Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 сентября 2019 г. N Ф10-3855/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А62-8169/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2019 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьёвой К.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КВАНТ" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.02.2019 по делу N А62-8169/2018 (судья Ерохин А.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КВАНТ" (г. Пенза, ОГРН 1175835002001; ИНН 5837068620) к Смоленской таможне (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849; ИНН 6729005713) о признании недействительными решений от 14.06.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10113110/190318/0034119, от 15.06.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10113110/200318/0035193, от 29.06.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10113110/210318/0035878, от 29.06.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10113110/230318/0037350,
в судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "КВАНТ": не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
от Смоленской таможни: не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КВАНТ" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня) о признании недействительными решений от 14.06.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10113110/190318/0034119, от 15.06.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10113110/200318/0035193, от 29.06.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10113110/210318/0035878, от 29.06.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10113110/230318/0037350.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.02.2019 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с постановленным решением, заявитель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить, принять новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить в полном объеме.
Свои требования заявитель обосновывает тем, что решение суда первой инстанции является незаконным, так как судом применен закон, не подлежащий применению; отсутствуют мотивы, по которым суд отклонил доводы заявителя по поводу непредставления экспортной декларации; различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости, поскольку эти данные не являются нормативно-правовыми актами, а носят лишь учетно-статистический характер.
Проверив в порядке, установленном ст.ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 10 ст. 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
По правилам п. 2 ст. 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС).
Пунктом 15 ст. 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном ст. 39 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со ст. 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
существенно не влияют на стоимость товаров;
установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 40 ТК ЕАЭС могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 4 настоящей статьи.
Если хотя бы одно из условий, указанных в п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
Согласно п. 3 ст. 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Как установлено п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в ст. 108 ТК ЕАЭС (пп. 1, 4, 9 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе, ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (пп. 10 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС).
В случае если в документах, указанных в п. 1 настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
В силу п. 1 ст. 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (п. 1 ст. 325 ТК ЕАЭС).
Согласно п. 4 указанной статьи таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:
1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с п. 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
На основании п. 17 ст. 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со ст. 112 ТК ЕАЭС.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (п. 4 ст. 112 ТК ЕАЭС).
Как следует из материалов дела, заявителем по ДТ N 10113110/190318/0034119 осуществлено декларирование товаров "люстры и прочее электр. освет. оборудование", "изделия для электрического осветительного оборудования из стекла", товарного знака "РОСТОК", классифицируемые в товарных подсубпозициях ТНВЭД ЕАЭС 9405109109, 9405911000, соответственно, производитель товаров - "DWANS LIMITED" (Китай, далее - производитель).
Товар импортирован заявителем по внешнеторговому контракту N 2070717 от 07.07.2017, заключенному с компанией "ZHONG SHAN JIAXIN IMP. AND EXP. CO., LTD." (Китай, далее - продавец) на условиях поставки FOB SHENZHEN/YANTIAN. (далее - контракт).
Валюта контракта доллары США. Таможенная стоимость определена и заявлена декларантом по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В период таможенного декларирования выявлено срабатывание системы управления рисками на указанные товары по направлению контроля таможенной стоимости товаров.
В связи с тем, что в результате анализа ценовой информации с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций) установлено, что средний индекс таможенной стоимости (далее - ИТС) однородных товаров, продекларированных в соответствующий период времени, значительно выше индексов таможенной стоимости товаров, заявленных ООО "КВАНТ", а также с целью выяснения всех условий, оказавших влияние на формирование стоимости сделки и правомерности использования метода по стоимости сделки, заявителю 19.03.2018 направлен "Запрос документов и (или) сведений" с установленным сроком предоставления дополнительных документов, сведений и пояснений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров - 17.05.2018.
Одновременно заявителю была сообщена сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров.
С целью подтверждения заявленных сведений о величине таможенной стоимости, полноты включения в структуру таможенной стоимости всех ее элементов у декларанта были запрошены дополнительные документы.
В результате рассмотрения документов, представленных заявителем, в соответствии с п. 15 ст. 325 ТК ЕАЭС был направлен "Запрос о представлении дополнительных документов и сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и сведений, содержащихся в иных документах" N 1 от 04.06.2018.
В результате анализа представленных заявителем дополнительных документов в подтверждение указанной таможенной стоимости, таможней сделаны следующие выводы:
В соответствии с условиями п. 3.4 контракта инвойс вступает в силу с момента подтверждения покупателем согласия на оплату по этому инвойсу путем отправки по факсу либо электронной почте. Данный документ заявителем не представлен, так как он направлялся по электронной почте и на данный момент времени не сохранился. Таким образом, заявителем не представлено подтверждение факта согласования сторонами существенных условий сделки, а также ход исполнения сторонами обязательств по контракту.
Условия поставки товара в прайс-листе продавца и спецификации поставки различны в части наименования географического пункта, при этом цены на товар одинаковы. Согласно пояснению заявителя, продавец отгрузил товар из другого порта по тем же ценам. Документальное свидетельство данного объяснения не представлено, так как деловая переписка не сохранилась, публичная оферта продавца без включения в цену товара расходов на его доставку до порта отправления также не представлена.
Экспортная декларация страны отправления не представлена. По объяснениям продавца он не может предоставить экспортную ДТ, так как данная информация является коммерческой тайной.
По ДТ N 10113110/200318/0035193 осуществлено декларирование товаров "лампы электрические настольные, напольные из прочих материалов", "части ламп и осветительного оборудования", товарного знака "РОСТОК", классифицируемые в товарных подсубпозициях ТН ВЭД ЕАЭС 9405209109, 9405990008, соответственно, производитель товаров - "DWANS LIMITED" (Китай, далее - производитель).
Товар импортирован заявителю по внешнеторговому контракту N 2070717 от 07.07.2017, заключенному с компанией "ZHONG SHAN JIAXIN IMP. AND EXP. CO., LTD." (Китай, далее - продавец) на условиях поставки FOB SHENZHEN (далее - контракт).
Валюта контракта доллары США.
Таможенная стоимость определена и заявлена декларантом по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В период таможенного декларирования выявлено срабатывание системы управления рисками на указанные товары по направлению контроля таможенной стоимости товаров.
В связи с тем, что в результате анализа ценовой информации с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций) установлено, что средний индекс таможенной стоимости (далее - ИТС) однородных товаров, продекларированных в соответствующий период времени, значительно выше индексов таможенной стоимости товаров, указанных заявителем, а также с целью выяснения всех условий, оказавших влияние на формирование стоимости сделки и правомерности использования метода по стоимости сделки, заявителю 28.03.2018 направлен "Запрос документов и (или) сведений" с установленным сроком предоставления дополнительных документов, сведений и пояснений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров - 18.05.2018.
Одновременно заявителю была сообщена сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможне для выпуска товаров.
С целью подтверждения заявленных сведений о величине таможенной стоимости, полноты включения в структуру таможенной стоимости всех ее элементов у декларанта были запрошены дополнительные документы.
В результате рассмотрения документов, представленных заявителем в ответ на запрос, в соответствии с п. 15 ст. 325 ТК ЕАЭС был направлен "Запрос о представлении дополнительных документов и сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и сведений, содержащихся в иных документах" N б/н от 08.06.2018.
В результате анализа представленных заявителем дополнительных документов в подтверждение заявленной таможенной стоимости, таможней сделаны следующие выводы:
Выявлены разночтения в условиях поставки товаров в представленных документах. Согласно представленного заявителем прайс-листа продавца б/н от 01.01.2018, товары предлагаются на условиях FOB NANSA, FOB GUANGZHOU.
В графе 20 ДТ N 10113110/200318/0035193 условия поставки, цены на товары в приложении к контракту N 17 от 09.01.2018 указаны на условиях FOB Shenzhen. Условия поставки товара в прайс-листе продавца и приложению к контракту различны в части наименования географического пункта, при этом цены на товары одинаковы.
Продавец не является производителем товаров. Прайс-лист производителя товаров заявителем не представлен. Из объяснений заявителя следует, что он не осуществляет сотрудничество с производителем, и представление документального подтверждения производителя по формированию цены на товар для покупателя и для иных участников рынка не представляется возможным.
Документального подтверждения обращения заявителя к продавцу товаров о предоставлении прайс-листа производителя товаров не предоставлено. Также в письме продавца б/н от 06.06.2018, на которое ссылается заявитель, говорится об отгрузке продавцом товаров со склада производителя, но ничего не сообщается о невозможности предоставления прайс-листа производителя товаров. Представленный прайс-лист продавца не подписан и не удостоверен уполномоченным на это лицом.
В связи с вышеизложенным, таможней сделан вывод о наличии обстоятельств, влияние которых на стоимость сделки не может быть количественно определено, что является ограничением использования первого метода определения ТС в соответствии с требованиями п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС.
В результате анализа ценовой информации с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций) установлено, что заявленный уровень ИТС оцениваемых товаров близок к минимальным уровням ИТС по ФТС России по сравнению с однородными товарами, ввозимыми иными участниками ВЭД в сопоставимый период времени.
Пояснения о причинах расхождения уровня заявленной стоимости оцениваемого товара с поставками однородных товаров, декларантом не представлены. Прайс-лист производителя товаров и экспортная ДТ страны отправления не представлены. По объяснениям заявителя и продавца, их переписка не сохранилась, а экспортная декларация является коммерческой тайной продавца.
По ДТ N 10113110/210318/0035878, осуществлено декларирование товаров "люстры и прочее электр. освет. оборудование", "изделия для электрического осветительного оборудования из стекла" товарного знака "РОСТОК", классифицируемые в товарных подсубпозициях ТН ВЭД ЕАЭС 9405109109, 9405911000 соответственно, производитель товаров - "DWANS LIMITED" (Китай, далее - производитель).
Товар импортирован заявителем по внешнеторговому контракту N 2070717 от 07.07.2017, заключенному с компанией "ZHONG SHAN JIAXIN IMP. AND EXP. CO., LTD." (Китай, далее - продавец) на условиях поставки FOB SHENZHEN (далее - контракт), на основании коммерческого инвойса N 1808 от 10.01.2018.
Валюта контракта доллары США.
Таможенная стоимость определена и заявлена декларантом по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В период таможенного декларирования выявлено срабатывание системы управления рисками на указанные товары по направлению контроля таможенной стоимости товаров.
В связи с тем, что в результате анализа ценовой информации с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций) установлено, что средний индекс таможенной стоимости (далее - ИТС) однородных товаров, продекларированных в соответствующий период времени, значительно выше индексов таможенной стоимости товаров, указанных заявителем, а также с целью выяснения всех условий, оказавших влияние на формирование стоимости сделки и правомерности использования метода по стоимости сделки, заявителю 30.03.2018 направлен "Запрос документов и (или) сведений" с установленным сроком предоставления дополнительных документов, сведений и пояснений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров - 22.05.2018.
Одновременно заявителю была сообщена сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможне для выпуска товаров.
С целью подтверждения заявленных сведений о величине таможенной стоимости, полноты включения в структуру таможенной стоимости всех ее элементов у заявителя были запрошены дополнительные документы и сведения.
В результате рассмотрения документов, представленных заявителем в ответ на "Запрос документов и (или) сведений", в соответствии с п. 15 ст. 325 ТК ЕАЭС 19.06.2018 был направлен "Запрос о представлении дополнительных документов и сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и сведений, содержащихся в иных документах" б/н.
В результате анализа представленных заявителем дополнительных документов в подтверждение заявленной таможенной стоимости, таможней сделаны следующие выводы.
Представленный прайс-лист продавца действует в период с 16.12.2017 по 31.12.2017. Согласно условиям контракта (п. 3.3) заказ считается принятым к исполнению, если продавец выставил покупателю предварительный инвойс (проформа-инвойс). Представленная к продекларированной товарной партии проформа-инвойс N 1808 датирована 10.01.2018, в связи с чем таможня пришла к выводу о том, что заказ осуществлен покупателем в период, когда указанный прайс-лист уже не действовал.
Кроме того, представленный прайс-лист выставлен на условиях FOB NANSA, GUANGZHOU, тогда как товар продекларирован на условиях FOB SHENZHEN.
У заявителя повторно был запрошен прайс-лист производителя, действующий в период оформления заказа.
В ответ заявителем 28.06.2018 дано пояснение о невозможности представить прайс-лист производителя ввиду того, что сотрудничество осуществляется напрямую с продавцом. Вместе с тем, заявителем документально не подтверждены намерения получить прайс-лист непосредственно у производителя товаров или через продавца, имеющего прямой контакт с производителем.
В пояснениях, представленных в таможню, заявитель утверждает, что продавец, выставив 10.01.2018 инвойс N 1808, подтвердил таким образом, что принял к исполнению заказ от 16.12.2017. В приложенном комплекте документов отсутствует документальное подтверждение названного заказа.
По мнению таможни, представленный прайс-лист продавца не действовал в период формирования заказа, так как по смыслу п. 3 Контракта заказ считается оформленным по факту выставления предварительного инвойса, то есть в данном случае - 10.01.2018.
У заявителя запрошена экспортная таможенная декларация страны происхождения с переводом и отметками таможенных органов о фактическом вывозе товара, содержащая сведения о количестве и стоимости товара, условиях поставки.
В ответ заявителем экспортная декларация страны отправления не представлена, намерения ее получения не подтверждены документально. Согласно обычаям делового оборота представление китайской экспортной декларации по запросу иностранного контрагента является нормальной практикой.
Таможня 19.06.2018 повторно запросила экспортную декларацию страны отправления по рассматриваемой поставке. На указанный запрос заявителем экспортная декларация не представлена, при этом представлено письмо продавца с информацией о том, что внутренние документы, в числе которых названа экспортная декларация, не предоставляются сторонним организациям и являются коммерческой тайной.
К приведенным пояснениям таможня отнеслась скептически, поскольку в данной сделке заявитель не является сторонней организацией, а является ее непосредственным участником.
Пунктом А10 Международных правил толкования торговых терминов Инкотермс предусмотрено, что при поставке товаров на условиях FOB, продавец обязан по просьбе покупателя оказать последнему на его риск и за его счет полное содействие в получении документов или их электронных эквивалентов, выдаваемых в/или передаваемых из страны отгрузки и/или страны происхождения товара, которые могут понадобиться покупателю для ввоза товара или в случае необходимости транзитной перевозки через третьи страны.
Заявитель вправе был инициировать процедуру внесения в контракт соответствующих изменений и дополнений, обязующих продавца в кратчайшие сроки предоставлять экспортную декларацию покупателю, однако мнение иностранного партнера относительно возможности внесения таких изменений заявитель не выяснял.
Таким образом, заявителем не подтверждена информация об экспортной стоимости продекларированных им товаров.
В результате анализа ценовой информации с использованием программных средств таможенных органов установлено, что заявленный ИТС анализируемых товаров близок к минимальным значениям по ФТС России по сравнению с ИТС однородных товаров, ввозимых иными участниками ВЭД в сопоставимый период времени.
Кроме того, таможней установлены факты декларирования заявителем идентичных товаров в сопоставимый период времени по более высоким фактурным ценам. В ДТ N 10714040/071217/0040472, оформленной заявителем в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления, цена артикула GR7027/3A составляет 2,82 долл. США/шт., в ДТ 10113110/210318/0035878 - 2,69 долл. США/шт., арт. GR7027/5A - 4,40 долл. США/шт. и 4,27 долл. США/шт. соответственно, арт. GR7027/3E - 2,82 долл. США/шт. и 2,61 долл. США/шт. соответственно и т.д.
У заявителя запрошены причины выбора продавца товара, отличного от производителя; факторы, влияющие на согласование сторонами цены товара в ходе выполнения контракта.
В ответ заявителем представлены только разъяснения по вопросу организации сделки с продавцом товаров; коммерческая переписка сторон не представлена ввиду ограниченного количества места на почтовом сервере заявителя; аналитические материалы, касающиеся ценообразования поставляемой продукции, не представлены, как и причины выбора продавца товара, отличного от производителя.
19.06.2018 у заявителя повторно были запрошены указанные данные, однако, они не были представлены.
Непредставление заявителем информации о факторах, влияющих на согласование цен сторонами контракта, наряду с падением фактурной цены на артикулярном уровне и отсутствием аналитических материалов по ценообразованию не позволили таможне в полном объеме исследовать условия и обстоятельства, сопутствующие формированию стоимости сделки.
Пунктом 3.5. контракта установлено, что продавец обязуется в течение 5 дней с момента оплаты по выставленному инвойсу отгрузить товар со склада. Платежное поручение N 2 на оплату товара датируется 31.01.2018, в то время как коносамент N YTVT273R129, по которому была отправлена товарная партия, датируется 26.01.2018, что не соответствует последовательности действий, установленной контрактом.
Таким образом, таможня пришла к выводу о том, что представленное платежное поручение достоверно не подтверждает оплату рассматриваемой поставки. Других платежных документов по оплате декларируемой партии товара к таможенному оформлению предоставлено не было.
По ДТ N 10113110/230318/0037350 осуществлено декларирование товаров "люстры и прочее электрическое осветительное оборудование", "изделия для электрического осветительного оборудования из стекла", "люстры, подвесное или настенное, из прочих материалов" товарного знака "РОСТОК", классифицируемые в товарных подсубпозициях ТНВЭД ЕАЭС 9405109109, 9405911000, 9405109808 соответственно, производитель товаров - "DWANS LIMITED" (Китай, далее - производитель).
Товар импортирован заявителем по внешнеторговому контракту N 2070717 от 07.07.2017, заключенному с компанией "ZHONG SHAN JIAXIN IMP. AND EXP. CO., LTD." (Китай, далее - продавец) на условиях поставки FOB SHENZHEN (далее - контракт), на основании коммерческого инвойса N 1812 от 17.01.2018.
Валюта контракта доллары США.
Таможенная стоимость определена и заявлена декларантом по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В период таможенного декларирования выявлено срабатывание системы управления рисками на указанные товары по направлению контроля таможенной стоимости товаров.
В связи с тем, что в результате анализа ценовой информации с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций) установлено, что средний индекс таможенной стоимости (далее - ИТС) однородных товаров, продекларированных в соответствующий период времени, значительно выше индексов таможенной стоимости товаров, указанных заявителем, а также с целью выяснения всех условий, оказавших влияние на формирование стоимости сделки и правомерности использования метода по стоимости сделки, заявителю 23.03.2018 направлен "Запрос документов и (или) сведений" с установленным сроком предоставления дополнительных документов, сведений и пояснений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров - 22.05.2018.
Одновременно заявителю была сообщена сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможне для выпуска товаров.
С целью подтверждения заявленных сведений о величине таможенной стоимости, полноты включения в структуру таможенной стоимости всех ее элементов у декларанта были запрошены дополнительные документы и сведения.
В результате рассмотрения документов, представленных заявителем в ответ на "Запрос документов и (или) сведений", в соответствии с п. 15 ст. 325 ТК ЕАЭС был направлен "Запрос о представлении дополнительных документов и сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и сведений, содержащихся в иных документах" б/н от 21.06.2018.
В результате анализа представленных заявителем дополнительных документов в подтверждение заявленной таможенной стоимости, таможней сделаны следующие выводы:
Пунктом 2 "Запроса документов и (или) сведений" у заявителя запрошен прайс-лист производителя, адресованный неопределенному кругу лиц (публичная оферта) с указанием срока действия и условиями поставки (не предусматривающими включение в цену товара расходов по транспортировке - EXW, FOB, FCA и прочие) на весь ассортимент производимой им продукции.
В ответ заявителем представлен прайс-лист продавца.
У заявителя повторно был запрошен прайс-лист производителя, действующий в период оформления заказа.
В ответ заявителем 28.06.2018 дано пояснение о невозможности представить прайс-лист производителя ввиду того, что сотрудничество осуществляется напрямую с продавцом. Вместе с тем, заявителем документально не подтверждены намерения получить прайс-лист непосредственно у производителя товаров или через продавца, имеющего прямой контакт с производителем.
У заявителя запрошена экспортная таможенная декларация страны происхождения с переводом и отметками таможенных органов о фактическом вывозе товара, содержащая сведения о количестве и стоимости товара, условиях поставки.
Заявителем экспортная декларация страны отправления не представлена.
Таможня 21.06.2018 повторно запросила экспортную декларацию страны отправления по рассматриваемой поставке. На указанный запрос заявителем экспортная декларация не представлена, при этом представлено письмо продавца с информацией о том, что внутренние документы, в числе которых названа экспортная декларация, не предоставляются сторонним организациям и являются коммерческой тайной.
К приведенным пояснениям таможня отнеслась скептически, поскольку в данной сделке заявитель не является сторонней организацией, а является ее непосредственным участником.
Пунктом А10 Международных правил толкования торговых терминов Инкотермс, предусмотрено, что при поставке товаров на условиях FOB Продавец обязан по просьбе покупателя оказать последнему на его риск и за его счет полное содействие в получении документов или их электронных эквивалентов, выдаваемых в/или передаваемых из страны отгрузки и/или страны происхождения товара, которые могут понадобиться покупателю для ввоза товара или в случае необходимости транзитной перевозки через третьи страны.
Также покупатель вправе был инициировать процедуру внесения в контракт соответствующих изменений и дополнений, обязующих продавца в кратчайшие сроки предоставлять экспортную декларацию покупателю, однако мнение инопартнера относительно возможности внесения таких изменений заявитель не выяснял. Для предоставления экспортной таможенной декларации был установлен достаточный срок. Тем не менее, мер по своевременному предоставлению экспортной декларации заявителем предпринято не было.
Таким образом, по мнению таможни, заявителем не подтверждена информация об экспортной стоимости продекларированных им товаров.
В результате анализа ценовой информации с использованием программных средств таможенных органов установлено, что заявленный ИТС анализируемых товаров близок к минимальным значениям по ФТС России по сравнению с ИТС однородных товаров, ввозимых иными участниками ВЭД в сопоставимый период времени.
У заявителя запрошены причины выбора продавца товара, отличного от производителя; факторы, влияющие на согласование сторонами цены товара в ходе выполнения контракта.
В ответ заявителем представлены только разъяснения по вопросу организации сделки с продавцом товаров; коммерческая переписка сторон не представлена ввиду ограниченного количества места на почтовом сервере Общества; аналитические материалы, касающиеся ценообразования поставляемой продукции, не представлены, как и причины выбора продавца товара, отличного от производителя.
21.06.2018 у заявителя повторно были запрошены указанные данные, однако, они не были представлены.
Таким образом, непредставление заявителем информации о факторах, влияющих на согласование цен сторонами контракта, аналитических материалов, касающихся ценообразования поставляемой продукции, не дают таможне в полном объеме исследовать условия и обстоятельства, сопутствующие формированию стоимости сделки.
У заявителя запрошены платежные документы по оплате за товары, продекларированные по ДТ, либо за идентичные товары, ранее ввезенные в рамках контракта: платежное поручение с отметкой банка, выписка из лицевого счета, ведомость банковского контроля.
Вопреки доводам заявителя суд считает недоказанным то обстоятельство, что заказ товара, поставленного по инвойсу N 1808 от 10.01.2018 осуществлен покупателем по прайс-листу, действовавшему в период 16.12.17-31.12.17, поскольку в подтверждение оформления заказа представлен только сам прайс-лист, что отражено в пояснениях заявителя и приложенных к нему документах.
Вместе с тем, отсутствие сведений о цене товаров у производителя, а также информации об экспортной стоимости товаров в стране отправления в совокупности с выявленными расхождениями в представленных документах, и информацией о цене идентичных/однородных и товаров того же класса или вида, находящиеся в распоряжении таможенного органа, свидетельствует о наличии указанных в ст. 39 ТК ЕАЭС условий и обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 (далее - Постановление N 18) разъяснено, что таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара (п. 7).
Как указано в п. 5 Постановления N 18, одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости товаров исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля.
Непредставление заявителем прайс-листа производителя, на основании которого также можно было бы проанализировать сведения о стоимости декларируемого товара в стране отправления и объяснить причины отличия цены сделки от цены на однородный товар, не позволило таможне устранить послужившие основанием для проведения дополнительной проверки сомнения в достоверности сведений о заявленной таможенной стоимости товаров и правомерности ее определения по цене сделки на основании представленных заявителем документов.
Согласно п. 7 Постановления N 18 признаками недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Заявитель не представил пояснения, обосновывающие низкий уровень заявленной цены товара при наличии данных у таможни о ввозе аналогичных товаров на территорию РФ по средней цене, превышающей указанную заявителем стоимость товара.
Между тем, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что цена на декларируемые товары являлась более низкой по сравнению со средним уровнем цен на идентичные и однородные товары, сведения о которых имелись в распоряжении таможни.
Таким образом, судом первой инстанции справедливо отмечено в оспариваемом решении, что действуя разумно, заявитель мог и должен был заблаговременно обеспечить поступление всех необходимых и возможных к представлению таможне документов, обосновывающих названное различие цен; именно на декларанте лежит ответственность за достоверное заблаговременное документальное подтверждение цены внешнеторговой сделки, при этом при заключении внешнеторгового контракта заявитель обязан заранее согласовать с иностранным партнером все условия для подтверждения стоимости товаров.
Значение сведений экспортной декларации для решения вопроса достоверности сведений о таможенной стоимости обусловлено самим статусом данного документа. В числе всех документов, предусмотренных для подтверждения заявленной таможенной стоимости, только экспортная декларация является официальным документом иностранного государственного органа, содержащим стоимостную информацию. Сведения экспортной декларации относятся к количественно определяемым данным, на которых должна основываться таможенная стоимость.
Таможня в достаточной степени обосновала вывод о том, что представленные заявителем дополнительные документы и (или) сведения, не устранили сомнений в том, что продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, в связи с чем, таможенная стоимость товара не может быть определена в соответствии со ст. 39 ТК ЕАЭС.
При сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности (абз. 4 п. 10 Постановления N 18).
Суд первой инстанции оценил факты предоставления таможней заявителю времени и возможности доказывания своих доводов и отсутствие нарушений в процедуре доказывания таможенной стоимости товаров.
Исходя из изложенного суд пришел к обоснованным выводам о том, что представленными заявителями документами, сведениями и пояснениями не устранены основания для проведения дополнительной проверки таможенной стоимости, решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ приняты в соответствии с положениями ст. 325 ТК ЕАЭС исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
При этом таможня в оспариваемых решениях последовательно выбрала метод определения таможенной стоимости и исходя из товарных позиций ввезенных товаров, в соответствии с п. 6 ст. 45 ТК ЕАЭС привела реквизиты соответствующих источников ценовой информации.
В силу чего суд первой инстанции правомерно установил, что оспариваемые решения таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, не противоречат закону и не нарушают права и законные заявителя.
Вопреки доводу апеллянта, не может быть признана основанием для отмены решения ссылка суда первой инстанции на ст. 65 ТК ТС, утратившего силу с 01.01.2018, поскольку суд не руководствовался данной нормой при вынесении решения и не основывал на ней свои выводы; данное обстоятельство не привело к принятию неправосудного решения и не повлияло на правильность решения суда.
Кроме того, материалами дела подтверждается безосновательность доводов заявителя об отсутствии в оспариваемом решении оценки судом пояснений заявителя о непредставлении экспортной декларации.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка ссылке заявителя и письму продавца, что экспортная декларация является коммерческой тайной продавца (т. 4 л.д. 90, т. 4 л.д. 93, т. 4 л.д. 95).
Также отклоняется апелляционный коллегией и довод апеллянта о том, что различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости, поскольку эти данные не являются нормативно-правовыми актами, а носят лишь учетно-статистический характер. Как было указано выше, признаками недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов (п. 7 Постановления N 18).
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы, изложенные в обоснование позиции по спору, судом отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы - общество с ограниченной ответственностью "КВАНТ".
ООО "КВАНТ" в соответствии со ст. 104 АПК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 4 500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 05.03.2019 N 78.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.02.2019 по делу N А62-8169/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Квант" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 05.03.2019 N 78.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.