г. Челябинск |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А47-16719/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования Горьковский сельсовет Новоорского района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2019 по делу N А47-16719/2018 (судья Вернигорова О.А.).
Заместитель прокурора Оренбургской области (далее - заявитель, Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Горьковский сельсовет" Новоорского района Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации МО "Горьковский сельсовет" Новоорского района Оренбургской области по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории МО "Горьковский сельсовет" Новоорского района Оренбургской области, обязать Администрацию МО "Горьковский сельсовет" Новоорского района Оренбургской области разработать порядок создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, создать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства на территории МО "Горьковский сельсовет" Новоорского района Оренбургской области в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2019 требования заявителя удовлетворены, бездействие Администрации по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории МО "Горьковский сельсовет" Новоорского района Оренбургской области признано незаконным. Суд также обязал Администрацию разработать порядок создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства и создать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства на территории МО "Горьковский сельсовет" Новоорского района Оренбургской области в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что согласно данным налоговых органов на территории городского сельсовета не зарегистрировано предпринимателей, имеющих статус малого или среднего предприятия. Отмечает, что суд первой инстанции не учел доводы Администрации о нецелесообразности создания координационного или совещательного органа, не изучил вопрос о фактическом наличии субъектов малого и среднего предпринимательства на территории сельсовета. Ввиду изложенного, апеллянт также указывает на неисполнимость решения суда первой инстанции.
Прокуратурой в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с ее доводами, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения суда проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" Прокуратурой Оренбургского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
Администрация муниципального образования "Горьковский сельсовет" Новоорского района Оренбургской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ является органом местного самоуправления поселка Калинин Ташлинского района Оренбургской области.
В ходе проверки установлено, что до настоящего времени на территории муниципального образования "Горьковский сельсовет" не созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, что нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц - как самого муниципального образования, так и субъектов малого и среднего предпринимательства, лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на участие в деятельности таких органов, на получение от органов местного самоуправления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Изложенное подтверждается письмами Администрации от 19.11.2018 и от 11.12.2018 на представление Прокуратуры, из которых следует, что Администрация муниципального образования "Горьковский сельсовет" Новоорского района Оренбургской области считает создание координационного или совещательного органа в области развития поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства нецелесообразным (л.д. 13, 18).
Полагая, что бездействие Администрации по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории МО "Горьковский сельсовет" Новоорского района Оренбургской области является незаконным, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев и оценив представленные доказательства, пришел к выводу об обоснованности требований Прокуратуры и наличии у Администрации обязанности по созданию координационного или совещательного органа в области развития поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о правильности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Требования прокурора в данном случае заявлены в рамках надзора за исполнением органами местного самоуправления Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также в целях защиты прав и законных интересов неограниченного круга организаций и индивидуальных предпринимателей (субъектов малого и среднего предпринимательства), лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в результате организации и осуществления деятельности координационных или совещательных органов в этой области.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 14, пунктом 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, а также муниципального района относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона N 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Частью 3 статьи 13 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:
1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;
5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 209-ФЗ порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, на основании вышеуказанных правовых норм, у Администрации имеется обязанность по разработке порядка создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории городского, сельского поселения.
Между тем, материалами дела подтверждено и Администрацией не оспаривается, что данная обязанность органом местного самоуправления не исполнена, все зависящие от него и входящие в сферу его компетенции, действия (меры) по разработке порядка создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства не приняты.
Администрация полагает, что, поскольку на территории сельского поселения отсутствуют зарегистрированные субъекты малого и среднего предпринимательства, действия по созданию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства нецелесообразны.
Между тем, утверждения апеллянта об отсутствии на территории сельского поселения субъектов малого и среднего предпринимательства материалами дела не подтверждаются. Более того, согласно пояснениям Прокуратуры, на территории муниципального образования "Горьковский сельсовет" зарегистрировано 6 представителей малого и среднего бизнеса, при этом, данное количество может увеличиться при регистрации новых хозяйствующих субъектов. Администрацией не представлено каких-либо доказательств невозможности исполнения обязанности по созданию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, вне зависимости от наличия либо отсутствия на территории сельского поселения субъектов малого и среднего предпринимательства, Администрация обязана разработать порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства. Неисполнение данной обязанности влечёт за собой фактическую невозможность создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения, и не урегулированность правоотношений в данной области, что, в свою очередь, является нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, требования Прокуратуры удовлетворены судом первой инстанции законно и обоснованно.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с освобождением подателя апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины, распределение судебных расходов не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2019 по делу N А47-16719/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования Горьковский сельсовет Новоорского района Оренбургской области- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.