г. Вологда |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А13-229/2019 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 марта 2019 года, вынесенное в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А13-229/2019.
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (ОГРН 1023500877058, ИНН 3525114885160000; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45а; далее - УПФ, управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к некоммерческой организации "Фонд развития ипотечного жилищного кредитования Вологодской области" (ОГРН 1023500871800, ИНН 3525102128; адрес: 160009, Вологодская область, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 47; далее - фонд) о взыскании 2 000 рублей финансовой санкции за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М за август 2017 года по требованию от 06.07.2018 N 045S01180019588.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 марта 2019 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А13-229/2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что факт нарушения фондом срока предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета формы СЗВ-М подтверждается материалами дела. Срок для обращения в суд с рассматриваемым заявлением исчисляется с даты истечения срока, установленного для добровольного исполнения требования об уплате штрафа.
Фонд отзыв на апелляционную жалобу не направил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, фонд в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является страхователем.
В ходе проведенной управлением проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный отчетный период, установлено, что указанные сведения формы СЗВ-М за август 2017 года представлены фондом 19.09.2017, в то время как срок представления таких сведений установлен до 15.09.2017.
По результатам проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязанного пенсионного страхования от 18.04.2018 N 045S18180008393 и вынесено решение от 04.06.2018 N 045S19180006311 о привлечении фонда к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
В адрес фонда заявителем направлено требование от 06.07.2018 N 045S01180019588 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 24.07.2018.
Поскольку указанное требование ответчиком не исполнено, УПФ обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 указанного Закона (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части 4 статьи 17 данного Закона непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом частью семнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, действующей с 01.01.2017, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, с 01.01.2017 на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, а также с взысканием штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по статье 17 Закона N 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе и положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При исчислении сроков суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57) разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с этим при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Из анализа приведенных в Постановлении N 57 сроков, установленных НК РФ, следует, что срок проведения проверки составляет 3 месяца со дня представления расчета, срок составления акта проверки - 10 дней с момента окончания проверки, срок получения акта - на 6 день с даты отправки заказного письма, срок вынесения решения - 10 дней со дня истечения срока по пункту 6 статьи 100 НК РФ (+ 1 месяц на представление возражений страховщика + 1 месяц в случае продления), получение решения - на 6 день со дня отправки заказного письма, вступление решения в законную силу - 1 месяц со дня вручения решения страхователю, срок выставления требования - 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, срок исполнения требования - 8 дней с даты получения требования (+ 6 дней на получение требования), срок обращения в суд - в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).
С учетом изложенного отправной точкой при расчете совокупного срока обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа является дата предоставления расчета страховых взносов за август 2017 года - в данном случае 19.09.2017.
Следовательно, акт проверки должен быть составлен не позднее 10.01.2018. Вместе с тем он вынесен 18.04.2018, то есть с нарушением установленного срока более, чем на три месяца, что само по себе свидетельствует о нарушении управлением процессуальных сроков проверки, повлекшем за собой соответствующее смещение совокупных сроков.
Помимо того, из материалов дела не усматривается, что имело место, в частности, продление срока для вынесения решения (1 месяц).
С учетом фактических обстоятельств дела, а также приведенных выше положений суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на дату обращения УПФ в арбитражный суд (10.01.2018) с соответствующим заявлением при наличии факта нарушения - 19.09.2017, шестимесячный срок, установленный статьей 46 НК РФ для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, истек в ноябре 2018 года.
При этом апелляционная инстанция поддерживает вывод суда об отсутствии оснований для признания причин для его восстановления уважительными.
В рассматриваемом случае управление в ходатайстве о восстановлении срока на обращение в суд сослалось на то, что 12.12.2018 оно обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о выдаче судебного приказа. Вместе с тем, определением Арбитражного суда Вологодской области от 13 декабря 2018 года по делу N А13-20678/2018 заявление о выдаче судебного приказа возвращено.
Кроме того, на момент обращения в Арбитражный суд Вологодской области (12.12.2018) с заявлением о выдаче судебного приказа срок для подачи заявления управлением уже был пропущен. При этом подача заявления о выдаче судебного приказа не может служить основанием для прерывания течения установленного налоговым законодательством шестимесячного срока для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций. Управление при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, имело возможность для своевременного обращения в суд.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению заявителя в суд в надлежащем порядке, управлением не представлено.
Поскольку уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с заявлением апелляционной инстанцией не установлено, то следует признать, что оснований для удовлетворения ходатайства управления о восстановлении срока у суда первой инстанции также не имелось.
Установив, что срок на обращение пропущен, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы о том, что срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа исчисляется с даты истечения срока, установленного для исполнения требования, подлежат отклонению, поскольку управлением не учтены совокупные сроки осуществления вышеупомянутых действий, как это предусмотрено пунктом 31 Постановления N 57.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 марта 2019 года по делу N А13-229/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2019 года.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.