город Ростов-на-Дону |
|
21 мая 2019 г. |
дело N А32-8522/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заинтересованного лица: Конукоева А.Р. по доверенности от 28.04.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2019 по делу N А32-8522/2019, принятое в составе судьи Ивановой Н.В., по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - предприятие, ФГУП "Почта России") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 20.02.2019 N АП-23/4/546.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2019 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о наличии в деянии предприятия события и состава вмененного ему административного правонарушения. Административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей с учетом отягчающих административную ответственность обстоятельств - повторности совершенного правонарушения.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку статьей 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" не закреплены сроки выдачи международных отправлений, какой-либо корреспонденции. В соответствии с пунктом 453 "Почтовых правил" принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 в ред. от 14.11.1992, международные мелкие пакеты выдаются адресатам только на предприятиях связи, кроме пакетов с отметкой "С нарочным". Полагает, что действующим законодательством выдаче международных мелких пакетов в объектах почтовой связи предшествует предварительное извещение адресата о поступлении почтового отправления. Извещение было доставлено своевременно. При этом представление доказательств, подтверждающих выдачу в доставку извещений на получение мелких заказных пакетов не предусмотрено нормативными документами. Международный мелкий заказной пакет за РПО N RC31876226IDE, был получен гражданином Селецким В.В. 22.12.2018. Также общество ссылается на недоказанность вины в совершенном правонарушении.
В судебном заседании представитель ФГУП "Почта России" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, не установил процессуальных препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предприятия, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес управления поступило обращение гражданина Селецкого В.В. от 21.12.2018 о нарушении сроков извещения о поступлении международного заказного мелкого пакета N RC318762261DE (т. 1 л.д.20).
По данному факту управлением у предприятия были запрошены документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения Селецкого В.В.
Согласно письмам УФПС Краснодарского края филиала ФГУП "Почта России" от 09.01.2019 N 9.2.12.1-01/41, от 08.02.2019 N 9.2.12.1-01/713, от 14.02.2019 N 9.2.5.5-16/719 (т.1 л.д. 22-258) международные мелкие пакеты в доставку не выдаются, а хранятся в объектах почтовой связи. В доставку почтальону выдаются только извещения на получение международных мелких пакетов. Приказ ФГУП "Почта России" от 01.07.2014 N 190-п определен порядок приема и вручения международных отправлений, согласно которому при поступлении в объект почтовой связи входящих мелких пакетов, они взвешиваются и сличаются по фактическому весу и весу, указанному на оболочке отправления, проверяется их наружное состояние, проставляются входящие порядковые номера на оболочке международного почтового отправления и в накладной ф. 16, выписываются извещения ф. 22. Далее мелкие пакеты передаются на рабочие места в кладовую с припиской к накладной ф. 16, хранятся подобранными по входящим номерам.
По результатам рассмотрения представленных материалов, управлением было установлено, что международное регистрируемое почтовое отправление в доставку не выдавалось.
По выявленным признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившиеся в нарушении предприятием пункта 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2017 N 234, составлен протокол об административном правонарушении от 20.02.2019 N АП-23/4/546 (т.1 л.д. 12-15).
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление обратилось в суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Диспозиция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) к лицензируемому виду деятельности относится вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание (часть 4 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно пункту 20 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, в указанный перечень включены услуги почтовой связи.
В соответствии с пунктом 5 раздела XX Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, одним из условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи является оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Обязанность оператора связи оказывать услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи установлено также абзацем 1 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Предприятие имеет лицензию от 11.04.2018 N 162571 на оказание услуг почтовой связи сроком действия до 11.04.2023, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (т.1 л.д. 29-32).
В соответствии с пунктом 5 лицензионных условий, являющихся приложением к указанной лицензии, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с требованиями действующего законодательства и правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее - Правила N 234).
В силу прямого указания пункта 32 Правил N 234 в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи:
а) простые почтовые отправления;
б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах;
в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов;
г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
С учетом изложенного, извещения направляются только в отношении простых почтовых отправлений, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов.
В соответствии с абзацем 20 ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" мелкие пакеты относятся к письменной корреспонденции.
Как следует из материалов дела и по существу предприятием не оспаривается, потребителю услуги почтовой связи было направлено извещение о почтовом отправлении, а не само почтовое отправление.
Таким образом, в деянии предприятия имеется объективная сторона вмененного ему правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ФГУП "Почта России" выражается в том что, имея лицензию на оказание услуг почтовой связи, обязано было обеспечить сохранность почтовой корреспонденции, однако, ФГУП "Почта России" не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению. Наличие обстоятельств, создающих непреодолимые препятствия для соблюдения правил пересылки почтовых отправлений не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении ФГУП "Почта России" лицензионных требований.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
С учетом позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Постановлении от 15.01.20019, отмечает, что при применении части 3 статьи 14.1 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к ответственности.
Поскольку предприятию вменено нарушение пункта 5 лицензии N 162571, что свидетельствует о том, что административным органом правонарушение квалифицировано именно как нарушение требований и условий, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности специальным разрешением (лицензией), то на момент рассмотрения спора судом первой инстанции (18.03.2019) трехмесячный срок привлечения предприятия к административной ответственности (днем совершения правонарушения является 19.12.2018 - следующий день за днем, в который предприятию необходимо было направить отправление) не истек.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2019 по делу N А32-8522/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.