г. Вологда |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А05-14187/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 мая 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 января 2019 года по делу N А05-14187/2018,
установил:
территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (Коношское обособленное подразделение) (ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136; адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10; далее - Территориальный орган) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" (ОГРН 1112901007240, ИНН 2901216834; адрес: 163020, Архангельская область, город Архангельск, проспект Никольский, дом 75, корпус 1; далее - Общество) с требованием о взыскании 701 484 руб. 63 коп., в том числе: задолженности по договору аренды лесных насаждений от 23.12.2016 N 2050 в размере 31 007 руб. 36 коп., в том числе 18 132 руб. 96 коп., в областной бюджет 12 874 руб. 40 коп. (окончательный расчет при расторжении договора аренды) и пени в размере 27 638 руб. 74 коп., из них в федеральный бюджет 16 092 руб. 84 коп. и в областной бюджет 11 545 руб. 90 коп. за период с 30.05.2018 по 06.09.2018; задолженности по договору аренды от 10.11.2014 N 1735 в размере 542 331 руб. 03 коп., в том числе в федеральный бюджет 317 152 руб. 66 коп., в областной бюджет 225 178 руб. 37 коп. (окончательный расчет при расторжении договора) и пени в размере 100 507 руб. 50 коп., в том числе в федеральный бюджет 55 842 руб. 83 коп., в областной бюджет 44 664 руб. 67 коп. за период с 30.05.2018 по 06.09.2018.
Решением суда от 15 января 2019 года исковые требования удовлетворены.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе указывает, что при расчете арендной платы подлежит применению коэффициент, который составит 1,22. Ссылается на то, что ничтожность положений договоров аренды, заключенных между Министерством и Обществом, в части условий о внесении арендной платы в областной бюджет с применением коэффициента превышения, подтверждена решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.09.2018 по делу N А05-513/2018.
Истец, ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.11.2014 между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (по договору арендодатель) и ответчиком (по договору арендатор) заключен договор аренды лесных участков N 1735, согласно условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, определенный в пункте 1.2 договора.
Из пункта 1.1 договора видно, что договор аренды заключен и лесной участок предоставлен для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Организация глубокой переработки древесины, изготовление биотоплива, строительство котельных, работающих на древесном сырье", который приказом Минпромторга России от 18.08.2014 N 1612 включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Срок действия настоящего договора устанавливается с 10.11.2014 по 09.11.2063 (пункт 7.1 договора).
Лесной участок передан по акту приема-передачи лесного участка от 10.11.2014.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Кроме того, 23.12.2016 между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (по договору арендодатель) и ответчиком (по договору арендатор) заключен договор аренды лесных участков N 2050, согласно условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, определенный в п.1.2 договора.
Из пункта 1.1 указанного договора видно, что договор аренды заключен и лесной участок предоставлен для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Организация глубокой переработки древесины, изготовление биотоплива, строительство котельных, работающих на древесном сырье", который приказом Минпромторга России от 18.08.2014 N 1612 включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Срок действия настоящего договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 49 лет (пункт 24 договора).
Лесной участок передан по акту приема-передачи лесного участка от 23.12.2016.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
В пункте 3.4.2 договора N 1735 и подпункте "в" пункта 12 договора N 2050 предусмотрено, что ответчик как арендатор обязан вносить арендную плату в объеме и сроки, предусмотренные ежегодно протоколом согласования арендной платы.
В пункте 2.4 договора N 1735 предусмотрено, что на период, равный расчетному сроку окупаемости приоритетного инвестиционного проекта - 7 лет, к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае досрочного исключения инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов арендатор обязан уплатить арендную плату в полном объеме, без применения понижающего коэффициента 0,5, в соответствии с законодательством Российский Федерации.
Минпромторгом России 20.07.2017 принят приказ N 2369 об исключении инвестиционного проекта Общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.02.2018 по делу N А05-12276/2017 все договоры аренды лесных участков, предоставлявшихся Обществу для реализации приоритетного инвестиционного проекта, в том числе договоры N 1735 и N 2050 расторгнуты. Решение вступило в законную силу 14.06.2018.
Как следует из материалов дела, в 2018 году в адрес ответчика направлены протоколы согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2018 год.
Из вышеуказанных протоколов следует, что годовой размер арендной платы, рассчитанный на 2018 год, складывается из минимального размера арендной платы, определенного в соответствии с пунктом 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации по ставкам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов" с применением к ставкам установленных Правительством РФ коэффициентов, то есть без применения понижающего коэффициента 0,5, и из превышающего минимальный размер, который рассчитан с применением коэффициента 1,71 (коэффициент превышения).
В данном протоколах предусмотрено, что арендная плата уплачивается равными долями, в сроки до 15.02, 15.03, 15.04, 15.05, 15.06, 15.07, 15.08, 15.09, 15.10 и 15.11 в размере 10 % от годового размера по каждому сроку.
При этом арендная плата в части минимального размера вносится в федеральный бюджет, арендная плата в части превышений в бюджет Архангельской области.
Ответчик имеет долг по арендной плате за 2018 год по срокам уплаты на 15.02.2018, на 15.03.2018, на 15.04.2018 и на 15.05.2018 в сумме 573 338 руб. 39 коп., в том числе по договору N 2050 в федеральный бюджет 18 132 руб. 96 коп., в бюджет Архангельской области 12 874 руб. 40 коп.; по договору N 1735 в федеральный бюджет 317 152 руб. 66 коп, в бюджет Архангельской области 225 178 руб. 37 коп.
В связи с невнесением арендной платы истец обратился в Арбитражный суд Архангельской области с требованием о взыскании долга по арендной плате и пени по договорам аренды N 1735 и N 2050.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в их совокупности и в соответствии с требованиями статей 71 АПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Ссылка подателя жалобы на неправомерность применения при определении размера арендной платы коэффициента превышения, а также на судебные акты по делу N А05-513/2018 несостоятельна, поскольку в соответствии с пунктом 1(2) Постановления N 310 при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Таким образом, необходимость применения при определении арендной платы в случае исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов коэффициента превышения установлена нормативным правовым актом.
Как указано выше, инвестиционный проект Общества исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Минпромторга России 20.07.2017 N 2369.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.09.2018 по делу N А05-15151/2017 Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, выразившихся в издании и направлении заявления от 28.04.2017 N 204-12/3586 "Об исключении приоритетного инвестиционного проекта из перечня" в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.10.2018 по делу N А05-11829/2017, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, Обществу отказано в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 28 апреля 2017 года N 645р "Об исключении инвестиционного проекта "Организация глубокой переработки древесины, изготовления биотоплива, строительства котельных, работающих на древесном сырье" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесных участков".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество обязано уплатить в полном объеме арендную плату в соответствии с условиями договоров аренды и пунктом 1 (2) Постановления N 310 без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы.
Возражения ответчика в отношении порядка определения истцом коэффициента превышения отклоняются судебной коллегией.
Как указано выше, согласно пункту 1(2) Постановления N 310 коэффициент превышения определяется путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Расчет среднего коэффициента превышения и исходные данные, использованные для расчета, приведены в отзыве на иск и приложениях к нему.
Расчет ответчика, содержащийся в апелляционной жалобе, не может быть принят во внимание, поскольку коэффициент 1,22 получен путем деления суммы причитающихся платежей арендной платы по действующим договорам аренды на суммарный расчетный размер арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков без учета действующих в субъекте инвестиционных проектов, что не соответствует пункту 1(2) Постановления N 310.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Ввиду изложенного, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ распределяются между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В связи с предоставлением Обществу отсрочки по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит взысканию с апеллянта в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 января 2019 года по делу N А05-14187/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" (ОГРН 1112901007240, ИНН 2901216834; адрес: 163020, Архангельская область, город Архангельск, проспект Никольский, дом 75, корпус 1) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н. Моисеева |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.