г. Вологда |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А66-20349/2018 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МКДбюро" на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 февраля 2019 года по делу N А66-20349/2018,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонное) (ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696; адрес: 170100 Тверская область, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 20; далее - управление, УПФ) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "МКДбюро" (ОГРН 1166952073903, ИНН 6952009978; адрес: 170030 Тверская область, город Тверь, улица Можайского, дом 75, квартира 64; далее - общество) финансовой санкции в сумме 2 500 руб. за нарушение установленного срока представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года по решению от 26.04.2018 N 078S19180002534.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 11 февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены частично: с общества в пользу управления взыскана финансовая санкция в сумме 1 000 руб. с учетом применения судом смягчающих ответственность обстоятельств; в доход федерального бюджета с общества взыскано 2 000 руб. государственной пошлины; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года поступили в УПФ с нарушением установленного срока по вине страхователя. Настаивает на том, что данные сведения направлены обществом в управление по телекоммуникационным каналам связи 08.01.2018, то есть своевременно.
От управления отзыв на апелляционную жалобу, а также возражения относительно частичного отказа в удовлетворении исковых требований не поступили.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество производит выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) признается страхователем.
В ходе проведенной управлением проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), установлено, что указанные сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года на 5 застрахованных лиц представлены обществом 17.01.2018 (при сроке представления не позднее 15.01.2018), то есть с нарушением установленного срока.
Названные обстоятельства зафиксированы управлением в акте от 16.03.2018 N 078S18180001734.
Решением от 26.04.2018 N 078S19180002534 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2 500 руб. (500 руб. * 5 застрахованных лиц).
Названное решение обществом в судебном порядке не оспорено.
В адрес общества заявителем направлено требование от 29.05.2018 N 078S01180004280 об уплате указанной финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 19.06.2018.
Согласно сведениям, размещенным в информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет, поскольку указанное требование в добровольном порядке ответчиком не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовой санкции, который выдан Арбитражным судом Тверской области 12.11.2018 по делу N А66-18222/2018.
В дальнейшем определением суда от 14 ноября 2018 года по делу N А66-18222/2018 судебный приказ отменен в связи с поступлением от общества соответствующих возражений в установленный АПК РФ срок.
В связи с этим управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом и управлением требования частично, взыскав с общества финансовые санкции в сумме 1 000 руб. с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона N 27-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 8 названного Закона сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Таким образом, процедура предоставления сведений по телекоммуникационным каналам связи и их подтверждения определена нормативными документами Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М) утвержден постановлением Правления Пенсионным фондом Российской Федерации от 07.12.2016 N 1077п (зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 за номером 44964).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании" (действовавшим в период представления сведений) утверждены Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Технология) и Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ (далее - Протокол).
В силу раздела 7 Технологии страхователь после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) и в зашифрованном виде отправляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с Протоколом, факт приема документов органом Пенсионного фонда Российской Федерации - соответствующим протоколом контроля, подтверждающим правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе. В случае возникновения технических сбоев на стороне органа Пенсионного фонда Российской Федерации страхователь через свою организацию получит сообщение об ошибке.
В соответствии с пунктом 32 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части третьей названной статьи за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
При этом частью семнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (часть 5 статьи 215 настоящего Кодекса).
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).
В данном случае обществом не оспаривается тот факт, что сведения СЗВ-М за декабрь 2017 года на 5 застрахованных лиц по форме "исходная" направлены ответчиком в УПФ в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Доказательств иного в материалы дела подателем жалобы не предъявлено.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций (за непредставление страхователем в установленный срок сведений за декабрь 2017 года), заявитель приложил к этому заявлению, помимо акта проверки, решения о привлечении к ответственности, требования о взыскании финансовой санкции, распечатку электронных извещений со сведениями о получении от страхователя (общества) в электронном виде сведений СЗВ-М в том числе за декабрь 2017 года (лист дела 27).
Согласно названной распечатке сведения за указанный отчетный период поступили от общества 17.10.2018 в 18:54.
Доводы общества о возможности исправления вышеназванной распечатки вручную сотрудниками управления основаны лишь на предположениях ответчика и ничем не подтвержден.
О фальсификации данного документа апеллянтом в порядке, предусмотренном статьей 161 АПК РФ, не заявлено.
Тот факт, что исходная форма сведений СЗВ-М за декабрь 2017 года содержит дату "08.01.2018" не свидетельствует о ее фактическом направлении ответчиком в УПФ в указанную дату.
При этом настаивая на том, что сведения направлены в управление именно 08.01.2018, общество не представило в материалы дела каких-либо подтверждающих документов, в частности, квитанцию о доставке сведений в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, формирование которой предусмотрено разделом 7 Технологии, либо иной документ, составленный оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающий дату их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 32 Инструкции N 766н, либо доказательства, свидетельствующие о том, что названные сведения поступили в управление после истечения установленного срока исключительно по вине оператора электронного документооборота.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, управлением доказан тот факт, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М "исходная" за декабрь 2017 года представлены страхователем 17.01.2018, то есть с нарушением установленного срока (не позднее 15.01.2018).
Следовательно, довод ответчика о представлении сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года 08.01.2018 правомерно отклонен судом первой инстанции.
Поскольку процедура привлечения страхователя к ответственности УПФ соблюдена, за взысканием санкций он обратился в арбитражный суд с соблюдением установленного срока, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований управления в полном объеме.
Вместе с тем, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ все фактические обстоятельства дела с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, суд пришел к выводу о возможности применения в данном случае обстоятельств, смягчающих ответственность ответчика за совершение правонарушения, к числу которых суд отнес совершение ответчиком указанного выше нарушения впервые, небольшой период просрочки представления сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года (два дня).
При этом обстоятельств, отягчающих ответственность, судом не установлено.
В связи с этим суд посчитал возможным уменьшить размер финансовых санкций до 1 000 руб.
Мотивированных возражений относительно данных выводов суда от сторон не поступило, следовательно оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Обжалуемое решение суда соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 11 февраля 2019 года по делу N А66-20349/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МКДбюро" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.