Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2019 г. N Ф09-5025/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А60-66235/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Гладких Е. О., Щеклеиной Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой С. А.
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Екатеринбурггаз" (ИНН 6608005130, ОГРН 1026605390668): Семянникова А. П., предъявлен паспорт, доверенность от 20.03.2019
от заинтересованного лица - Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944): не явились
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Бахчиванджи-15" (ИНН 6659182378, ОГРН 1086659017829): не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя акционерного общества "Екатеринбурггаз"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 марта 2019 года
по делу N А60-66235/2018,
принятое судьей Окуловой В. В.,
по заявлению акционерного общества "Екатеринбурггаз"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
с участием третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Бахчиванджи-15"
об оспаривании действий,
установил:
акционерное общество "Екатеринбурггаз" (далее - заявитель, общество, АО "Екатеринбурггаз") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, РЭК Свердловской области) о признании незаконными действий по отказу установить плату за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства общества с ограниченной ответственностью "Бахчиванджи-15" к газораспределительной сети АО "Екатеринбурггаз" по индивидуальному проекту и обязании установить плату за подключение объекта капитального строительства - жилого дома со встроенными предприятиями обслуживания и подземной автопарковкой, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0612090:85 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, д. 15, к действующей газораспределительной сети заявителя по индивидуальному проекту в течение 30 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2018 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Бахчиванджи-15" (т. 1 л.д. 71-75).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2019 года по делу N А60-66235/2018, принятым судьей Окуловой В. В., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Екатеринбурггаз" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что спор разрешен судом без учета положений ст. 422 Гражданского кодекса РФ, подлежащей применению к возникшим правоотношениям и предусматривающей правило о действии закона во времени. Считает, что заинтересованному лицу следовало руководствоваться законодательством, действовавшим в момент заключения договора N 6991 от 31.08.2017 между ООО "Бахчиванджи-15" и заявителем об осуществлении подключения (технологического присоединения) к газораспределительной сети объекта капитального строительства, параметры подключения которого предусматривали необходимость прокладки строящегося газопровода методом горизонтально направленного бурения, а плата за технологическое присоединение подлежала установлению РЭК Свердловской области исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, как это предусматривал п. 26(23) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения) и п. 6 Методических указаний N 101-э/3. Отмечает, что на момент заключения договора ограничения по диаметру и протяженности прокладываемого газопровода методом горизонтально-направленного бурения, которые впоследствии были установлены постановлением Правительства РФ N 82 от 30.01.2018, не действовали.
РЭК Свердловской области представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором против ее удовлетворения возражает, просит решение суда оставить без изменения, жалобу АО "Екатеринбурггаз" - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Заинтересованное лицо и третье лицо явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, АО "Екатеринбурггаз" 27.02.2018 обратилось в РЭК Свердловской области с заявлением N 2310 об утверждении платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства - жилого дома со встроенными предприятиями обслуживания и подземной парковкой, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0612090:85 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, д. 15, с максимальным расходом газа 134 м? в час и проектным рабочим давлением 0,6 МПа. Категория подключения для ООО "Бахчиванджи-15" определена по индивидуальному проекту, т.к. проектом предусмотрена прокладка газопровода методом горизонтально направленного бурения (т. 1 л.д. 21-22).
По результатам рассмотрения заявления общества РЭК Свердловской области направила заявителю письмо "О плате за технологическое присоединение по индивидуальному проекту" от 07.03.2018 N 10-10/946, в котором сообщила АО "Екатеринбурггаз", что до вступления в силу изменений в Основные положения, внесенных постановлением Правительства РФ N 82 от 30.01.2018, установление платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту осуществлялось комиссией в соответствии с п. 26(23) Основных положений и п. 6 Методических указаний, в том числе для случаев, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривали прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения. На текущую даты в соответствии с п. 26(23) Основных положений соответствующая плата устанавливается, в том числе в случае, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают прокладку газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 метров бестраншейным способом. В связи с тем, что критерии установления платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО "Бахчиванджи-15" к газораспределительным сетям заявителя по индивидуальному проекту не соответствуют пункту 26 (23) Основных положений с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ N 82 от 30.01.2018, установить плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО "Бахчиванджи-15" к газораспределительным сетям заявителя по индивидуальному проекту не представляется возможным (т. 1 л.д. 19-20).
Ссылаясь на правила, которые действовали на момент заключения между заявителем и ООО "Бахчиванджи-15" договора N 6991 от 31.08.2017, полагая их применимыми к рассматриваемому случаю, письмом от 24.09.2018 исх. N 11241 АО "Екатеринбурггаз" повторно представило в РЭК Свердловской области заявление об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования ООО "Бахчиванджи-15" к сетям газораспределения АО "Екатеринбурггаз" по индивидуальному проекту (т. 1 л.д. 17-18).
В ответ на повторное заявление, письмом от 12.10.2018 N 10-10/5657 РЭК Свердловской области со ссылками на действующие нормативные положения п. 26(23) Основных правил, вновь указала заявителю на отсутствие возможности установить плату за подключение гозоиспользующего оборудования ООО "Бахчиванджи-15" к газораспределительным сетям АО "Екатеринбурггаз" по индивидуальному проекту. Также РЭК Свердловской области указала заявителю на возможные пути урегулирования сложившейся ситуации путем заключения дополнительного соглашения к договору подключения и определения величины платы на основании, в том числе стандартизированных тарифных ставок, установленных РЭК Свердловской области постановлением от 28.03.2018 N 38-ПК (т. 1 л.д. 14-16).
Полагая, что действия РЭК Свердловской области по отказу в установлении платы за технологическое присоединение вышеуказанного объекта капитального строительства к газораспределительной сети заявителя по индивидуальному проекту не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы общества, АО "Екатеринбурггаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд не установил необходимой совокупности оснований для признания их обоснованными, исходил из соответствия действий заинтересованного лица закону, а также отсутствия нарушений прав и законных интересов общества.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Пунктом 96 Правил N 1314 предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
После окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (пункт 105 Правил N 1314).
В соответствии с п. 1 Положения о РЭК Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 N 1067-УГ, РЭК Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы).
Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021.
В разделе VI.2 Основных положений N 1021 определены виды платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям: стандартизированные тарифные ставки (пункт 26(21)), плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час (пункт 26(22)), плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа (пункт 26(23)).
Согласно пункту 26(23) Основных положений в редакции постановления Правительства РФ N 82 от 30.01.2018 с учетом внесенных изменений в абзац 6, действующей с 09.02.2018, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают: проведение лесоустроительных работ; проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа; переходы через водные преграды; прокладку газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 метров бестраншейным способом (до внесения изменений в указанный абзац - прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения); прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.
Из материалах дела усматривается, что 31.08.2017 между АО "Екатеринбурггаз" (исполнитель) и ООО "Бахчиванджи-15" (заявитель) заключен договор N 6991 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения (для лиц, намеревающихся использовать и/или использующих газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности (в т.ч. индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) в целях подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения газоиспользующего оборудования по индивидуальному проекту, в том числе, если максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования свыше 500 куб.м. и (или) если проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет свыше 0,6 МПа), по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства жилой дом со встроенными предприятиями обслуживания и подземной автопарковкой к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или ином законном основании, с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования, а заявитель внести плату за подключение в размере и сроки, установленные настоящим договором (т. 1 л.д. 28-33).
Порядок стоимости и внесения платы урегулирован в разделе III договора и зависит от установленной решением органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы.
Приложением 6 к договору является предварительный расчет платы за технологическое присоединение (т. 1 л.д. 34-35).
Из заявлений общества в РЭК Свердловской области от 27.02.2018 N 2310, от 24.09.2018 N 11241 следует, что обращение АО "Екатеринбурггаз" вызвано наличием указанного договора, заключенного с ООО "Бахчиванджи-15".
Категория подключения для ООО "Бахчиванджи-15" определена по индивидуальному проекту, т.к. проектом предусмотрена прокладка газопровода методом горизонтально направленного бурения.
Техническими условиями N 30153дн на подключение, являющимися приложением N 1 к договору N 6991 от 31.08.2017, предусмотрена прокладка газопровода при пересечении естественных и искусственных преград (автомобильных дорог, железнодорожных и трамвайных путей, рек, оврагов и т.п.) методом горизонтально направленного бурения; диаметр газопровода в точке подключения составляет 57 мм, максимальное давление в точке подключения 0,6 МПа, фактическое (расчетное) 0,4 МПа, максимальная нагрузка (часовой расход газа) 134 куб. м/час (т. 1 л.д. 23-27).
Позиция общества об установлении платы за технологическое присоединение обусловлена положениями пункта 26(23) Основных положений (в редакции, действовавшей на момент заключения договора), абзац 6 которого предусматривал, в том числе установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают: прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения.
Принимая решение об отказе в установлении платы за технологическое подключение по индивидуальному проекту, РЭК Свердловской области руководствовалась редакцией пункта 26(23) Основных положений с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ N 82 от 30.01.2018, действующей с 09.02.2018.
С учетом внесенных изменений абз. 6 указанного пункта изложен в иной редакции, в соответствии с которой установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, возможно в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают прокладку газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 м бестраншейным способом.
Установив, что критерии установления платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО "Бахчиванджи-15" к газораспределительным сетям заявителя по индивидуальному проекту не соответствуют пункту 26(23) Основных положений с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ N 82 от 30.01.2018, заинтересованное лицо сочло невозможным определение платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО "Бахчиванджи-15" к газораспределительным сетям заявителя по индивидуальному проекту.
АО "Екатеринбурггаз" настаивает на том, что РЭК Свердловской области следовало руководствоваться редакцией Основных положений без учета внесенных изменений в п. 26(23), действующей на момент заключения договора N 6991 от 31.08.2017.
Вместе с тем, отклоняя аналогичные доводы заявителя, суд первой инстанции верно руководствовался тем, что поскольку заявление общества на установление размера платы по индивидуальному проекту представлено в РЭК Свердловской области после внесенных постановлением Правительства РФ от 30.01.2018 N 82 в Основные положения изменений, вступивших в силу 09.02.2018, а утверждение платы производится со дня поступления заявления об ее установлении, применению подлежали положения нормативных правовых актов, действующих на момент предоставления органу регулирования соответствующих документов на установление платы за технологическое присоединение.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, учитывая, что пунктом 26(23) Основных положений установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых расчет платы за технологическое присоединение производится по индивидуальному проекту и в результате внесенных в нормативный правовой акт изменений заявленные работы не относятся к категории работ, стоимость которых рассчитывается по индивидуальному проекту, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия РЭК Свердловской области соответствуют требованиям закона и прав АО "Екатеринбурггаз" не нарушают.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлена совокупность оснований, предусмотренных ст.ст. 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемых действий незаконными.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 29.03.2019 N 1448 государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. подлежит возврату АО "Екатеринбурггаз" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2019 года по делу N А60-66235/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Екатеринбурггаз" (ИНН 6608005130, ОГРН 1026605390668) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 29.03.2019 N 1448.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е. Васева |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.