город Ростов-на-Дону |
|
20 мая 2019 г. |
дело N А32-49779/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Власовой Е.К. по доверенности от 02.04.2019, заинтересованного лица Беловой С.Л. по доверенности от 25.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Группа Отелей Русские Сезоны" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.2019 по делу N А32-49779/2018 (судья Гонзус И.П.) по заявлению Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к обществу с ограниченной ответственностью "Группа Отелей Русские Сезоны" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - заявитель, управление) обратилось с требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Группа Отелей Русские Сезоны" (далее - ООО "Группа Отелей Русские Сезоны", общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 22.11.2018 N 26В/2018-241
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.2019 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении N 26В/2018-247 от 22.11.2018 назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 300000 руб.
Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, а также необходимостью квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ.
Управление с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в возражении, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражения заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Группа отелей русские сезоны" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1142367003822, ИНН 2317972470, дата регистрации 26.03.2014, адрес: 354340, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Триумфальная, дом 10А, офис 1).
Должностными лицами управления на основании распоряжения заместителя руководителя управления О.П. Шашлова N 09-09/ВП 1278 от 08.11.2018 проведена внеплановая проверка общества.
В ходе проверки Английского паба "Принц Уэльский" ООО "Группа Отелей Русские Сезоны", осуществляющего деятельность в сфере общественного питания по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Парусная, 39, проводимой сотрудниками управления 15.11.2018, выявлен факт использования в обороте мясной продукции в количестве двух упаковок, общим весом 0,55 кг., с нарушением срока годности, указанного на маркировках данной мясной продукции - до 18.10.2018 и 12.01.2018. На маркировочных ярлыках отсутствовала информация об условиях хранения и сроках годности продукции, установленных её изготовителем, сведения о происхождении продукции. Обществом не представлены документы, обеспечивающие прослеживаемость продукции.
Выявленные факты квалифицированы сотрудниками управления как нарушение пункта пунктов 3, 4 статьи 5; пункта 6 статьи 7; пункта 7 статьи 17 Технического регламента Таможенного Союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 9.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее ТР ТС 021/2011).
Заявителем обществу выдано предписание от 15.11.2018 об устранении выявленных нарушений. В соответствии с предписанием мясопродукция общим весом 0,55 кг изъята. Нарушение обществом требований ТР ТС 021/2011 зафиксировано должностными лицами управления в акте проверки юридического лица N 09-09/ВП 1278 от 22.11.2018. Государственным инспектором отдела пограничного ветеринарного контроля на Государственной границе РФ и транспорте управления, с постоянным местом дислокации в Сочинском межрайонном отделе ветеринарного и фитосанитарного надзора А.В. Погодаевым в отношении ООО "Группа Отелей Русские Сезоны" 22.11.2018 составлен протокол об административном правонарушении N 26В/2018-247 по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Для принятия решения по существу заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой. В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее Закон о техническом регулировании).
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов, субъектами рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец. Объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, заключается в нарушении обязательных требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Статьей 2 Закона о техническом регулировании установлено, что технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства-строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации). Пунктами 3, 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 установлено, что пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции. Прослеживаемость пищевой продукции - возможность документально (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья (статья 4 ТС 021/2011). Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства-члена Таможенного союза. В соответствии с пунктом 6 статьи 7 ТР ТС 021/2011 сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
При хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требования настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (пункт 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011). Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулирует Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов).
В соответствии со статьей 1 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки. Таким образом, продукция включает в себя такое понятие как пищевые продукты.
Как установлено положениями части 2 статьи 3 указанного выше закона не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в том числе, не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. Пунктом 1 статьи 20 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов предусмотрено, что при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов. В силу пункта 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании требования к продукции или к связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Таким образом, соблюдение обязательных требований технических регламентов Таможенного Союза является гарантией реализации потребителям безопасной продукции, исключающей воздействие на человека неблагоприятных факторов, связанных с наличием в пищевой продукции контаминантов, загрязнителей, создающих угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу для жизни и здоровья будущих поколений. Обеспечение безопасности пищевых продуктов включает действия, направленные на обеспечение максимально возможной безопасности всех пищевых продуктов на этапах от производства до потребления.
Управлением установлено, что обществом нарушены требования к сроку хранения и прослеживаемости пищевой продукции, установленные пунктами 3, 4 статьи 5; пунктом 6 статьи 7; пунктом 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011. Данное нарушение создает угрозу причинения вреда здоровью людей, возникновению, распространению инфекционных заболеваний, массовых пищевых отравлений. На момент проведения управлением проверки, составления акта проверки, предписания и протокола о совершении административного правонарушения генеральным директором общества приведенные ответчиком в судебном заседании доводы не заявлялись, доказательства отсутствия вины не представлялись. Факт нарушения обществом требований ТР ТС 021/2011 подтверждается актом проверки юридического лица N 09-09/ВП 1278 от 22.11.2018, протоколом об административном правонарушении от 22.11.2018 N 26 В/2018-247. Обществом не предоставлено доказательств, позволяющих установить соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о пищевых продуктах, материалах и об изделиях, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках.
При таких обстоятельствах, наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о квалификации правонарушения по части 1 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по следующим основаниям.Как указано выше, объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.Частью 1 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.Согласно примечанию к указанной статье под продуктами животноводства в частях 1 и 2 следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.
Субъектами административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица. В соответствии с частью 1 статьи 23.49, статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, рассматривает дела и составляет протокол об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 10.8 (в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства), частями 1 и 2 статьи 14.43 названного Кодекса. Согласно акту о результатах проверки соблюдения требований федерального законодательства от 22.11.2018 обществу вменялась реализация продукции с нарушениями требований технических регламентов ТР ТС 021/2011.
В материалах проверки не указывалось на нарушение обществом ветеринарно-санитарных правил либо правил хранения или реализации продуктов животноводства. Предметом проверок являлось соблюдение обществом технических регламентов, а не норм ветеринарного законодательства. Таким образом, несмотря на то, что в техническом регламенте ТР ТС 021/2011 действительно содержатся требования к пищевой продукции, являющиеся ветеринарными, в данном случае отсутствуют основания для квалификации допущенного правонарушения по части 1 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как по специальной норме по отношению к статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку их нарушение обществу не вменялось (аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2017 N 308-АД17-6640, от 22.12.2017 N 302-АД17-12093 по делу N А33-24793/2016 и т.д.).
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений - жизнь и здоровье потребителей, а также пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности. Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.2019 по делу N А32-49779/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.