Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2019 г. N Ф07-9032/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А56-83366/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2019 года.
председательствующего Семеновой А.Б., судей Лопато И.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Попова А.О. по доверенности от 26.12.2018
от заинтересованного лица: Орлова А.О. по доверенности от 03.04.2019
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35782/2018) УФАС по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2018 по делу А56-83366/2018 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ПАО "Ленэнерго"
к УФАС по Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (ОГРН 1027809170300, адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1; далее - Общество, ПАО "Ленэнерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН 1089847323026, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 14.06.2018 N 36-05-Ш/18 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге (далее - КоАП РФ), которым Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 13.12.2018 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление УФАС от 14.06.2018 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 36-05-Ш/18.
Не согласившись с решением суда, УФАС обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, Обществом был нарушен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению более чем на 2 месяца. УФАС не согласно с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества признаков вмененного правонарушения. По мнению антимонопольного органа, установленные судами обстоятельства указывают на наличие всех элементов состава правонарушения; ПАО "Ленэнерго" нарушен пункт 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила).
Определением от 09.04.2019 суд апелляционной инстанции приостановил производство по апелляционной жалобе УФАС по делу А56-83366/2018 до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы по делу N А56-83369/2018; назначил судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по настоящему делу на 21.05.2019.
В отсутствие возражений сторон рассмотрение дела протокольным определением от 21.05.2019 возобновлено, дело рассмотрено в судебном заседании 21.05.2019.
В судебном заседании 21.05.2019 представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ПАО "Ленэнерго" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, между Карапетян Д.Э. и АО "СПбЭС" 19.10.2016 заключен договор N 2657/16-3423/16/ТП/ЛО об осуществлении технологического присоединения индивидуального жилого дома, который будет расположен на земельном участке по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Низинское СП, кадастровый номер 47:14:0302005:645.
В соответствии с пунктом 1.5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составлял 6 месяцев со дня заключения договора, то есть до 19.04.2017. Уведомление об исполнении обязательств по договору в АО "СПБЭС" было направлено Карапетян Д.Э. 01.02.2017.
06.03.2017 записью ГРН в ЕГРЮЛ АО "СПбЭС" внесены сведения о назначении управляющей компанией АО "СПбЭС" - ПАО "Ленэнерго".
11.10.2017 между Обществом и гр. Карапетян Д.Э. заключено соглашение о замене стороны с установлением нового срока для осуществления мероприятий по технологическому присоединению - 31.12.2017.
В адрес Ленинградского УФАС поступило заявление гр. Карапетян Д.Э. с жалобой на нарушение срока выполнения договора со стороны Общества. На дату обращения Карапетян Д.Э. УФАС договор не исполнен.
Письмом от 02.04.2018 N ЛЭ/60-09/89 Общество сообщило Управлению, что заявителю направлено уведомление о выполнении мероприятий, необходимых для технологического присоединения со стороны общества, 17.02.2018. Заявителю (гр. Карапетян Д.Э.) выдан акт об осуществлении технологического присоединения от 22.03.2018 N 261617.
При таких обстоятельствах управление констатировало, что Обществом (сетевой организацией) нарушен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению на 2 месяца и 22 дня.
Общество настаивает на том, что согласно Правилам N 861 затягивание им технологического присоединения оправдано тем, что заявитель лишь 21.02.2018 уведомил сетевую организацию об устранении замечаний и выполнении технических условий со своей стороны.
Управлением в отношении Общества 28.05.2018 составлен протокол N 36-05-Ш/18 об административном правонарушении, а 14.06.2018 вынесено постановление по делу N 35-05-Ш/18. Согласно этому постановлению ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ; ему назначено административное наказание в виде 300 000 руб. штрафа (ниже нижнего предела штрафной санкции, с учетом статей 4.1, 4.2 КоАП РФ).
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что антимонопольным органом не представлено бесспорных и достаточных доказательств наличия в действиях Общества вины во вмененном ему правонарушении. Суд пришел к выводу, что Общество выполнило технологическое присоединение в установленные договором сроки - после получения от потребителя уведомления о выполнении с его стороны условий по договору.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы УФАС и отмены решения суда в виду следующего.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Вопрос о наличии либо отсутствии нарушения обществом Правил N 861 решен судами с учетом следующего.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями также урегулирован Правилами N 861.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил).
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения (пункт 3 Правил).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.
Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил).
В пункте 16 Правил N 861 закреплены существенные условия упомянутого договора, в том числе определенный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
В данном случае в соответствии с пунктом 16 Правил и пунктом 1.5 договора такой срок равен шести месяцам со дня заключения договора.
Вместе с тем суд первой инстанции констатировал наличие жалобы Карапетяна Д.Э. в УФАС, ее содержание, но не учел, что заявитель (гражданин) уведомил письменно сетевую организацию о выполнении со своей стороны технических условий 01.02.2017; устранение же им всех замечаний АО "СПбЭС" невозможно до выполнения сетевой организацией технических условий в своей части - до проектирования и монтажа ответвления ВЛИ-0,4 кВ от существующей ВЛИ-0,4 кВ направлением от ТП-136 до границ земельного участка Карапетяна Д.Э. с установкой необходимого количества опор (л.д. 102-103).
Данные сведения заявителя не опровергнуты Обществом ни в рамках административного дела, ни в ходе судебного разбирательства; Обществом не указано, какие недостатки выполнения заявителем технических условий со своей стороны препятствовали Обществу своевременно организовать и завершить технологическое присоединение - до 31.12.2017.
Условия договора от 19.10.2016 N 2657/16-343/16/ТП/ЛО об осуществлении технологического присоединения не предусматривают повторное уведомление сетевой организации со стороны заявителя, в том числе по факту перемены лица в обязательстве.
При изложенных обстоятельствах Управление правильно признало факт обращения Карапетяна Д.Э. с уведомлением в сетевую организацию 01.02.2017 об исполнении им обязательств по договору как имеющий правовое значение и не требующий повторения в отношении сетевой организации-правопреемника.
Суд первой инстанции безосновательно обратил внимание на пункты Правил, корреспондирующие с пунктами 2.1.2 и 2.1.3 договора (касательно порядка и сроков проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий). Все установленные в рамках административного дела обстоятельства являются необходимой и достаточной фактической основой для признания оспариваемого постановления Управления законным и обоснованным, для констатации соблюдения Управлением административной процедуры, а равно наличия события и состава вмененного правонарушения (с учетом требований статей 1.5, 1.6, 2.1 КоАП РФ).
При этом суд неправильно применил нормы материального права.
Отраженный в заявлении Общества довод о применении статьи 2.9 КоАП РФ ввиду необходимости снизить штраф до 300 000 руб. (со ссылкой на судебную практику) никак не соотносится с нормой, закрепленной в статье 2.9 КоАП РФ, и в то же время в полной мере отвечает той санкции, которую избрал в отношении Общества антимонопольный орган.
Назначенный Обществу Управлением административный штраф, по мнению апелляционного суда, отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам юридической ответственности.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено. Процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности, в полной мере соблюдены.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое постановление признается апелляционным судом законным.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда от 13.12.2018 и удовлетворения апелляционной жалобы УФАС.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 декабря 2018 года по делу N А56-83366/2018 отменить.
В удовлетворении заявления публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.