предоставленных управлению полномочий.
В рассматриваемом случае, как установлено судом, органом государственного надзора, в ходе проверки выявлен факт неисполнения ранее выданного предписания N 21.09.2017 N 194-КНД, которым обществу предписывалось привести качественный состав сбрасываемых сточных вод от жилых домов по ул.Победа, ул.Комсомольская, ул.Пушкинская в залив Восток (выпуск NN 1, 4) в соответствии с приказом N 552 от 13.12.2016 в срок до 01.08.2018, что послужило основанием для выдачи 17.09.2018 нового предписания N187-КНД/2018 со сроком исполнения до 04.02.2020.
Общество не оспаривает тот факт, что сброс сточных вод в залив Восток через переданные ему в аренду в составе главного коллектора выпуски сточных вод N N 1, 4 от жилых домов по ул. Победа, ул. Комсомольская, ул. Пушкинская в п. Южно-Морской осуществляется в отсутствие очистных сооружений. Данное обстоятельство не оспаривает и администрация Находкинского городского округа, пояснив, что строительство, реконструкция, модернизация и капитальный ремонт очистных сооружений канализации на территории Находкинского городского округа в настоящее время находятся только в стадии проектирования.
Между тем, согласно договору аренды имущества от 01.10.2002 N 39-а-к ООО "Форд-Ност" взяло на себя обязательство содержать арендуемое имущество в полной исправности и образцовом техническом состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного ему имущества (пункты 3.2.4, 3.2.5 договора).
В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 41.3 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", арендатор по договору аренды систем водоотведения обязан поддерживать системы водоотведения в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
Таким образом, довод Управления о том, что обязательства по соблюдению качества оказания услуги, в том числе соблюдение природоохранного законодательства возлагается именно на ООО "Форд-Ност", как на лицо, непосредственно осуществляющее деятельность по оказанию населению услуг водоотведения и по использованию водного объекта для сброса сточных вод, коллегия признает обоснованным. При этом, отклоняя доводы жалобы общества, апелляционная коллегия отмечает, что оспариваемым предписанием обществу не вменяется в обязанность именно строительство очистных сооружений, в связи с чем ссылка на отсутствие достаточных денежных средств для строительства очистных сооружений общества является необоснованной.
Поскольку ООО "Форд-Ност" является арендатором имущества по договору от 01.10.2002 N 39-а-к и лицом, осуществляющим деятельность по оказанию населению услуг водоотведения, то в силу пункта 1 статьи 23 ВК РФ именно на нем лежит обязанность по обращению в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении такого водного объекта или его части в пользование в установленном законом порядке.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции правомерно принято во внимание наличие вступившего в законную силу решения Находкинского городского суда Приморского края от 11.07.2011 по делу N 2-1554/11, которым суд удовлетворил требования прокурора г. Находки о признании незаконной деятельности ООО "Форд-Ност" по сбросу сточных вод в залив Восток, бухту Гайдамак и бухту Анна Японского моря в отсутствие разрешения уполномоченного исполнительного органа государственной власти о предоставлении водных объектов в пользование. Данным решением суд обязал ООО "Форд-Ност" устранить нарушение природоохранного законодательства путем получения решения о предоставлении водных объектов залива Восток, бухты Гайдамак, бухты Анна Японского моря в пользование в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Доказательств того, что решение суда общей юрисдикции, вступившее в законную силу 29.07.2011, исполнено, общество арбитражному суду не представило.
Таким образом, задолго до момента выдачи первого предписания от 21.09.2017 N 194-КНД общество знало о наличии обязанности по получению решения о предоставлении водных объектов в пользование, однако на протяжении длительного времени не принимало мер к выполнению своей обязанности.
Доказательств того, что ООО "Форд-Ност" обращалось в Управление с ходатайствами о продлении сроков как предписания от 21.09.2017 N 194-КНД, так и предписания от 17.09.2018 N 187-КНД/2018 материалы дела не содержат. Ввиду этого, ссылка в жалобе на то, что установленный в оспариваемом предписании срок является недостаточным для получения необходимого решения, является необоснованной.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ обстоятельств для удовлетворения заявленных требований.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.03.2019 по делу N А51-22595/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.