г. Челябинск |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А07-32450/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Ермолаевой Л.П., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управления земельными и имущественными отношениями Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2018 по делу N А07-32450/2018 (судья Бобылёв М.П.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" - Сиразетдинов Д.Ф. (доверенность от 29.09.2018 N 49, паспорт);
Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Хайруллина Л.Р. (доверенность N 01-05-1530/13 от 22.06.2018, служебное удостоверение);
Управления земельными и имущественными отношениями Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Хайруллина Л.Р. (доверенность N Д-50 от 22.04.2019, служебное удостоверение).
Общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - ООО "Меркурий", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация, заинтересованное лицо)об отказе в принятии решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности, выраженное в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.09.2018 N 24989; об обязании администрации в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030855:187 по цене и на условиях, действовавших на момент обращения заявителя в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2014 N 629, по цене, равной 25% от кадастровой стоимости земельного участка (с учётом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 78).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - управление, УЗИО, третье лицо).
Решением суда от 12.12.2018 (резолютивная часть объявлена 05.12.2018) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласились заинтересованное и третье лица, обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционных жалобах администрация и управление просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апеллянты указывают, что земельный участок расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы. Ссылается, что распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24.07.1995 утвержден проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы", разработанный институтом "Коммунводоканалпроект" в 1994 году, которым установлены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источников водоснабжения города Уфа 22.08.2008. Данное распоряжение не отменено, не признано недействительным, не противоречит положениям СанПиН 2.1.4.1110-02, Водного кодекса Российской Федерации, вступившим в действие после его принятия.
В силу п. 4 ст. 50 решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа" ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон с особыми условиями использования территорий по санитарно-гигиеническим требованиям устанавливаются применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства, которые расположены в пределах: в поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборов), определенных в соответствии с действующим законодательством "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения городского округа", а также чьи характеристики не соответствуют ограничениям, установленным законами, иными нормативными правовыми актами применительно к санитарно-защитным зонам, водоохранным зонам, иным зонам ограничений, являются несоответствующими настоящим Правилам. Кроме того, в соответствии с ч. З ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан. индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно п.1 ст. 22 Закона Республики Башкортостан от 17.03.1998 N 147-3 "О питьевой воде", охрана источников и систем питьевого водоснабжения от загрязнения является обязательным условием обеспечения безопасности и безвредности питьевой воды и достигается выполнением санитарных, экологических и иных требований и мероприятий по предотвращению загрязнения и истощения поверхностных и подземных водных объектов, а также созданием ЗСО источников систем питьевого водоснабжения и соблюдением режима, предусмотренного для этих зон.
Податели жалобы ссылаются, что испрашиваемая площадь земельного участка является чрезмерной для эксплуатации данных объектов недвижимости - цель, для которой был предоставлен спорный земельный участок в аренду, не достигнута. Заключение кадастрового инженера, предоставленное заявителем, не может являться надлежащим доказательством по делу, поскольку кадастровый инженер не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.
Кроме того, судом при вынесении решения не были учтены преюдициальные обстоятельства, установленные в рамках дел N А07-2605/2017, А07-6451/2016.
Обществом представлен письменный отзыв и дополнения к нему на жалобы администрации и управления, по мотивам которых их доводы отклонены.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, а представитель их подателей настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Во исполнение определения апелляционного суда УЗИО представлены дополнительные документы: ответ на запрос от МУП "Уфаводоканал" (N 13-24/327 от 13.05.2019), рабочего проекта зоны санитарной охраны от 1994 г., распечатки распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р с информационной системы сети Интернет, схем расположения земельного участка с кадастровым номером, последние цифры которого заканчиваются на 187 (вх.N 22527 от 13.05.2019).
Во исполнение определения апелляционного суда обществом представлены дополнительные документы: запрос ООО "Меркурий - Инвест" в МУП "Уфаводоканал" (исх.N 154 от 08.05.2019), выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030855:187, распечатки с информационной платформы "Яндекс.Карты" (цветная спутниковая фотография земельного участка и объектов недвижимости, схема земельного участка), свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости с кадастровыми номерам 02:55:030855:407 и 02:55:030855:406.
Определением от 15.05.2019 произведена замена в составе суда: судья Карпачева М.И. заменена судьей Соколовой И.Ю.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Меркурий" является собственником недвижимого имущества - двух нежилых зданий площадью 5 656,2 кв.м (кадастровый номер 02:55:030855:406) и 114 кв.м (кадастровый номер 02:55:030855:407), расположенных по адресу: РБ, г. Уфа, Калининский район, ул. Боровая, д.14, корпус 3.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030855:187 общей площадью 103 114 кв.м.
Между управлением (арендодатель) и ООО "Меркурий" (арендатор) заключен договор N 498-11 аренды земельного участка от 11.05.2011 (л.д. 9, 10), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктом с кадастровым номером 02:55:030855:187, расположенный по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, вдоль дороги Уфа-Шакша (в районе Северного водозабора), для проектирования, строительства и обслуживания торгового центра продовольственных, промтоварных, сельхозпродуктов, общей площадью 103 114 кв.м (п. 1.1 договора).
Срок аренды установлен с 19.04.2011 до 19.04.2060 (п. 3.1 договора).
Между сторонами заключено дополнительное соглашение от 10.07.2017 о внесении изменений N 1 в договор аренды земельного участка от 11.05.2011 N 498-11, согласно которому стороны договорились на основании обращения, зарегистрированного в УЗИО (N 20240 от 21.06.2017), считать арендатора по договору ООО "Меркурий" (ИНН 0273912260)" (п. 1 дополнительного соглашения) (л.д. 12).
На спорном земельном участке осуществлено строительство недвижимого имущества - двух нежилых зданий площадью 5 656,2 кв.м (кадастровый номер 02:55:030855:406) и 114 кв.м (кадастровый номер 02:55:030855:407), расположенных по адресу: РБ, г. Уфа, Калининский район, ул. Боровая, д. 14, корпус 3. Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030855:187.
ООО "Меркурий" 19.06.2015 обратилось в управление с заявлением N 86 от 19.06.2015 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030855:187, на котором расположены объекты недвижимого имущества заявителя, в собственность за плату (л.д. 62-63).
ООО "Меркурий" (реорганизуемое путем слияния с ООО "Юлдаш" к создаваемому в результате реорганизации новому ООО "Меркурий" (ИНН 0229009525) повторно обратилось в управление с заявлением N 281 от 31.07.2018 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030855:187, на котором расположены объекты недвижимого имущества заявителя, в собственность за плату.
Письмом N 24989 от 05.09.2018 управлением отказано в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка ввиду того, что земельный участок расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы.
Считая отказ в приватизации земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю помещения, противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права в области предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб и отзыва с дополнениями на них, заслушав пояснения представителей заявителя, заинтересованного и третьего лиц, находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм ст. 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со ст. 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Поскольку спорные правоотношения возникли в связи с обращением заявителя о приобретении земельного участка в собственность на основании заявления от 31.07.2018, они подлежат регулированию нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) с учетом вступивших в силу с 01.03.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно подп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 названного Кодекса, направе оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта соответствующего договора (подп. 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подп. 3 п. 5 ст. 39.17 названного Кодекса).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с п. 6 указанной статьи основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Согласно п. 3 ст. 27 ЗК РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании подп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки - в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено при осуществлении территориального планирования установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зон, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6, 7 ст. 1 ГрК РФ, в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
В соответствии с п. 4 указанной статьи зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление зон с особыми условиями использования территорий при осуществлении территориального планирования производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регламентирующего основания и порядок установления указанных зон.
В силу п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно ст. 18 Закона N 52-ФЗ на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 4 указанной статьи).
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 5 ст. 18 названого Закона).
Таким образом, органы местного самоуправления не наделены действующим законодательством полномочиями по установлению зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона Республики Башкортостан от 17.03.1998 N 147-3 "О питьевой воде", охрана источников и систем питьевого водоснабжения от загрязнения является обязательным условием обеспечения безопасности и безвредности питьевой воды и достигается выполнением санитарных, экологических и иных требований и мероприятий по предотвращению загрязнения и истощения поверхностных и подземных водных объектов, а также созданием ЗСО источников систем питьевого водоснабжения и соблюдением режима, предусмотренного для этих зон.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ зон санитарной охраны определены постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм".
Данным постановлением утверждены "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее - Правила, СанПиН).
Согласно п. 1.2 СанПиН зоны санитарной охраны устанавливаются в отношении источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В силу п. 1.4 СанПиН зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5 СанПиН зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
Таким образом, согласно санитарным правилам, зоны санитарной охраны организуются в отношении конкретных источников водоснабжения и водопроводных сооружений, при этом санитарная зона охраны водопроводов (исключительно питьевого назначения) устанавливается в виде полосы, идущей вдоль источника водоснабжения и соответственно отображающей контуры его прохождения.
В данном случае администрацией и управлением представлены доказательства вхождения спорного земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков, в связи с чем, УЗИО ответом от 05.09.2018 N 24989 правомерно отказал ООО "Меркурий" в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность на основании п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ.
Судебной коллегией отклоняется ссылка заявителя на отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о таком ограничении в обороте земельного участка с кадастровым номером 02:55:030855:187, в связи со следующим.
В соответствии с письмами Главного управления архитектуры и градостроительства городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.12.2010 N 219ДСП, от 13.04.2011 N 64ДСП, в ЕГРН внесены сведения, в том числе, о зонах охраны водоёмов и зонах охраны водозаборов, утвержденных в составе Правил землепользования и застройки территории города Уфы решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 (в редакции от 16.09.2010 N 28/8). Однако, в редакции от 20.03.2013 Правил землепользования и застройки территории города Уфы сведения о зонах охраны водоемов и зонах охраны водозаборов исключены, как исключены они 26.04.2016 и из ЕГРН.
Кроме того, судом первой инстанции не учтены выводы Арбитражного суда Республики Башкортостан по делам N А07-6451/2016 и А07-2605/2017, в рамках которых ООО "Меркурий" отказано в удовлетворении заявлений о признании незаконными отказов УЗИО и администрации в предоставлении в собственность за плату данного земельного участка по причине недоказанности обществом необходимости всего земельного участка с кадастровым номером 02:55:030855:187, площадью 103 114 кв.м, при наличии на нем всего двух построенных объектов недвижимости площадью 5 656,2 кв.м (кадастровый номер 02:55:030855:406) и 114 кв.м (кадастровый номер 02:55:030855:407). То есть, цель договора аренды земельного участка не достигнута.
Вместе с тем, заключение кадастрового инженера Яппаровой З.С. (л.д. 52) нельзя признать надлежащим доказательством обоснованности предоставления в собственность земельного участка площадью 103 114 кв.м, поскольку оно не является заключением эксперта, составленным в рамках назначенной судебной экспертизы, кадастровый инженер Яппарова З.С. не предупреждена о соответствующей уголовной ответственности, в заключении указано три объекта недвижимости с кадастровыми номерами 02:55:030855:406, 02:55:030855:407, 02:55:030855:496, без ссылки на их наименования и площадь, однако, из материалов дела следует наличие только двух объектов недвижимости на данном земельном участке.
Согласно п. 24 и 25 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, в случае превышения площади участка, указанного в заявлении о его предоставлении, над его площадью, указанной в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов, или если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению.
По смыслу приведенных норм собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
В данном случае земельный участок предоставлен в долгосрочную аренду для проектирования, строительства и обслуживания торгового центра продовольственных, промтоварных, сельхозпродуктов, общей площадью 103 114 кв.м (п. 1.1 договора) - на даты обращения в уполномоченный орган цель аренды не достигнута, а испрашиваемая площадь данного земельного участка для целей обслуживания уже имеющихся объектов недвижимости явно превышает необходимую для функционирования уже существующих объектов недвижимости. Иного обществом не доказано.
Основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Таким образом, обжалованный судебный акт подлежит отмене с отказом в удовлетворении требований ООО "Меркурий", поскольку оспоренное письмо УЗИО от 05.09.2018 N 24989 в своем правовом основании соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, не может нарушать права и законные интересы общества в соответствующей сфере.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2018 по делу N А07-32450/2018 отменить, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.