г. Челябинск |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А76-32820/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сербина Сергея Ивановича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2019 по делу N А76-32820/2018 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители индивидуального предпринимателя Сербина Сергея Ивановича - Могилева Алия Дмитриевна (доверенность N 74АА4436761 от 05.04.2019), Вахтомина Вера Александровна (N 74АА4436761 от 05.04.2019).
Индивидуальный предприниматель Сербин Сергей Иванович (далее - заявитель, предприниматель Сербин С.И.), общество с ограниченной ответственностью "Терра" (далее - заявитель, ООО "Терра") обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 13.07.2017 года N 2287-8 и обязании в 10-ти дневный срок после вступления в законную силу судебного акта издать постановление о смене разрешенного вида использования земельных участков с "размещение площадки для складирования кернового материала" на "строительство объектов производственно-складского назначения".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2019 резолютивная часть оглашена 26.02.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился предприниматель Сербин С.И. и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе предприниматель (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы указывает на предусмотренное градостроительной документацией размещение новых и эксплуатации существующих объектов производственной деятельности (промышленная, коммунально-складская деятельность). При этом, установленный пунктом 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации запрет на изменение вида разрешенного использования земельного участка, не распространяется на земли, предоставленные без проведения торгов.
Ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что смена разрешенного использования направлена на обход процедуры предоставления земельного участка, поскольку в настоящем случае имеет место не первичное предоставление земельного участка под строительство, а уточнение вида разрешенного использования земельного участка. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий может быть выбран заявителем самостоятельно. Обжалуемый отказ нарушает право на использование земельного участка в соответствии с целевым назначением, которое определено собственником в документации о территориальном планировании. По мнению апеллянта, судом неправильно применены положения пункта 2 статьи 7, пункт 17 статьи 39.8, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и не учтены разъяснения, изложенные в пункте 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны, за исключением представителей предпринимателя Сербина С.И., не явились.
С учетом мнения представителей предпринимателя Сербина С.И. в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представителями заявителя поддержаны доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела 18.12.2013 от ООО "Терра" в адрес главы Еманжелинского муниципального района поступило заявление о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет, расположенного по адресу: Еманжелинск, ул. Победы, 1А для складирования кернового материала (л.д.95).
На основании указанного выше заявления 22.07.2014 администрацией Еманжелинского муниципального района было опубликовано извещение о наличии свободного земельного участка площадью 14000 кв.м. по адресу: г. Еманжелинск, ул. Победы 1А возможного для предоставления в аренду сроком на 5 лет в целях размещения площадки для складирования кернового материала (л.д. 97). В соответствии с опубликованными характеристиками:
1) на земельном участке запрещается осуществлять строительство, возведение капитальных зданий, строений и сооружений, иных объектов недвижимости;
2) разрешенное использование земельного участка в течение срока действия договора аренды изменению не подлежит.
12.01.2015 на основании постановления Администрации Еманжелинского муниципального района от 23.12.2014 (л.д. 98) между Комитетом по управлению имуществом администрации Еманжелинского муниципального района и ООО "Терра" подписан договор аренды N 1, находящегося в государственной собственности земельного участка (л.д.66-68).
Предметом указанного договора является земельный участок с кадастровым номером 74:28:0104012:96, находящийся по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, город Еманжелинск, улица Победы, N 1а, для использования в целях под размещение площадки для складирования кернового материалам, в границах, указанном в кадастровом паспорте участка, общей площадью 14000 кв.м.
Постановлением Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области от 26.04.2016 N 129 изменено разрешенное использование земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 74:28:0104012:98, площадью 5970 кв.метров, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 74:28:0104012:96, расположенного по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, город Еманжелинск, улица Победы, N 1а: вместо разрешенного использования "производственная деятельность (для строительства механического цеха)", считать разрешенным использованием земельного участка "под размещение площадки для складирования кернового материала" (л.д.77).
18.07.2016 между Комитетом по управлению имуществом администрации Еманжелинского муниципального района и ООО "Терра" подписан договор аренды N 27, находящегося в государственной собственности земельного участка (л.д.71-74).
Предметом указанного договора является земельный участок с кадастровым номером 74:28:0104012:98, находящийся по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, город Еманжелинск, улица Победы, N 1а, для использования в целях под размещение площадки для складирования кернового материалам, в границах, указанном в кадастровом паспорте участке, общей площадью 5970 кв.м.
Постановлением Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области от 05.09.2016 N 319 ООО "Терра" предоставлен в аренду изменённый исходный земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:28:0104012:96, образованного в результате раздела земельного участка, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Челябинская область, Еманжелинский район, город Еманжелинск, улица Победы, N 1а, разрешенное использование - под размещение площадки для складирования кернового материала, площадью 8030 квадратных метров, сроком по 15 января 2019 года (л.д.17).
Постановлением Еманжелинского муниципального района Челябинской области от 23.12.2017 N 704 ООО "Терра" предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:28:0104012:96, находящийся по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, г.Еманжелинск, ул.Победы, 1А, для использования в целях под размещение площадки для складирования кернового материала, площадью 14000 кв.м., сроком по 15.01.2019.
Постановлением Администрации Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области от 15.02.2017 N 45 ООО "Терра" в аренду предоставлен изменённый исходный земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:28:0104012:101, образованный в результате раздела земельного участка, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Челябинская область, Еманжелииский район, город Еманжелинск, улица Победы, N 1а, разрешенное использование - под размещение площадки для складирования кернового материала, площадью 2386 квадратных метров, сроком по 15 января 2019 года ( л.д.10).
На основании указанного постановления, между муниципальным образованием Еманжелинское городское поселение и ООО "Терра" подписан договор аренды N 8 от 15.02.2017 находящегося в государственной собственности земельного участка (л.д. 16).
Предметом указанного договора является земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером N 74:28:0104012:101, находящийся по адресу (местоположение): Челябинская область, Еманжелинский район, г.Еманжелинск, ул.Победы, N 1, разрешенное использование - под размещение площадки для складирования кернового материала, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, площадь. 2.386 кв.м.
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды участка: с 15.02.2017 по 15.01.2019.
04.04.2017 между ООО "Терра" (арендатор) и Сербиным Сергеем Ивановичем (новый арендатор) подписан договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды N 8, находящегося в муниципальной собственности земельного участка от 15.02.2017(л.д.12).
В соответствии с указанным договором, арендатор передает, а новый арендатор принимает на себя все права и обязанности арендатора по договору аренды N 8 находящегося в муниципальной собственности земельного участка от 15.02.17 г. в отношении земельного участка, предоставленного муниципальным образованием Еманжелинское городское поселение под размещение площадки для складирования кернового материала, площадью 2 386 кв.м., расположенного по адресу: г.Еманжелинск Челябинской области, ул.Победы, Д.1А, с кадастровым номером 74:28:0104012:101, из земель населенных пунктов.
Постановлением от 08.05.2018 N 144/1Администрацией Еманжелинского городского округа Еманжелинского муниципального района Челябинской области утвержден проект планировки и межевания территории по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, г.Емажелинск, улица Победы, кадастровый номер квартала 74:28:0104012 (л.д.15).
Индивидуальный предприниматель Сербин С.И., ООО "Терра" 20.06.2018 обратились с заявлением в Администрацию Еманжелинского городского округа об изменении разрешенного использования на земельные участки с кадастровыми номерами: 74:28:01040012:98, 74:28:0104012:96, 74:28:0104012:101, указав, что в мае 2018 года ИП Сербиным и ООО "Терра" разработан проект планировки и межевания территории по адресу: г.Еманжелинск, ул.Победы. Данным проектом предусмотрено размещение объектов производственно-складского назначения, проведено межевание земельных участков, с учетом изменения площади, координат и длины границ.
Увеличение участков необходимо для развития полного цикла производства ООО "Дом Камня" (ИП Сербин) и ООО "Терра" (л.д.18).
В письме от 13.07.2018 N 2287-8 Администрация сообщила об отсутствии оснований для изменения разрешенного использования на земельные участки с кадастровыми номерами 74:28:0104012:98, 74:28:0104012:96, 74:28:0104012:101, поскольку земельные участки предоставлялись в аренду для целей, не связанных со строительством, на основании решения администрации Еманжелинского муниципального района и без проведения торгов. При этом предоставление участка в аренду в соответствии с опубликованными критериями было обусловлено обязанностью арендатора, обеспечить использование земельного участка исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть для складирования кернового материала. Обращение ООО "Терра" с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "размещения площадки для складирования кернового материала" на "строительство объектов производственно-складского назначения" оценено в качестве направленного на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости, в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков.
Посчитав, что отказом от 13.07.2018 N 2287-8 Администрации нарушены его законные права и интересы, предприниматель Сербин С.И. и ООО "Терра" обратились настоящим заявлением в суд.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции сделал вывод о том, что земельным кодексом установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством. Установив, что изначальное предоставление земельного участка было произведено без проведения аукциона, для целей размещения площадки для складирования кернового материала, изменение существующего вида его разрешенного использования на вид "для строительства объектов производственно-складского назначения" без учета порядка получения земельного участка в аренду, является недопустимым.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами допускается в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка на основании договора аренды, которым предусмотрено право арендатор на использование земельного участка по указанному в нем назначению.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Земельным кодексом установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Продажа земельных участков для строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства осуществляется на аукционах. Все случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов регламентированы Земельным кодексом.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования "под размещение площадки для складирования кернового материала"; изначальное предоставление земельного участка с кадастровым номером 74:28:0104012:96 обществу "Терра" имело место без проведения торгов для целей не связанных со строительством.
После раздела земельного участка с кадастровым номером 74:28:0104012:96 и образования земельных участков с кадастровыми номерами 74:28:0104012:98, 74:2860101012:96, 74:2860101012:101, вид разрешенного использования также установлен: "под размещение площадки для складирования кернового материала".
В пункте 1.3 договора аренды установлено, что на земельном участке запрещается осуществлять строительство, возведение капитальных зданий, строений и сооружений, иных объектов недвижимости; разрешенное использование земельного участка в течение срока действия договора аренды изменению не подлежит.
Согласование такого условия исключает обоснованность ссылки подателя апелляционной жалобы о нарушении его права на использование арендуемого земельного участка.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что изменение существующего вида его разрешенного использования на вид "для строительства объектов производственно-складского назначения" без соблюдения особенностей, предусмотренных законом, недопустимо. Не должно допускаться изменение разрешенного использования участка, если это ведет к обходу публичных процедур предоставления земель.
Согласно части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктов 2 настоящей статьи.
Вопреки утверждениям апеллянта, введение ограничений на изменение разрешенного использования земельного участка обусловлено необходимостью избежания нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, создания преимущества отдельным лицам при проведении торгов, а также ограничения конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности в соответствующей сфере.
Сделанные судом первой инстанции выводы соответствуют правовой позиции, сформулированной в пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018).
Ссылка подателя апелляционной жалобы на пункт 9 названного Обзора, как и положения пункта 2 статьи 7, пункта 17 статьи 39.8, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, не могут быть признаны обоснованными. Сама по себе допустимость осуществления запрашиваемой деятельности в соответствии с градостроительной документацией и предельными параметрами земельного участка, не исключает необходимости соблюдения приведенных выше особенностей порядка предоставления земельных участков для целей строительства.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Излишне уплаченная по чеку-ордеру от 05.04.2019 государственная пошлина в сумме 3000 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции подлежит возврату индивидуальному предпринимателю Сербину Сергею Ивановичу из федерального бюджета в сумме 2850 руб. на основании подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2019 по делу N А76-32820/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сербина Сергея Ивановича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Сербину Сергею Ивановичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2850 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 05.04.2019 за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.