г. Самара |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А49-1461/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Пензенской области от 02 апреля 2019 года по делу N А49-1461/2019 (судья Столяр Е.Л.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению индивидуального предпринимателя Кривова Александра Владимировича (ИНН 582936532828, ОГРН 313580924200019), село Золотаревка Пензенского района Пензенской области,
к Нижне-Волжскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 5836683077, ОГРН 1175835011065), город Пенза,
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кривов Александр Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Нижне-Волжскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ответчик, управление, административный орган) о признании незаконным постановления N 025163 от 31 января 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, и назначением наказания в виде предупреждения.
Решением суда от 02.04.2019 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель, апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе рейдовой проверки, проведенной 11.12.2018 г. и 28.12.2018 г. административным органом установлено, что предприниматель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров на транспортных средствах марки "Мерседес Бенц" (р.з. О700УУ/58) и автобусах марки "222709" (р.з. О252КО/58) и марки "ИМЯ М 3006" (р.з. О006ЕО58) с нарушением порядка использования автобусов, а именно - путевые листы на перевозку пассажиров по регулярному маршруту N 40 "п. ЗИФ - п. Нефтяник" от 11.12.2018 г. и путевые листы по регулярному маршруту N 99 "п. Засурье - Арбековская застава" от 11.12.2018 г. и 28.12.2018 г. выданы ИП Кривовым А.В., однако карты маршрута регулярных перевозок выданы Управлением транспорта и связи г. Пензы не предпринимателю Кривову А.В., а перевозчикам: МБУ "АТХ" на маршрут N 40, ИП Румянцевой Л.Л. на маршрут N 99.
Определением МУГАДН по ПО и РМ от 12.12.2018 г. возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 11.33 КоАП РФ и назначено административное расследование.
В рамках проведенного административного расследования предпринимателем Кривовым А.В. представлены запрошенные документы, в том числе агентский договор от 06.12.2018 г. N 2, заключенный им с предпринимателем Румянцевой Л.Л.
Извещением от 28.12.2018 г. N 01-09/3258 административный орган известил предпринимателя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ по факту отсутствия карты маршрута на автобусы марки: "Мерседес Бенц" р.з. О700УУ58, "222709" р.з. О252ХО58, на 17.01.2019 г., и данное извещение получено предпринимателем 05.01.2019 г. (т. 1 л.д. 62 -63).
17.01.2019 г. административным органом в отсутствие надлежащим образом извещенного предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, в котором указано, что предприниматель 11.12.2018 г. на транспортном средстве автобусе марки "Мерседес Бенц" (р.з. О700УУ/58), 11.12.2018 г. на транспортном средстве автобусе марки "222709" (р.з. О252КО/58), 28.12.2018 г. на транспортном средстве автобусе марки "ИМЯ М 3006" (р.з. О006ЕО/58) допустил использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров указанных транспортных средств при отсутствии карт маршрута регулярных перевозок
31.01.2019 г. административным органом рассмотрены протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы и вынесено постановление о назначении административного наказания N 025163 (серия ПЗО), в соответствии с которым предприниматель Кривов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, и назначено наказание в виде предупреждения.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные предпринимателем требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 000 руб.; на должностных лиц в размере 30 000 руб.; на юридических лиц в размере 300 000 руб.
В Примечании к данной статье указано, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Объектом данного правонарушения выступает установленный порядок использования автобуса, трамвая или троллейбуса.
Объективная сторона правонарушения заключается в использовании для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
Субъектами правонарушения выступают лица, которые перевозят пассажиров автобусами, трамваями и троллейбусами по регулярным маршрутам, не имея при этом карты маршрута регулярных перевозок.
Данное правонарушение характеризуется умышленной формой вины.
На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок.
Пункт 20 ст. 2 закона N 220-ФЗ под картой маршрута регулярных перевозок понимает документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Согласно п. 2 ст. 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре регулярных перевозок в отношении этого маршрута.
В силу п.п. 1 и 2 ст. 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Порядок оформления карты маршрута регулярных перевозок предусмотрен ст. 28 Закона N 220-ФЗ, который предусматривает, что карта маршрута регулярных перевозок оформляется на бланке или в форме электронной карты, в которой указываются следующие сведения: 1) наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших карту маршрута регулярных перевозок; 2) учетный номер карты маршрута регулярных перевозок; 3) регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок; 4) порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присваивается установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления; 5) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; 6) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту; 7) вид транспортного средства и класс транспортного средства; 8) экологические характеристики транспортного средства; 9) срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдается на ограниченный срок; 10) характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены государственным или муниципальным контрактом, требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
С 15.07.2016 г. вступила в силу ст. 35 Закона N 220-ФЗ, которая предусматривает, что к полномочиям РФ относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия технических характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок (п. 1 ч. 1).
В силу ч. 2 ст. 35 Закона N 220-ФЗ указанные в ч. 1 настоящей статьи полномочия осуществляются органом государственного транспортного контроля.
Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (ч. 3 ст. 35 Закона N 220-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона N 220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов РФ и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.
Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения 1 года со дня официального опубликования настоящего Закона.
В целях реализации положений Закона N 220-ФЗ постановлением администрации города Пензы от 31.12.2015 г. N 2308 утверждено Положение по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Пензы (далее - Положение N 2308), которое предусматривает, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Как установлено материалами дела, 02.04.2018 г. между Управлением транспорта и связи г. Пензы (организатор) и МБУ "АТХ" (перевозчик) заключено соглашение, предметом которого является соблюдение перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Пензы N 40 "пос. ЗИФ - маг. Океан", относящемуся к регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам, требований, предусмотренных п. 4.6 Положения по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Пензы от 31.12.2015 г. N 2308, с момента выдачи по итогам открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту и карт маршрута. Срок действия соглашения с 02.04.2018 г. по 02.04.2023 г.
03.12.2018 г. между Управлением транспорта и связи г. Пензы (организатор) и предпринимателем Румянцевой Л.Л. заключено соглашение, предметом которого является соблюдение перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Пензы N 99 "Арбековская застава - Засурье", относящемуся к регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам, требований, предусмотренных п. 4.8.1 Положения по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Пензы от 31.12.2015 г. N 2308, начиная с момента начала осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Пензы N 99 "Арбековская застава - Засурье", а именно с 07.12.2018 г. Срок действия соглашения с 07.12.2018 г. по 03.12.2023 г.
14.12.2018 г. Управление транспорта и связи г. Пензы сообщило Нижне-Волжскому МУГАДН Ространснадзора о том, что по состоянию на 11.12.2018 г. для обслуживания муниципального маршрута N 40 "пос. ЗИФ - пос. Нефтяник" выдано свидетельство перевозчику МБУ "АТХ", для обслуживания маршрута N 99 "Арбековская застава - Засурье" - свидетельство выдано предпринимателю Румянцевой Л.Л.
14.01.2019 г. Управление транспорта и связи г. Пензы сообщило Нижне-Волжскому МУГАДН Ространснадзора о том, что по результатам открытого конкурса, проведенного организатором в ноябре 2018 года, предпринимателю Румянцевой Л.Л. 26.12.2018 г. выдано свидетельство N 58000035 об осуществлении перевозок по маршруту N 99 "Арбековская застава - Засурье" со сроком действия с 03.12.2018 г. по 03.12.2023 г. и карты маршрута в количестве 16 шт. с N 58002432 по N 58002447 на аналогичный период. МБУ "Автомобильное транспортное хозяйство" по результатам открытого конкурса, проведенного организатором в марте 2018 г., было выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту N 40 "пос. ЗИФ - маг. "Океан" и карты маршрута.
06.12.2018 г. между предпринимателем Румянцевой ЛЛ. (принципал) и предпринимателем Кривовым А.В. (агент) заключен агентский договор N 2, целью которого является обеспечение качественного, безопасного транспортного обслуживания населения автобусами по муниципальному маршруту регулярных перевозок г. Пензы N99 в соответствии со свидетельством об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту и картами маршрута регулярных перевозок, выданными принципалу Управлением транспорта и связи города Пензы (далее - агентский договор N 2).
В соответствии с п. 1.2 агентского договора N 2 агент обязался за вознаграждение от имени агента осуществлять регулярные перевозки автобусами соответствующего класса, принадлежащими агенту, на праве собственности или аренды в количестве 7 шт. по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Пензы.
Управление транспорта и связи г. Пензы выдало перевозчикам МБУ "АТХ" и предпринимателю Румянцевой Л.Л. карты маршрута регулярных перевозок по муниципальным маршрутам N 40 и N 99.
Таким образом, поскольку уполномоченный орган местного самоуправления - Управление транспорта и связи г. Пензы выдало ООО "АТХ" и предпринимателю Румянцевой Л.Л., являющемся перевозчиками в рамках действующих соглашений, и осуществляющих пассажирские перевозки на маршрутах регулярных перевозок в г. Пензе, карты маршрута регулярных перевозок по маршрутам N 40 и N 99, которые водители автобусов, работающих у предпринимателя Кривова А.В., предъявили проверяющим, оснований считать, что данные автобусы использовались для осуществления регулярных перевозок пассажиров при отсутствии карты маршрута, не имеется.
Использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса при наличии карты маршрута регулярных перевозок не образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ.
Аналогичные выводы изложены по делам в определениях ВС РФ от 17.11.2017 г. N 306-АД17-17402, от 16.05.2018 г. N 306-АД18-4821, постановлениях АС Поволжского округа от 26.02.2019 г. N А49-2564/2018, а также в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 12.11.2018 г. N А33-6561/2018.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о незаконности постановления по делу об административном правонарушении от 31.01.2019 г. N 025163 (серия ПЗО) о назначении предпринимателю Кривову А.В. административного наказания в виде предупреждения.
В силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Довод жалобы о том, что победитель конкурса, проведенного в рамках Положения N 2308, не вправе привлекать третьих лиц в целях перевозки пассажиров, отклоняется апелляционным судом, как не основанный на нормах Закона N 220-ФЗ.
Более того, в вышеуказанной судебной практике суды пришли к выводу о том, что Закон N 220-ФЗ не содержит такого обязательного требования, как необходимость переоформления карты маршрута регулярных перевозок на лицо, привлеченное к перевозкам перевозчиком на основании агентских либо субагентских договоров.
Не основан на нормах законодательства и довод административного органа о том, что указанные в протоколе об административном правонарушении транспортные средства не были подвергнуты осмотру, проведенному в рамках конкурсной процедуры, поскольку подобного требования не содержат ни Закон N 220-ФЗ, ни Положение N 2308, а в силу указанных правовых норм в карте маршрута подлежат указанию вид и класс транспортного средства, а также его экологические характеристики.
Кроме того, судом правильно указано, что в извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 17.01.2019 г. административный орган указал на факты вменяемых нарушений, совершенных предпринимателем Кривовым А.А. 11.12.2018 г., в отношении которых 12.12.2018 г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении (т. 1 л.д. 62, 31).
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении заявителю вменено еще одно нарушение, совершенное 28.12.2018 г., в отношении которого дело об административном правонарушении не возбуждалось, и административное расследование не проводилось, а для составления протокола заявитель не вызывался.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 02 апреля 2019 года по делу N А49-1461/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.