город Ростов-на-Дону |
|
22 мая 2019 г. |
дело N А32-47616/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Краснодарское строительное объединение"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.02.2019 по делу N А32-47616/2018, принятое судьей Бондаренко И.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Краснодарское строительное объединение"
к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью СЗ "Краснодарское строительное объединение" (далее - заявитель, ООО СЗ "Краснодарское строительное объединение", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - административный орган, департамент) от 06.11.2018 N 9 -Ю-632к о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Краснодарское строительное объединение" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемое постановление принято в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ, а именно в отношении лица, состав административного правонарушения которого отсутствует. Кроме того, должностным лицом при принятии оспариваемого постановления не учтено, что застройщиком приняты все возможные меры по недопущению нарушения законодательства о градостроительной деятельности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От департамента поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство департамента о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом о проведении внеплановой документарной проверки от 24.09.2018 N 09-993 департаментом проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства: "Комплекс многоэтажных жилых домов по ул. Воронежской, 47/Д, г. Краснодар, Литер 12, 15. Литер 15 (II этап) (Корректировка)", расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Воронежская, 47/Д.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной проверки должностным лицом департамента - ведущим консультантом отдела государственного строительного надзора по городу Краснодару Беляевым А.В. в установленном порядке 24 октября 2018 года составлен акт проверки N 09-2173-Ю-879-АБ, согласно которому Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар 07.09.2016 ООО "Краснодарское строительное объединение" выдано разрешение N RU 23306000-4646-р-2016 на строительство объекта капитального строительства "Комплекс многоэтажных жилых домов по ул. Воронежской, 47/Д, г. Краснодар, Литер 12, 15. Литер 15 (2 этап) (Корректировка)", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Воронежская, 47/Д. Срок действия разрешения до 07 марта 2020 года.
По проектной документации объекта получены положительные заключения экспертизы: N 23-2-1-2-0096-16 от 19.07.2016, выданное ООО "Краснодарская межрегиональная негосударственная экспертиза"; N 23-1-4-0242-15 от 06.11.2015, выданное ООО "Краснодарская негосударственная экспертиза".
На момент проверки выполнялись работы по возведению плиты перекрытия первого этажа жилого дома.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар 07 сентября 2016 года ООО "Краснодарское строительное объединение" выдано разрешение N RU 23306000-4646-р-2016 на строительство объекта капитального строительства "Комплекс многоэтажных жилых домов по ул. Воронежской, 47/Д, г. Краснодар, Литер 12, 15. Литер 15 (2 этап) (Корректировка)", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Воронежская, 47/Д, со следующими технико-экономическими показателями: площадь застройки - 709,36 кв. м; этажность - 25; количество этажей - 26;
- строительный объем - 50671,35 куб. м; площадь жилого здания - 14343,63 кв. м; количество квартир всего - 177.
В ходе проверки застройщиком представлена откорректированная проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы N 77-2-1-2-0233-18 от 02 августа 2018 года, выданное ООО "Центр экспертных решений". Корректировкой проектной документацией предусмотрены изменения: увеличение высоты подвального и первого этажей, количества этажей, количества квартир и другие изменения.
В соответствии с откорректированной проектной документацией возводится объект капитального строительства со следующими технико-экономическими показателями: площадь застройки - 941 кв. м; этажность - 24 этажа; - количество этажей - 25, в том числе подземных этажей - 1; строительный объем - 52019 куб. м; площадь жилого здания
- 13829 кв. м; количество квартир - 169.
На момент проверки выполнялись работы по возведению плиты перекрытия первого этажа жилого дома.
Разрешение на строительство фактически возводимого объекта капитального строительства отсутствует. Строительство объекта осуществляется без разрешения на строительство.
Посчитав, что в действиях общества имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ 24.10.2018 должностным лицом департамента в отношении ООО СЗ "Краснодарское строительное объединение" составлен протокол об административном правонарушении N 09-2173-Ю-99-АБ по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в присутствии представителя общества по доверенности Савельевой О.Г.
06.11.2018 должностным лицом административного органа в отсутствии представителя общества, надлежащим образом уведомленного, было вынесено постановление N 9-Ю-632к от 11.01.2018 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Несогласие с указанным постановлением административного органа, послужило основанием для обращения заявителя в суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом указанного правонарушения является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без соответствующего разрешения.
Субъектом правонарушений могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Субъективная сторона выражена умыслом или неосторожностью.
Согласно части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Определение объекта капитального строительства содержится в части 10 статьи 1 ГрК РФ - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ под строительством объекта капитального строительства понимается создание зданий (строений, сооружений).
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) (пункт 2); изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4).
В силу части 4 статьи 52 ГрК РФ при осуществлении строительства, а также реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, проектную документацию и разрешение на строительство.
Таким образом, приведенные нормы законодательства устанавливают обязанность лица, непосредственно осуществляющего строительство, иметь проектную документацию и разрешение на строительство до его начала.
В силу пункта 16 статьи 1 ГрК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует, что субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, лицо, на которое законом возложена обязанность получить разрешение на строительство, обеспечивающее надежность и безопасность строительства объекта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с приказом о проведении внеплановой документарной проверки от 24 сентября 2018 года N 09-993 департаментом проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства: "Комплекс многоэтажных жилых домов по ул. Воронежской, 47/Д, г. Краснодар, Литер 12, 15. Литер 15 (II этап) (Корректировка)", расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Воронежская, 47/Д.
Как следует из акта проверки N 09-2173-Ю-879-АБ: " Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар 07 сентября 2016 года ООО "Краснодарское строительное объединение" выдано разрешение N RU 23306000-4646-р-2016 на строительство объекта капитального строительства "Комплекс многоэтажных жилых домов по ул. Воронежской, 47/Д, г. Краснодар, Литер 12, 15. Литер 15 (2 этап) (Корректировка)", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Воронежская, 47/Д. Срок действия разрешения до 07.03.2020.
По проектной документации объекта получены положительные заключения экспертизы: N 23-2-1-2-0096-16 от 19.07.2016, выданное ООО "Краснодарская межрегиональная негосударственная экспертиза"; N 23-1-4-0242-15 от 06.11.2015, выданное ООО "Краснодарская негосударственная экспертиза".
На момент проверки выполнялись работы по возведению плиты перекрытия первого этажа жилого дома.
Выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):
В соответствии с частью 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар 07.09.2016 ООО "Краснодарское строительное объединение" выдано разрешение N RU 23306000-4646-р-2016 на строительство объекта капитального строительства "Комплекс многоэтажных жилых домов по ул. Воронежской, 47/Д, г. Краснодар, Литер 12, 15. Литер 15 (2 этап) (Корректировка)", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Воронежская, 47/Д, со следующими технико-экономическими показателями:
-площадь застройки - 709,36 кв. м;
-этажность - 25;
-количество этажей - 26;
-строительный объем - 50671,35 куб. м;
-площадь жилого здания - 14343,63 кв. м;
-количество квартир всего - 177.
В ходе проверки застройщиком представлена откорректированная проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы N 77-2-1-2-0233-18 от 02 августа 2018 года, выданное ООО "Центр экспертных решений". Корректировкой проектной документацией предусмотрены изменения: увеличение высоты подвального и первого этажей, количества этажей, количества квартир и другие изменения.
В соответствии с откорректированной проектной документацией возводится объект капитального строительства со следующими технико-экономическими показателями:
-площадь застройки - 941 кв. м;
-этажность - 24 этажа;
-количество этажей - 25, в том числе подземных этажей - 1; -строительный объем - 52019 куб. м;
-площадь жилого здания - 13829 кв. м;
-количество квартир - 169.
На момент проверки выполнялись работы по возведению плиты перекрытия первого этажа жилого дома.
Разрешение на строительство фактически возводимого объекта капитального строительства отсутствует. Строительство объекта осуществляется без разрешения на строительство...".
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 58 Градостроительного кодекса РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут в том числе, административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ административных правонарушениях, является доказанным.
Наказание назначено обществу в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Апелляционной коллегией отклоняется довод заявителя о том, что у общества на момент проведения проверки имелось разрешение на строительство, кроме того застройщиком разработана проектная документация, предусматривающая корректировку существующей, которая получила положительное заключение негосударственной экспертизы, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Как следует из протокола об административном правонарушении в строительстве N 09-2173-Ю-99-АБ от 24 октября 2018 года ООО СЗ "Краснодарское строительное объединение" осуществляло строительные работы по откорректированной проектной документации с измененным технико-экономическими показателями, согласно которой увеличилась площадь застройки с 709,36 кв. м до 941 кв. м, уменьшилось: количество квартир с 177 до 169, количество этажей с 25 до 24, при этом обществом не представлено разрешение на строительство объекта с учетом внесенных изменений.
Приказ о внесении изменений в разрешении на строительство объекта, с учетом изменений внесенных в проектную документацию был получен обществом только 06.11.2018.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что устранение нарушений после их обнаружения не являются обстоятельством, освобождающим от административной ответственности.
Проверка процедуры привлечения к административной ответственности является самостоятельным процессуальным действием при рассмотрении вопроса о законности обжалованного постановления о привлечении к ответственности.
По настоящему делу судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о существенных процессуальных нарушениях, допущенных административным органом при принятии оспариваемого постановления и являющихся самостоятельными и безусловными основаниями для признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Штраф назначен в минимальном размере санкции соответствующей нормы, является соразмерным, соответствует характеру и тяжести совершенного административного правонарушения. По мнению апелляционного суда, назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оценив характер правонарушения с учетом объекта его посягательства, степени вины правонарушителя и общественной опасности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ по малозначительности правонарушения, поскольку оно содержит угрозу охраняемым общественным отношениям в области строительства, так как осуществление строительства, реконструкции объекта в отсутствие соответствующего разрешения приводит к невозможности осуществления предшествующего допуска и последующего государственного контроля за этими работами.
Исключительных и достаточных оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в том числе по причине тяжелого имущественного и финансового положения, избыточного ограничения экономического состояния размером штрафа, апелляционной коллегией не установлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф.
Обществом в материалы дела не представлено бухгалтерской отчетности, свидетельствующей о материальном положении организации, имеющихся активах.
Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 по делу N А32-47616/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.