г. Владимир |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А43-15564/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.05.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Волгиной О.А., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2018 по делу N А43-15564/2018, принятое судьей Верховодовым Е.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сауна-Декор" (ИНН 7733538410, ОГРН 1057746295386) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Нижегородской области от 25.01.2018 N 4.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Нижегородской области - Карасева Г.Л. по доверенности от 09.01.2019 сроком действия 1 год, Смирнова Н.А. по доверенности от 09.01.2019 сроком действия 1 год, Батурин А.В. по доверенности от 25.06.2018 сроком действия 3 года.
общества с ограниченной ответственностью "Сауна-Декор" - Головко М.В. по доверенности от 13.05.2018 сроком действия до 30.05.2020, Яфаров Р.А. - директор приказ от 15.07.2015 N 5 (протокол от 03.06.2016 N16).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 13 по Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Сауна-Декор" (далее по тексту - Общество) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 16.10.2017 N 5 и принято решение от 25.01.05.2018 N 4 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 53 061 рубль, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 41 417 рублей. Данным решением Обществу доначислены налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 1 305 100 рублей, транспортный налог с организаций в сумме 3187 рублей, пени в общей сумме 413 353 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 13.04.2018 N 09-12/07878@ решение Инспекции от 25.01.05.2018 N 4 отменено в части доначисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 416 548 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа, а также в части исключения из состава расходов 2015 года затрат в размере 1 674 323 рублей.
Не согласившись с решением Инспекции в части доначисления налога по упрощенной системе налогообложения в размере 849 582 рублей, а также соответствующих сумм пеней и штрафа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
Решением от 11.12.2018 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что представленные Обществом в материалы дела документы, подтверждающие использование форвардера, содержат противоречивые сведения. В материалах дела отсутствует документальное подтверждение использования основного средства в предпринимательской деятельности Общества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, дополнении к отзыву, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению по упрощенной системе налогообложения в размере 849 582 рублей послужил вывод налогового органа о неправомерном включении Обществом в состав расходов 2013-2014 годов затрат в общей сумме 16 780 714 рублей, связанных с приобретением и содержанием форвардера.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 12.09.2011 Общество приобрело у общества с ограниченной ответственностью "Леспромсервис" форвардер PONSSE BUFEALO 8W N 97087-09-01, приняло к бухгалтерскому учету 31.01.2012 и ввело в эксплуатацию 20.01.2012.
В обоснование учёта затрат на приобретение указанного транспортного средства и его содержание Общество представило путевые листы, согласно которым форвардер в 2013 году работал в Шарангском районе Нижегородской области.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что арендаторами лесных участков в Шарангском районе Нижегородской области в 2013-2015 годах являлись общества с ограниченной ответственностью "Транзит-Сервис", "Север-Лес", "Виктория", "Партнер", "Крона", индивидуальные предприниматели Лежнин В.С., Свинцов В.В., Ермолин С.И. Вышеуказанные арендаторы не подтвердили взаимоотношения с Обществом по выполнению работ по заготовке древесины с использованием форвардера в 2013 и 2014 годах.
Опрошенный директор Общества Яфаров Рушан Адельшеевич предположил, что форвардер в 2013 году был передан в аренду индивидуальному предпринимателю Кропаневу Н.М.
Из показаний Кропанева Н.М. следует, что ему не передавался форвардер по договору аренды и не использовался им на условиях договоров об оказании услуг по заготовке леса в Кировской области на арендуемых им участках леса.
В представленных путевых листах за период с января по декабрь 2013 года указано, что они подписаны механиком и диспетчером Общества Барабановым А.В. При этом справка о доходах Барабанова А.В. по форме 2-НДФЛ за 2013 год Обществом в Инспекцию не представлялась.
Барабанов А.В. сообщил, что работал в Обществе в 2014 году и до августа 2015 года в должности инженера по лесоустройству, оформление и выдача путевых листов не входила в обязанности Барабанова А.В., путевые листы он не подписывал.
Согласно показаниям Баевой Ирины Юрьевны, являвшейся в период с 22.11.2013 по 17.06.2014 главным бухгалтером Общества, в период ее работы в Обществе путевые листы никто не заполнял.
Согласно сведениям Департамента Лесного хозяйства Нижегородской области Общество в 2013-2014 годах являлось арендатором лесных участков в Ветлужском районном лесничестве,
Опрошенный Карнизов Александр Вадимович, который в 2012-2013 годах работал в Обществе в должности лесника, пояснил, что заготовка древесины в Ветлужском лесничестве производилась при помощи бензопил вручную, вывозилась древесина тракторами и лесовозами Общества, форвардер на заготовке леса в Ветлужском районном лесничестве не использовался.
Опрошенный директор Общества Яфарова Р.А. пояснил, что форвардер в 2014 - 2015 годах работал на заготовке леса в Республике Марий-Эл по договору подряда с обществом с ограниченной ответственностью "Лесфорт" и в Шарангском районе Нижегородской области по договору подряда с обществом с ограниченной ответственностью "Крона".
Согласно штатному расписанию Общества в штате Общества в 20132015 годах отсутствовали рабочие по заготовке леса; выплаты по гражданско-правовым договорам также не производились.
Инспекцией также установлено, что в 2013-2014 гг; между Обществом (Исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью "Лефорт" ИНН 1204009518 (Заказчик) были заключены договоры оказания услуг по заготовке леса.
При этом Общество в 2013-2014 годах не предъявляло обществу с ограниченной ответственностью "Лесфорт" стоимость выполненных работ по заготовке леса. Стоимость услуг по заготовке за период 2013 -2014 годы на общую сумму 1 914 960 рублей предъявлена только в 2015 году.
Также общество с ограниченной ответственностью "Лесфорт" реализовало Обществу древесину на сумму 2 310 520 рублей 80 копеек по договору купли-продажи лесоматериалов от 09.12.2014.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Лесфорт" и Обществом, 10.04.2015 произведен зачет взаимных требований на сумму 925 360 рублей, 29.05.2015 - на сумму 989 600 рублей.
Таким образом, стоимость выполненных работ по заготовке леса по договору с обществом с ограниченной ответственностью "Лесфорт" в сумме 1 914 960 рублей отражена Обществом, в составе доходов 2015 года, стоимость приобретенной древесины в сумме 1 914 960 рублей - в составе расходов 2015 г.
Директор общества с ограниченной ответственностью "Лесфорт" Пермяков Сергей Васильевич подтвердил, что заключал договор об оказании услуг по заготовке древесины с Обществом, но в каком периоде осуществлялась заготовка и условия договора не помнит.
Баева И.Ю. не смогла ответить на вопрос, почему Общество своевременно не предъявляло обществу с ограниченной ответственностью "Лесфорт" в 2013 и 2014 годах стоимость оказанных услуг по заготовке леса.
Петрова И.А., занимающая должность главного бухгалтера в Обществе в период с 25.06.2014 по 12.05.2015, также не смогла пояснить, почему Общество своевременно не предъявляло обществу с ограниченной ответственностью "Лесфорт" стоимость оказанных услуг по заготовке леса.
Изложенные обстоятельства позволили Инспекции прийти к выводу о том, что Общество в 2013-2014 годах не использовало приобретенный форвардер для получения прибыли, в связи с чем неправомерно отразило затраты, связанные с приобретением и содержанием форвардера, в составе расходов 2013-2014 годах.
Порядок определения доходов и расходов по упрощенной системе налогообложения определен статьями 346.15 и 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, датой получения доходов по упрощенной системе налогообложения признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.
Расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях исчисления налога по упрощенной системе налогообложения, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пункту 2 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации расходами налогоплательщика, в целях налогообложения по упрощенной системе налогообложения, признаются затраты после их фактической оплаты.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 данной статьи).
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса установлено, что расходы на приобретение основных средств в период применения упрощенной системе налогообложения принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на приобретение основных средств учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае реализации (передачи) приобретенных основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение в составе расходов в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу по упрощенной системе налогообложения за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Как следует из материалов дела, Общество в 2011 году приобрело самоходную машину, используемую для заготовки и транспортировки леса - Форвардер, стоимостью 15 272 025 рублей, введенную в эксплуатацию 20.01.2012 и учтенную в бухгалтерском учете 31.01.2012 г. Затраты по приобретению Форвардера в размере 15 272 025 рублей Обществом учтены в составе расходов по упрощенной системе налогообложения в 2013 году.
В 2013-2014 годах были заключены договоры с обществом с ограниченной ответственностью "Лесфорт" об оказании услуг по заготовке леса. Общество с ограниченной ответственностью "Лесфорт" в ответ на поручение Инспекции от 17.07.2015 N 747 подтвердило хозяйственные отношения и представило документы по взаимоотношениям с Обществом.
В соответствии с условиями вышеуказанных договоров Общество обязано немедленно приступить к выполнению работ после передачи участка по акту приема-передачи. Таким образом, Общество начало использовать форвардер в своей предпринимательской деятельности по указанным выше договорам с 21.06.2013.
Опрошенный директор общества с ограниченной ответственностью "Лесфорт" Пермяков С.В. (протокол допроса от 27.07.2017) подтвердил факт заключения договоров с Обществом в период с 2013 года, а также подтвердил, что Общество использовало форвардер для вывозки леса. Факт приёмки работ в 2015 году объяснил завершением работ только в 2015 году.
Опрошенный главный бухгалтер Общества в период с 22.11.2013 по 17.06.2014 Баева И.Ю. (протокол допроса от 07.08.2017 N 176) подтвердила, что наименование организации общества с ограниченной ответственностью "Лесфорт" ей знакомо и договор она видела. Директор Общества Яфаров Р.А., пояснил, что форвардер, принадлежащий Обществу, работал на заготовке леса в республике Марий-Эл по договорам подряда с обществом с ограниченной ответственностью "Лесфорт".
Из материалов дела следует, что налогоплательщик в 2013 и 2014 годах нес расходы, связанные с использование форвардера, а именно: на горюче-смазочные материалы, на заработную плату водителя - Свинцова А.А. и на ремонт форвардера.
Довод налогового органа о том, что если доходы от оказания услуг заготовки леса с использованием форвардера отражены налогоплательщиком в 2015 году, то в этом случае и расходы на его приобретение следовало отразить в 2015 году, обоснованно отклонен судом первой инстанции, как основанный на неправильном толковании подпункта 4 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 346.16 и подпункту 4 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию, но только по тем основным средствам, которые используются при осуществлении предпринимательской деятельности.
Факт оказания услуг с 2013 года подтверждается договорами с обществом с ограниченной ответственностью "Лефортово", актами выполненных работ, показаниями руководителя общества с ограниченной ответственностью "Лефортово". Оформление актов выполненных работ в 2015 году не исключает факт начала работ в 2013 году.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности налогоплательщиком факта использования форвардера при осуществлении предпринимательской деятельности с целью получения дохода с 2013 года, в связи с чем у Инспекции отсутствовали основания для доначисления Обществу спорных сумм налога, пени и штрафа.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2018 по делу N А43-15564/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
О.А. Волгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.