Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 октября 2019 г. N Ф02-4424/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А33-3411/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" мая 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Бутиной И.Н., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" - Лапунова И.Г. - представителя по доверенности от 06.02.2019 N 42, (до перерыва); Лебедева О.А. - представителя по доверенности от 29.12.2018 N700 (до и после перерыва);
от акционерного общества "Назаровская ГРЭС" - Ивановой О.Ю. - представителя по доверенности от 20.06.2018 N 86 (до и после перерыва); Зиновьевой Т.М. - представителя по доверенности от 01.02.2018 N 77 (до перерыва);
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта", акционерного общества "Назаровская ГРЭС" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 декабря 2018 года по делу N А33-3411/2018, принятое судьёй Мальцевой А.Н.,
установил:
акционерное общество "Назаровская ГРЭС" (ИНН 2460237901, ОГРН 1122468025690 г. Красноярск, далее - истец, АО "Назаровская ГРЭС") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (ИНН 2466021909, ОГРН 1022402649059 г. Красноярск, далее - ответчик) об урегулировании возникших разногласий при заключении договора на транспортное обслуживание от 28.11.2017 N Д2017/0349.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.12.2018 иск удовлетворен. Урегулированы разногласия между акционерным обществом "Назаровская ГРЭС" (ИНН 2460237901, ОГРН 1122468025690 г. Красноярск) и акционерным обществом "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (ИНН 2466021909, ОГРН 1022402649059 г. Красноярск), возникшие по договору на транспортное обслуживание N Д2017/0349 от 28.11.2017 в части пунктов 1.4, 1.9, 1.14, 1.16, 2.12, 3.2.2, 3.2.3, 5.4, 6.1, 6.2, 7.1, 7.2, 7.3, 7.5, 8.4, 9.1, 9.2, 9.3, 11.4, приложение N1 к договору, изложив в следующей редакции:
1. Пункт 1.4 исключить;
2. Пункт 1.9 договора изложить в следующей редакции: "Маневровую работу по письменной заявке Заказчика (либо посредством факсимильной связи или электронной почты (в виде сканированной копии) и принимается как имеющая юридическую силу наряду с оригиналом). Расчет оплаты маневровой работы производится за каждые полчаса, считая неполные полчаса за полные";
3. Пункт 1.14 договора изложить в следующей редакции: "По письменной заявке "Предприятия", согласованной "ППЖТ" в установленном настоящим договором порядке, "ППЖТ" оказывает следующие дополнительные услуги:
- отцепка вагона из состава порожних вагонов из-под угля формированием на станцию Угольная-2 с техническими неисправностями и подача на железнодорожный путь ППЖТ для временного отстоя до устранения неисправностей;
- формирование маршрутов (групп вагонов) и порожних вагонов, прибывших со станции Назарово гружеными углем (получателем которых является Предприятие) при наличии у ППЖТ технической и технологической возможности. Время работы локомотива по формированию маршрутов (групп вагонов) оплачивается Предприятием в размере, установленном перечнем дополнительных услуг;
- пломбирование цистерн после слива мазута ЗПУ Предприятия;
- предоставление железнодорожных путей ППЖТ для погрузки, выгрузки вагонов и отстоя подвижного состава;
- выдача копий документов (формы ГУ-46п);
- информационные услуги;
- хранение грузов;
- очистка вагонов;
- предоставление в использование погрузо-разгрузочной техники;
- прием экзаменов;
- переадресовка вагонов;
- открытие и закрытие ворот;
- уборка, установка колесосбрасывающего башмака;
- подготовка и согласование инструкций;
- использование (предоставление) ж/д реквизитов;
- пломбирование вагонов;
- проведение технических занятий с работниками Предприятия;
- услуги мастера выгрузки;
- сопровождение вагонов в пути;
- контроль погрузки, согласно тех. условий крепления и размещения грузов и др. целей;
- предоставление контейнерной площадки для погрузки, выгрузки контейнеров;
- съём запорно-промбировочного устройства на вагоне;
- определение пригодности вагонов под погрузку с коммерческом отношении;
- предоставление в использование габаритных ворот;
- использование ж.д. переездов;
- очистка территории;
- пользование факсимильной связью;
- выполнение расчета провозных платежей, выдача справок;
- очистка стрелочных переводов Предприятия;
- консультационные услуги;
- прием (сдача) вагонов от вневедомственной охраны ж/д транспорта РФ по доверенности Предприятия;
- обеспечение запорно-промбировочными устройствами (ЗПУ);
- предоставление в использование тормозных башмаков;
- подготовка вагонов под погрузку;
- установка пиломатериала в пакет;
- выполнение за счет Предприятия расчетных операций с транспортными организациями;
- разработка схемы (эскиза) погрузки (выгрузки);
- перевозка грузов автомобильным транспортом;
- комплексное транспортное обслуживание;
- оформление заявки по просьбе клиента;
- предоставление в использование открытой складской площадки;
- организация погрузки/выгрузки груза;
- наложение металлической закрутки;
- снятие креплений (скруток с вагонов);
- другие, дополнительно согласованные с Заказчиком услуги";
4. Пункт 1.16 договора изложить в следующей редакции: "ППЖТ" обязуется письменно согласовывать с "Предприятием" сроки вывода в плановый ремонт вагоноопрокидывателей и ввода в действие оборудования после ремонта, а также любых иных действий, связанных с изменением режима выгрузки угля. Годовой план ремонтов определяется "ППЖТ" и предоставляется "Предприятию" не позднее 15 декабря текущего года, с последующим уточнением ежеквартально не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу.
Вывод вагоноопрокидывателя, иного оборудования, в аварийный ремонт осуществляется "ППЖТ" по письменному уведомлению "Предприятия", с обязательным указанием срока ремонта и обеспечением выгрузки угля другим вагоноопрокидывателем";
5. Пункт 2.12 договора изложить в следующей редакции: "Предприятие" обязуется письменно согласовывать с "ППЖТ" сроки вывода в плановый ремонт оборудования топливоподачи и ввода в действие оборудования после ремонта, а также любых иных действий, связанных с изменением режима выгрузки угля. Годовой план ремонтов определяется "Предприятием" и предоставляется "ППЖТ" не позднее 15 декабря текущего года, с последующим уточнением ежеквартально не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу.
Вывод оборудования топливоподачи в аварийный ремонт осуществляется "Предприятием" по письменному уведомлению "ППЖТ", с обязательным указанием срока ремонта";
6. Пункт 3.2.2 договор изложить в следующей редакции: "В случае прибытия в адрес Заказчика вагонов в количестве, превышающем вместимость мест погрузки, выгрузки, первая партия вагонов в количестве, равном вместимости мест погрузки, выгрузки Предприятия подается на места погрузки, выгрузки, а остальные вагоны ожидают подачи на железнодорожных путях ППЖТ и подаются поочередно, по мере окончания грузовых операций с ранее поданными вагонами. Предприятие оплачивает Исполнителю занятость железнодорожных путей ППЖТ вагонами, находящимися в ожидании подачи.
Платежи, связанные с нахождением вагонов на станции Назарово, других железнодорожных путях общего пользования в ожидании приема на железнодорожные пути ППЖТ оплачиваются Предприятием Перевозчику самостоятельно";
7. Пункт 3.2.3 договора изложить в следующей редакции: "В случае приостановления Предприятием выгрузки угля через вагоноопрокидыватель ППЖТ (изменение режима приемки и выгрузки угля) непрерывно более чем на 2 часа, ППЖТ вправе не выводить в смену, в которой приостановлена выгрузка локомотивно-составительскую бригаду до получения от Предприятия письменного уведомления, подписанного уполномоченным лицом Предприятия, о возобновлении приема и выгрузки угля в следующей смене. При этом все платежи, связанные с нахождением вагонов на станции Назарово, других железнодорожных путях общего пользования в ожидании приема на железнодорожные пути ППЖТ оплачиваются Предприятием Перевозчику самостоятельно;.
8. Пункт 5.4 договора изложить в следующей редакции: "Передача ведомостей подачи, перевозки грузов и уборки вагонов, актов выполненных работ и др. производится ежедневно в помещении "ППЖТ", не позднее 10 часов местного времени суток, следующих за отчетными (день погрузки, выгрузки вагонов), представителю "Предприятия". При совпадении дня подписания (получения) документов с нерабочим днем, день подписания (получения) документов переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. "Предприятие" в течение 3 (трех) дней с момента получения первичных документов, обязано рассмотреть и либо согласовать стоимость услуг, либо направить "ППЖТ" свои обоснованные возражения.
Под первичными документами понимаются: Акт выполненных работ, счет-фактура, ведомости подачи, перевозки грузов и уборки вагонов и др. Счет-фактура должен быть оформлен в соответствии с требованиями п.п. 5, 6 ст. 169 НК РФ";
9. Пункт 6.1 договора изложить в следующей редакции: "Годовой объем работ по перевозке грузов, ПРР определяется "Предприятием" и предоставляется "ППЖТ" не позднее 01 ноября года, предшествующего планируемому. Заявка подписывается уполномоченным представителем "Предприятия", с указанием объема работ по роду груза в вагонах и тоннах, с последующим уточнением до 15 декабря текущего года.
10. Пункт 6.2 договора изложить в следующей редакции: "Заявленные объемы работ подтверждаются "Предприятием":
- ежеквартально - не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу;
- ежемесячно - не позднее, чем за 15 (пятнадцать) дней до начала планируемого месяца.
"Предприятие" вправе изменять (увеличивать, уменьшать) объем работ по перевозке и ПРР текущего месяца, уведомив об этом "ППЖТ" корректировочной заявкой до 01 числа текущего месяца;
11. Пункт 7.1 договора изложить в следующей редакции: "Цены на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и настоящим Договором".
12. Пункт 7.2 договора изложить в следующей редакции: "В случае установления регулирующим органом фиксированной цены (тарифа) на транспортные услуги, оказываемые "ППЖТ", расчеты производятся в размере, установленном органом, осуществляющим государственное регулирование. В случае установления регулирующим органом предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые "ППЖТ", цена за единицу услуг определяется в размере предельного максимального тарифа на транспортные услуги.
13. Пункт 7.3 договора изложить в следующей редакции: "В случае изменения цены, новая цена (тариф) вводится в порядке установленном действующим законодательством.
14. Пункт 7.5 изложить в следующей редакции: "Стоимость дополнительных услуг, цены на которые не регулируются органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), согласовываются сторонами договора следующим образом: ППЖТ направляет "Предприятию" для согласования перечень дополнительных услуг, с указанием их стоимости. В случае непоступления от Предприятия согласованного перечня в течение 10 дней - перечень принимается в редакции ППЖТ, цены считаются согласованными Сторонами. В случае несогласия Предприятия со стоимостью услуг, предложенной ППЖТ, стороны в указанный выше срок принимают возможные меры к урегулированию разногласий. При несогласовании сторонами новых цен в течение 20 (двадцати) дней с вручения нового перечня Предприятию разногласия разрешаются в установленном законом порядке.
15. Пункт 8.4 не включать текст договора;
16. Раздел 9 договора изложить в следующей редакции: "За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и настоящим договором".
17. Пункт 11.4 договора в следующей редакции: "Настоящий договор заключается сроком на один год, действует с момента заключения, и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2018. В случае, если за 30 календарных дней до истечения срока его действия ни одна из сторон письменно не заявит о его прекращении, действие договора автоматически продлевается на следующий календарный год путем подписания дополнительного соглашения.
18. Приложение N 1 к договору изложить в следующей редакции:
"Перечень и стоимость производственных работ и услуг
г.Назарово
N п/п |
Наименование услуги |
Ед.изм. |
Стоимость услуг, руб. (без НДС) |
1 |
Передача информации по телефону за груженый (порожний) единичный вагон |
Вагон |
35,67 |
2 |
Передача информации по телефону за группу вагонов (от 2 до 6) за каждый вагон до 6 вагонов |
Вагон |
23,78 |
3 |
Передача информации по телефону за маршрут вагонов (7 и более) |
Маршрут |
107,00 |
4 |
Передача предварительной информации о прибытии вагонов |
Сообщение |
59,44 |
5 |
Раскредитовка перевозочных документов |
Операция |
75,13 |
6 |
Оформление перевозных документов (заполнение) |
Документ |
101,80 |
7 |
Доставка перевозочных документов |
Доставка |
390,39 |
8 |
Закрепление вагонов тормозными башмаками |
Закрепление |
310,25 |
9 |
Предоставление в использование тормозных башмаков |
Штука |
518,88 |
10 |
Подписание первичных документов;
памятки приемосдатчика, ведомости подачи-уборки вагонов, накопительные квитанции разных сборов, актов общей формы и другие документы |
Документ |
101,80 |
11 |
Очистка вагонов от остатков смерзшегося груза (ручная раскайловка) |
Вагон |
1942,13 |
12 |
Использование вагонов для прикрытия вагонов |
Вагон |
3462,59 |
13 |
Очистка бункерных решеток вагоноопрокидывателей |
Час |
9529,24 |
14 |
Формирование маршрута порожних вагонов |
маршрут |
4942,56 |
15 |
Отцепка технически неисправного вагона из состава порожних вагонов |
вагон |
1075,62 |
16 |
Постановка в состав порожних вагонов, вагона после устранения технической неисправности |
вагон |
828,60 |
17 |
Пломбирование вагонов запорно-пломбирующим устройством (ЗПУ) |
Вагон |
408,31 |
Настоящее приложение составлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон".
Не согласившись с данным судебным актом, акционерное общество "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта", акционерное общество "Назаровская ГРЭС" обратились с апелляционными жалобами в Третий арбитражный апелляционный суд.
Акционерное общество "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" в своей апелляционной жалобе в своей апелляционной жалобе просит изменить решение суда первой инстанции в части урегулирования разногласий, возникшие по договору на транспортное обслуживание от 28.11.2017 N Д2017/0349 пункта 2.3. С учетом уточненных исковых требований АО "Назаровская ГРЭС" настаивало на изложении пункта 2.3. в предложенной редакции, отличной от редакции АО "В-Сибпромтранс" и включении данного пункта в раздел 9 "Ответственность сторон" только в целях обеспечения принципа "взаимности" ответственности сторон. Ответчик АО "В-Сибпромтранс" считает, что внесение пункта 2.3. в предложенной редакции не является мерой ответственности:
- является платой за пользование инфраструктурой АО "В-Сибпромтранс" в случае нарушения сроков, установленных соглашением сторон для совершения транспортных операций;
- нарушение данных сроков связывается с действиями истца АО "Назаровская ГРЭС";
- не нарушает принципа "взаимности" при исполнении условий договора.
Акционерное общество "Назаровская ГРЭС" в своей апелляционной жалобе просит изменить решение суда первой инстанции в части урегулирования разногласия между АО "Назаровская ГРЭС" и АО "В-Сибпромтранс", возникших по договору на транспортное обслуживание от 28.11.2017 N Д2017/0349 по пунктам 1.4., 1.14., 3.2.2., 3.2.3., 6.2., 7.2., приложения N 1 к договору. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указал следующее:
По пункту 1.4 договора определение технологических сроков оборота вагонов является одним из элементов правоотношений контрагентов и владельцев путей необщего пользования при осуществлении последним операций по подаче и уборке вагонов. При этом, ссылка суда на статью 55 УЖТ РФ и применение к отношениям сторон положений, регламентирующих заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, необоснованна и противоречит природе договорных отношений, сложившихся между истцом и ответчиком.
Вывод суда первой инстанции о том, что принятый в редакции ответчика пункт 1.14, устанавливающий перечень дополнительных работ, определен с учетом длительных сложившихся хозяйственных связей между сторонами, противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
По мнению АО "Назаровская ГРЭС", включенное в договор (п.3.2.2 договора) условия об оплате занятости железнодорожных путей необщего пользования партиями вагонов, ожидающих подачу под разгрузку, не основано на какой-либо норме закона, нарушает баланс интересов сторон и является навязываем заведомо невыгодных для истца условий.
Предложенная ответчиком редакция пункта п.3.2.3 договора нарушает баланс интересов сторон, поскольку создает негативные последствия для технологического процесса выработки электрической и тепловой энергии угрозу, противоречит обязанностям АО "В-Сибпромтранс" осуществлять перевозку грузов, ПРР ежедневно, круглосуточно (включая выходные и праздничные дни); влечет возможность наступления мер ответственности истца перед третьими лицами.
При формировании позиции АО "Назаровская ГРЭС" по содержанию пункта 6.2. договора, для истца принципиальным являлась не только возможность изменять (увеличивать, уменьшать) объем работ по перевозке и ПРР текущего месяца, уведомив об этом ответчика корректировочной заявкой, но и установление срока предоставления такой заявки - до 5 числа текущего месяца.
Предложенное истцом в пункте 7.2. Договора сезонное снижение цены на транспортные услуги в границах установленного предельного максимального тарифа, обусловлено тем, что в зимний период - с октября по апрель предполагается определения цены на транспортные услуги путем уменьшения предельного максимального тарифа на 5%. Снижение цены на транспортные услуги именно в зимний период обусловлено объемом оказываемых АО "В-Сибпромтранс" услуг, которые в этот период времени являются значительными по сравнению с летним периодом, следовательно, снижение цены в зимний период не окажет негативного воздействия на хозяйственную деятельность АО "В-Сибпромтранс", что обусловлено значительным объемом денежных средств, поступаемых за оказанные в этот период времени транспортные услуги.
Поскольку транспортные услуги, оказываемые Ответчиком на подъездных железнодорожных путях, относятся к регулируемому виду деятельности, установление Перечня дополнительных услуг (Приложение N 1 к Договору) должно в первую очередь определяться принципами законности и обоснованности. Ответчиком к "дополнительным услугам" необоснованно отнесены услуги по отцепке/постановке вагона с техническими неисправностями; работы по расформированию и формированию маршрутов. Затраты ответчика, связанные с данными услугами, уже учтены при установлении тарифа на подачу/уборку вагонов, ПРР, маневровые работы (Методические рекомендаций по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 20.12.2001 N АН-Т04-р). Формулировки наименования таких "дополнительных услуг"), как пломбирование цистерн после слива мазута ЗПУ Заказчика; предоставление в использование тормозных башмаков, подлежат уточнению, поскольку включены в технологический процесс по сливу мазута, который относится к регулируемому виду деятельности ответчика, либо относится к обычной технологической операции по закреплению груза при погрузо-разгрузочных работах, уже учтенной при тарифном регулировании.
Акционерное общество "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" представило отзыв на апелляционную жалобу истца, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы акционерного общества "Назаровская ГРЭС", указав на законность решения суда первой инстанции в части урегулирования разногласий по пунктам 1.4, 1.14, 3.2.2, 3.2.3, 6.2, 7.2, Приложения N 1 "Перечень и стоимость производственных работ и услуг".
Акционерное общество "Назаровская ГРЭС" представило отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта", указав на законность решения суда первой инстанции в части урегулирования разногласий по пункту 2.3 договора. От 29.12.2017 N Д2017/0349.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.01.2019, от 29.01.2019 апелляционные жалобы приняты к производству, их рассмотрение назначено на 26.02.2019, в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные заседания откладывались до 20.03.2019, до 01.04.2019 до 08.04.2019, до 14.05.2019, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 16.05.2019.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Тексты определений о принятии к производству апелляционных жалоб от 25.01.2019, от 29.01.2019, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликованы в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 26.01.2019, 30.01.2019.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019, от 13.05.2019 в деле N А33-3411/2018 произведена замена судьи Хабибулиной Ю.В. на судью Усипову Д.В., судьи Усиповой Д.А. на судью Хабибулину Ю.В. В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела начинается сначала.
В судебном заседании представитель акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель акционерного общества "Назаровская ГРЭС" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Представил в материалы дела дополнительное соглашение от 14.05.2019 N 2 (к соглашению от 03.120.2018), согласно которому стороны достигли соглашение по пункту 3.2.3. договора от 28.11.2017 N Д2017/0349.
Руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд определил приобщить данный документ к материалам дела, как необходимый для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части (в части урегулирования разногласия между АО "Назаровская ГРЭС" и АО "В-Сибпромтранс", возникших по договору на транспортное обслуживание от 28.11.2017 N Д2017/0349 по пунктам 1.4., 1.14., 2.3., 3.2.2., 3.2.3., 6.2., 7.2., приложения N 1 к договору).
Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В связи с прекращением с 31.12.2017 действия ранее заключенного договора на транспортное обслуживание, сопроводительным письмом от 29.11.2017 N исх.2-1/14-103891 АО "Назаровская ГРЭС" направило в адрес АО "В-Сибпромтранс" подписанный со своей стороны проект нового договора на транспортное обслуживание б/н от 28.11.2017 с предложением рассмотреть и подписать два экземпляра договора. Проект договора истца получен ответчиком 07.12.2017.
С сопроводительным письмом от 29.12.2017 АО "В-Сибпромтранс" направило в адрес АО "Назаровская ГРЭС" протокол разногласий к проекту договора на транспортное обслуживание, оформленный в виде своего варианта договора от 29.12.2017 N Д2017/0349, подписанного со стороны АО "В-Сибпромтранс". Протокол разногласий получен истцом 09.01.2018.
Ссылаясь на отказ ответчика от подписания предложенной истцом редакции договора на транспортное обслуживание от 28.11.2017 N Д2017/0349, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим исковым заявлениям об урегулировании возникших разногласий.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его изменения, исходя из следующего.
Из положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.
Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьям 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору (пункт 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснил, что заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом (статья 60 Устава).
Понятие субъектов естественной монополии закреплено в статье 1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Так, субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. При этом, под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Из указанного определения понятия субъекта естественной монополии следует, что единственным квалифицирующим признаком, определяющим субъекта естественной монополии, является осуществление им деятельности в условиях естественной монополии, а именно:
- в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (реализации) товара/услуги и большей эффективности удовлетворения спроса на соответствующем рынке;
- производимые (реализуемые) товары/услуги не могут быть заменены потреблением другими товарами/услугами;
- спрос на такие товары/услуги в меньшей степени зависит от изменения цены.
Статьей 4 Федерального закона "О естественных монополиях" предусмотрено, что к субъектам естественных монополий относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере железнодорожных перевозок.
АО "В-Сибпромтранс" оказывает услуги в сфере перевозки, что следует из Приказа Министерства транспорта Красноярского края от 11.04.2016 N 5/21-Н, которым установлен тариф на транспортные услуги, оказываемые АО "Назаровская ГРЭС" - перевозка грузов.
Управление Федеральной антимонопольной службы Красноярского края признал АО "В-Сибпромтранс" организацией, осуществляющей естественно-монопольный вид деятельности в сфере железнодорожных перевозок (решение от 09.06.2017 N 1173-18.1). Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.09.2017 по делу N А33-15388/2017, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018, при рассмотрении жалобы на указанное решение от 09.06.2017 N 1173-18.1 установлено, что АО "В-Сибпромтранс" относится к субъектам естественной монополии.
На железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ответчику на праве собственности и обслуживаемых локомотивом последнего, находятся склады и погрузочно-разгрузочные площадки истца (эстакады для слива мазута и масла). Вагоноопрокидыватели, с помощью которых производится выгрузка угля, находятся в собственности ответчика. Иные альтернативные способы доставки и выгрузки грузов, для нужд АО "Назаровская ГРЭС", отсутствуют, АО "В-Сибпромтранс" является лицом, осуществляющим естественно-монопольные виды деятельности в отношении АО "Назаровская ГРЭС" на путях необщего пользования. Данные факты установлены решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 173-18.1 от 07.06.2017, оставленным без изменения решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.09.2017 и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018 по делу N А33-15388/2017.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления теплоснабжения жителей и организаций города Назарово АО "Назаровская ГРЭС" использует принадлежащее ему имущество, а также приобретает товары и услуги у других лиц, необходимые для производства тепловой и электрической энергии, в том числе у АО "В-Сибпромтранс" - услуги на транспортное обслуживание (в том числе, перевозку угля/иных грузов в вагонах и порожних вагонов локомотивом последнего, погрузочно-разгрузочные работы, взвешивание на вагонных весах и др.) посредством железнодорожных путей необщего пользования, вагоноопрокидывателей, принадлежащих АО "В-Сибпромтранс" на праве собственности (свидетельства от 19.04.2002 серия 24 БШ N 007045, от 19.08.2002 серия 24 ВЕ005057, от 19.08.2002 серия 24 N 005060).
Таким образом, заключение договора на транспортное обслуживание с истцом обязательно для АО "В-Сибпромтранс". Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств технологической или экономической невозможности оказать услугу, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованности требований истца об обязании ответчика заключить соответствующее соглашение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российского Федерации).
В силу пункта 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как следует из статьи 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отношения сторон, возникшие при заключении договора на транспортное обслуживание от 28.11.2017 N Д2017/0349, регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерством путей сообщения России от 18.06.2003 N 26, зарегистрированными в Минюсте 19.06.2003 N 4764 (далее - Правила N26).
Согласно пункту 1.1 Правил N 26, данные правила регулируют взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования.
В соответствии с пунктом 2.12. Правил N 26, при недостижении согласия по условиям договора споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из апелляционных жалоб истца и ответчика следует, что стороны обжалуют решение суда первой инстанции в части урегулирования разногласия между АО "Назаровская ГРЭС" и АО "В-Сибпромтранс", возникших по договору на транспортное обслуживание от 28.11.2017 N Д2017/0349 по пунктам 1.4., 1.14., 2.3., 3.2.2., 3.2.3., 6.2., 7.2., приложения N 1 к договору.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к слудующим выводам.
Истец настаивает на включении в договор пункта 1.4 договора следующего содержания: "ППЖТ" должно обеспечивать транспортное обслуживание "Предприятия, указанное в пунктах 1.1, 1.2, 1.3 настоящего договора, с соблюдением технологического срока оборота вагонов и технологического времени, связанного с подачей-уборкой вагонов к местам погрузки-выгрузки грузов и времени на операции, относящиеся к начально-конечным. Технологические сроки оборотов вагонов:
Наименование груза |
Технологический срок оборота вагонов |
1 |
2 |
Уголь Березовский (маршрут из 40 полувагонов) |
8 часов 30 минут |
Уголь Бородинский (маршрут из 64 полувагонов) |
20 часов |
Уголь Назаровский (маршрут из 30 полувагонов) |
5 часов 45 минут |
Прочие грузы (кроме угольных маршрутов) |
9 часов |
Ответчик возражает против включения в договор данного пункта договора.
В силу статьи 58 УЖТ РФ, на которую ссылается истец, технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливаются договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов.
При этом, согласно статье 55 УЖТ РФ, договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования регулируются отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути.
В силу статьи 2 УЖТ РФ, перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее - порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю).
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для включения указанного предложенного истцом пункта в условия спорного договора, учитывая, что технологические сроки оборота вагонов установлены перевозчиком - ОАО "РЖД" в договоре N 7 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования от 16.02.2006 с АО "В-Сибпромтранс"; ответчик в силу положений статьи 2 УЖТ РФ перевозчиком не является, поэтому доводы апелляционной жалобы АО "Назаровская ГРЭС" по указанному пункту отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Пункт 1.14 договора суд апелляционной инстанции также считает возможным включить в спорный договор в редакции ответчика, поскольку предлагаемый ответчиком перечень дополнительных услуг установлен с учетом длительных сложившихся хозяйственных связей между сторонами и сам по себе не обязывает АО "Назаровская ГРЭС" использовать его в полном объеме, а предусматривает возможность АО "В-Сибпромтранс" по заявке истца и за дополнительную плату оказать любую из услуг данного перечня. Предложенная АО "В-Сибпромтранс" редакция данного пункта не нарушает прав и законных интересов истца, не нарушает баланса интересов сторон.
Пункт 3.2.2 договора суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным включить в договор в следующей редакции: "В случае прибытия в адрес Заказчика вагонов в количестве, превышающем вместимость мест погрузки, выгрузки, первая партия вагонов в количестве, равном вместимости мест погрузки, выгрузки Предприятия подается на места погрузки, выгрузки, а остальные вагоны ожидают подачи на железнодорожных путях ППЖТ и подаются поочередно, по мере окончания грузовых операций с ранее поданными вагонами. Предприятие оплачивает Исполнителю занятость железнодорожных путей ППЖТ вагонами, находящимися в ожидании подачи. Платежи, связанные с нахождением вагонов на станции Назарово, других железнодорожных путях общего пользования в ожидании приема на железнодорожные пути ППЖТ оплачиваются Предприятием Перевозчику самостоятельно".
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
С вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" был реализован принцип платности использования инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Статьей 31 УЖТ РФ предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования в ожидании переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя (отправителя), владельца порожних грузовых вагонов, контейнеров, грузополучателя (получателя), указанными лицами вносятся перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, и плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности.
Учитывая указанное, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что данная редакция пункта продиктована необходимостью осуществления контроля прибывающих вагонов из-за ограниченной вместимости мест разгрузки.
Согласно Заключению Министерства транспорта Красноярского края по установлению тарифа на перевозку в 2017 году к Приказу N 5/67-Н от 11.08.2017, при определении предельных тарифов на перевозку грузов Министерством в расчет принята максимальная величина группы вагонов, которые одновременно могут подаваться на погрузо-разгрузочный фронт предприятия - 64 вагона. Исходя из общей полезной длины "приемоотправочных" железнодорожных путей одновременно на железнодорожных путях АО "В-Сибпромтранс" может находиться не более 125 вагонов, прибывших в адрес АО "Назаровская ГРЭС".
Принимая во внимание положения указанных норм права, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предложенная АО "В-Сибпромтранс" редакция данного пункта не нарушает прав и законных интересов истца, не нарушает баланса интересов сторон и направлена на обеспечение равномерной подачи вагонов с целью обеспечения бесперебойного технологического процесса. Доводы истца по данному пункту являются ошибочными и отклоняются судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции также считает возможным включить в условия пункта 6.2 договора, согласованного сторонами, условие о том, что предприятие вправе изменять (увеличивать, уменьшать) объем работ по перевозке и ПРР текущего месяца, уведомив об этом "ППЖТ" корректировочной заявкой. При этом, срок предоставления такой заявки суд считает возможным с учетом технологического планирования сторон и разумным установить до начала текущего месяца.
Ссылка истца на то, что при формировании позиции АО "Назаровская ГРЭС" по содержанию пункта 6.2. договора, для истца принципиальным являлась не только возможность изменять (увеличивать, уменьшать) объем работ по перевозке и ПРР текущего месяца, уведомив об этом ответчика корректировочной заявкой, но и установление срока предоставления такой заявки - до 5 числа текущего месяца, отклоняется судом апелляционной инстанции поскольку не опровергает возможность предоставления заявки до начала текущего месяца.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что пункт 7.2 договора следует изложить в следующей редакции: "В случае установления регулирующим органом фиксированной цены (тарифа) на транспортные услуги, оказываемые "ППЖТ", расчеты производятся в размере, установленном органом, осуществляющим государственное регулирование. В случае установления регулирующим органом предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые "ППЖТ", цена за единицу услуг определяется в размере предельного максимального тарифа на транспортные услуги.
Так, согласно перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление N 239), погрузочно-разгрузочные работы, услуги по перевозке грузов на путях необщего пользования являются регулируемыми видами деятельности. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливает фиксированные или предельные цен на указанные виды деятельности (пункт 7).
Судом первой инстанции установлено, что указанная редакция пункта 7.2 договора соответствует пункту 7 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (далее - Постановление N 239), устанавливая, что цены на услуги по подаче и уборке вагонов, на маневровые работы являются регулируемыми, а также отражает и учитывает интересы обеих сторон по договору. В связи с чем, по мнению суда, целесообразно в договор включить также условие пункта 7.3 договора о том, что в случае изменения цены, новая цена (тариф) вводится в порядке, установленном действующим законодательством. Данное положение связывает изменение тарифа со вступлением в законную силу Приказа Министерства транспорта Красноярского края об установлении нового размера тарифа. Порядок и сроки вступления в законную силу приказа уполномоченного органа об установлении новых тарифов, определяется самим приказом, именно с этого момента правовая норма становится обязательной для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан, документ начинает действовать, порождает определенные права и обязанности. Если в самом документе вопрос его вступления в силу не урегулирован, применяется так называемый общий порядок вступления в силу. Он представляет собой определенные правила, установленные законодательством, при соблюдении которых нормативные акты вступают в силу.
Приказом Министерства транспорта Красноярского края от 11.08.2017 N 5/67-Н установлены тарифы на транспортные услуги, оказываемые для АО "Назаровская ГРЭС". Оспоренный размер данного тарифа признан решением Красноярского краевого суда экономически обоснованным. Определением Верховного суда РФ от 26.04.2018 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
При определении Министерством транспорта тарифа согласно Приказа от 11.08.2017 N 5/67-Н был применен 5 процентный уровень рентабельности, соответственно уменьшение стоимости оказываемых услуг в летний период на 5 процентов привело бы к необходимости АО "В-Сибпромтранс" оказывать услуги по себестоимости, что является неприемлемым.
В связи с изложенным, доводы истца по указанному пункту являются несостоятельными и отклоняются судом апелляционной инстанции.
Также суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приложение N 1 к договору подлежит изложению в следующей редакции, предусматривающей более полное регулирование цен на услуги ответчика, что, по мнению суда, является разумным и целесообразным:
"Перечень и стоимость производственных работ и услуг
г.Назарово
N п/п |
Наименование услуги |
Ед.изм. |
Стоимость услуг, руб. (без НДС) |
1 |
Передача информации по телефону за груженый (порожний) единичный вагон |
Вагон |
35,67 |
2 |
Передача информации по телефону за группу вагонов (от 2 до 6) за каждый вагон до 6 вагонов |
Вагон |
23,78 |
3 |
Передача информации по телефону за маршрут вагонов (7 и более) |
Маршрут |
107,00 |
4 |
Передача предварительной информации о прибытии вагонов |
Сообщение |
59,44 |
5 |
Раскредитовка перевозочных документов |
Операция |
75,13 |
6 |
Оформление перевозных документов (заполнение) |
Документ |
101,80 |
7 |
Доставка перевозочных документов |
Доставка |
390,39 |
8 |
Закрепление вагонов тормозными башмаками |
Закрепление |
310,25 |
9 |
Предоставление в использование тормозных башмаков |
Штука |
518,88 |
10 |
Подписание первичных документов;
памятки приемосдатчика, ведомости подачи-уборки вагонов, накопительные квитанции разных сборов, актов общей формы и другие документы |
Документ |
101,80 |
11 |
Очистка вагонов от остатков смерзшегося груза (ручная раскайловка) |
Вагон |
1942,13 |
12 |
Использование вагонов для прикрытия вагонов |
Вагон |
3462,59 |
13 |
Очистка бункерных решеток вагоноопрокидывателей |
Час |
9529,24 |
14 |
Формирование маршрута порожних вагонов |
маршрут |
4942,56 |
15 |
Отцепка технически неисправного вагона из состава порожних вагонов |
вагон |
1075,62 |
16 |
Постановка в состав порожних вагонов, вагона после устранения технической неисправности |
вагон |
828,60 |
17 |
Пломбирование вагонов запорно-пломбирующим устройством (ЗПУ) |
Вагон |
408,31 |
Настоящее приложение составлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон".
Приложение N 1 к договору, подлежит изложению в редакции, предусматривающей более полное регулирование цен на услуги ответчика, что, является разумным и целесообразным.
Перечень дополнительных услуг установлен с учетом длительных сложившихся хозяйственных связей между сторонами и сам по себе не обязывает АО "Назаровскую ГРЭС" использовать его в полном объеме, а предусматривает возможность АО "В-Сибпромтранс" по заявке истца и за дополнительную плату оказать любую из услуг данного перечня.
Также из апелляционной жалобы акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" следует, что ответчик просит урегулировать разногласия, возникшие по договору на транспортное обслуживание от 28.11.2017 N Д2017/0349 в части пункта 2.3, изложив его в следующей редакции:
"2.3. Производить оплату занятости железнодорожных путей "ППЖТ" вагонами (гружеными, порожними), прибывшими в адрес "Предприятия", возникшую по причинам, зависящим от "Предприятия", в том числе свыше норм времени, указанных в таблице N 1, в размере 40 % ставок за пользование вагонами таблицы N 5 Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" утв. Постановлением ФЭК от 19.06.2002 г. N 35/12. Нормативы времени нахождения вагонов на железнодорожных путях "ППЖТ" и порядок исчисления задержки (занятости), указаны в таблице:
Наименование груза |
Нормативы времени нахождения вагонов на железнодорожных путях "ППЖТ", свыше которых "Предприятие" оплачивает задержки (занятость) |
Порядок исчисления задержки вагонов (занятости), возникшей по причинам, зависящим от "Предприятия" |
1 |
2 |
3 |
уголь |
84 минуты 14 вагонов |
с момента невозможности подачи вагонов на вагоноопрокидыватель по причине выгрузки предыдущей группы вагонов и др.причинам, зависящим от Предприятия, не позволяющим производить выгрузку, и до момента получения такой возможности (окончание выгрузки предыдущей группы вагонов, устранение неисправности и т.д.) |
мазут |
6 час. (в летний период с 1 мая по 30 сентября) на 4 четырехосных цистерны; 10 час (в зимний период с 1 октября по 30 апреля) на 4 четырехосных цистерны |
С момента невозможности подачи вагонов на места выгрузки по причине занятости мест выгрузки и др.причинам, зависящим от Предприятия, не позволяющим осуществить подачу до мест выгрузки, и до момента получения такой возможности (окончание выгрузки предыдущей группы вагонов, устранение причин, не позволяющих осуществить перевозку). |
Кислота, щелочь |
2 часа (в летний период с 1 мая по 30 сентября) на 1 цистерну; 8 часов (в зимний период с 1 октября по 30 апреля) на 1 цистерну |
с момента невозможности подачи вагонов на места выгрузки по причине занятости мест выгрузки и др.причинам, зависящим от Предприятия, и до момента получения такой возможности (окончание выгрузки предыдущего вагона, устранение причин, не позволяющих осуществить перевозку). |
Оборудование, металлопрокат, другие грузы |
2 часа на 1 вагон |
С момента невозможности подачи вагонов на места погрузки, выгрузки по причине занятости мест погрузки, выгрузки и др.причинам, зависящим от Предприятия, и до момента получения такой возможности (окончание погрузки, выгрузки предыдущего вагона, устранение причин, не позволяющих осуществить подачу). |
Производить оплату занятости железнодорожных путей "ППЖТ" вагонами (гружеными, порожними), отправляемыми "Предприятием" (либо отправителем собственных порожних вагонов), возникшую по причинам, зависящим от "Предприятия" (либо отправителя собственных порожних вагонов), в размере 50 % ставок платы за платы за пользование вагонами таблицы N 5 Тарифного руководства N2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта", утв.Постановлением ФЭК от 19.06.2002 г. N35/12. Исчисление задержки (занятости), возникшей по причинам, зависящим от "Предприятия" (либо отправителя собственных порожних вагонов), производится с момента вывода вагонов с мест погрузки, выгрузки на железнодорожные пути "ППЖТ" до предоставления необходимых документов, либо до устранения причин, зависящих от "Предприятия" (либо отправителя собственных порожних вагонов), влекущих невозможность передачи вагонов Перевозчику на станции Назарово.
Расчет платы за услугу по временному отстою на железнодорожном пути "ППЖТ" вагона с техническими неисправностями производится в размере 40% ставок платы за пользование вагонами таблицы N 5 Тарифного руководства N2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта", утв.Постановлением ФЭК от 19.06.2002 г. N35/12. Продолжительность отстоя рассчитывается с момента подачи вагона в отстой (с уведомлением об этом "Предприятия") до момента получения уведомления от "Предприятия" об устранении неисправности. На время временного отстоя составляется акт общей формы."
Довод АО "В-Сибпромтранс" о том, что судом первой инстанции не были урегулированы разногласия по п. 2.3. договора ошибочен, противоречит правовой позиции сторон, сформированной при рассмотрении спора, обстоятельствам дела.
Материалами дела подтверждается, что 03 октября 2018 года между АО "Назаровская ГРЭС" и АО "В-Сибпромтранс" подписано Соглашение о признании обстоятельств по делу в качестве фактов, не требующих доказывания (далее - Соглашение), в котором пункт 2.3. договора изложен в следующей редакции: "Обеспечить места погрузки, выгрузки необходимым освещением и точками подключения электрических механизмов".
Таким образом, редакция пункта 2.3. договора в Соглашении и редакция пункта 2.3., предлагаемая для включения в договор в апелляционной жалобе, регулируют совершенно разные обязательства Сторон по договору, замена одних условий на другие невозможна.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Следовательно, лица, участвующие в деле, в ходе рассмотрения дела имели все возможности для подтверждения своих правовых позиций.
Истец, АО "Назаровская ГРЭС", в заявлении от 02.10.2018 об уточнении исковых требований просило суд пункт договора, регулирующий оплату занятости железнодорожных путей АО "В-Сибпромтранс" (пункт 2.2.9. оферты АО "В-Сибпромтранс", пункт 2.3. оферты АО "Назаровская ГРЭС") исключить из раздела 2 договора "Обязательства Предприятия" и включить его в раздел 9 "Ответственность сторон", с соблюдением принципа "взаимности, зеркальности", предусмотрев договорную меру ответственность для АО "В-Сибпромтранс" за несвоевременное и некачественное оказание услуг по подаче/уборке вагонов, погрузо-разгрузочной деятельности.
При этом, истец допускал возможность изложения раздела 9 "Ответственность сторон" в виде общей нормы: "За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим договором".
Ответчик АО "В-Сибпромтранс" в отзыве от 12.12.2018 на исковое заявление об урегулировании разногласий возражений относительно редакции пункта 2.3. договора не высказал, указав в разделе 2 "Обязательства Предприятия" только на один пункт договора, по которому соглашение не достигнуто - это пункт 2.12. (о согласовании вывода оборудования в ремонт).
По разделу 9 "Ответственность сторон", ответчик согласно отзыва от 12.12.2018, настаивал на установлении ответственности сторон отсылочной нормой: "В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно урегулировал разногласия по договору на транспортное обслуживание исходя из правовых позиций сторон.
Довод ответчика о том, что предложенная им редакция пункта 2.3. договора не является мерой ответственности, основана на неверном толковании норм материального права.
Гражданско-правовая ответственность по договору заключается в применении к стороне, нарушившей договор полностью или в части, имущественных санкций, которые предполагают возложение на нее невыгодных имущественных последствий и направлены на восстановление нарушенной имущественной сферы другой стороны.
Таким образом, договорная ответственность имеет следующие признаки: меры ответственности применяется за неисполнение обязательства; имеют денежное выражение; влекут неблагоприятные имущественные последствия для должника.
Кроме того, к условиям наступления гражданско-правовой ответственности отнесены: противоправность поведения должника; наличие отрицательных последствий в имущественной сфере кредитора; причинная связь между противоправным поведением должника и отрицательными имущественными последствиями; вина должника. По общему правилу ответственность наступает при наличии четырех названных условий.
Сам ответчик, АО "В-Сибпромтранс", обосновывая свои доводы, указывает, что "плата за занятость путей АО "В-Сибпромтранс" взимается в случае нарушения сроков совершения транспортных операций, а нарушение данных сроков связано с действиями истца АО "Назаровская ГРЭС".
Таким образом, "плата за занятость путей" отвечает всем признакам гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Таким образом, указанной нормой определены составляющие услуги по подаче и уборке вагонов, которая включает в себя плату за работу локомотива и плату за пользование железнодорожных путей владельца. При этом, как следует из судебной практики, данная статья применяется к отношениям по подаче-уборке вагонов между перевозчиком и иными лицами в случаях, когда размер платы за подачу-уборку вагонов не установлен регулирующим государственным органом.
В настоящее время, цены на транспортные услуги АО "В-Сибпромтранс" делятся на два вида - регулируемые и не регулируемые:
- к регулируемым относятся предельные максимальные тарифы на транспортные услуги (подача и (или) уборка вагонов; погрузочно-разгрузочные работы, маневровая работа локомотива), установленные приказом Министерства транспорта Красноярского края от 11.08.2017 N 5/67-Н (в редакции приказа от 27.04.2018 N 3/42-Н, приказа от 04.12.2018 N 5/106-Н);
- нерегулируемые цены устанавливаются на основании Калькуляций, согласованных сторонами, по отдельным видам дополнительных услуг.
В рамках данного дела ответчик требует включить в договор обязанность АО "Назаровская ГРЭС" оплачивать занятость железнодорожных путей, взимаемую помимо платы за оказание услуг по подаче-уборке вагонов, т.е., истец будет обязан дополнительно к оплате услуг по подаче-уборке вагонов, в стоимость которых уже входит плата за пользование железнодорожных путей, оплачивать ответчику все время нахождения на железнодорожных путях АО "В-Сибпромтранс" вагонов, прибывших в адрес АО "Назаровская ГРЭС" ("занятость путей").
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 N 13069/06 по делу N А65-17595/2005-СГЗ-12, договор, заключаемый в обязательном порядке, может быть заключен в судебном порядке в редакции, представленной участником спора, только в случае когда редакция соответствует законодательству.
Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе в области железнодорожного транспорта не содержит императивных норм, обязывающих контрагента владельца путей необщего пользования оплачивать занятость указанных железнодорожных путей.
Апелляционная жалоба АО "В-Сибпромтранс", также как изложенная им позиция в суде первой инстанции, не содержит правового обоснования, из которого вытекает обязанность истца оплачивать занятость железнодорожных путей ответчика, причем по ставкам Тарифного руководства N 2, утв. постановлением ФЭК от 19.06.2002 N 35/12, применяемого в целях тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте.
Кроме того, ссылка ответчика на Тарифное руководство неправомерна, так как оно применяется для расчета размера платы за пользование вагонами, а не для использования путей необщего пользования исполнителя.
АО "В-Сибпромтранс" занимает доминирующее положение на рынке оказания транспортных услуг, оказываемых на железнодорожных путях АО "В-Сибпромтранс", является естественной монополией, что установлено Комиссией Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в решении от 07.06.2017 N 173-18.1, решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.09.2017 по делу А33-15388/2018.
Истец, в силу существующего технологического процесса топливоподачи и большого объема доставляемого топлива, лишен возможности получения транспортных услуг от иных лиц помимо ответчика. Нахождение АО "Назаровская ГРЭС" в технологической зависимости от АО "В-Сибпромтранс", делает истца более слабой стороной при заключении спорного договора. Поэтому соблюдение принципа "взаимности, зеркальности" ответственности необходимо в целях соблюдения баланса интереса сторон.
В отношении пункта 3.2.3. спорного договора суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции представили дополнительное соглашение от 14.05.2019 N 2 (к соглашению от 03.10.2018 о признании обстоятельств, принимаемых арбитражным судом в качестве фактов, не требующих доказывания), согласно которому стороны достигли соглашение изложить пункт 3.2.3. договора от 28.11.2017 N Д2017/0349 на транспортное обслуживание в следующей согласованной редакции:
"3.2.3. В случае уменьшения объема работ по углю (подача/уборка, ПРР) до 100 вагонов в сутки, по согласованию Сторон может быть установлен односменный или сокращенный двусменный режим работы "ППЖТ".
В соответствии со статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В силу пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
На основании изложенного, Третий арбитражный апелляционный суд полагает необходимым изменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 декабря 2018 года по делу N А33-3411/2018 в части содержания пункта 3.2.3 договора от 28.11.2017 N Д2017/0349, изложив резолютивную часть решения в части пункта 3.2.3 договора от 28.11.2017 N Д2017/0349 в следующей редакции:
"В случае уменьшения объема работ по углю (подача/уборка, ПРР) до 100 вагонов в сутки, по согласованию Сторон может быть установлен односменный и сокращенный двусменный режим работы "ППЖТ".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на заявителей жалоб и уплачены ими при подаче апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 декабря 2018 года по делу N А33-3411/2018 изменить в части содержания пункта 3.2.3 договора от 28.11.2017 N Д2017/0349.
Изложить резолютивную часть решения в части пункта 3.2.3 договора от 28.11.2017 N Д2017/0349 в следующей редакции:
"В случае уменьшения объема работ по углю (подача/уборка, ПРР) до 100 вагонов в сутки, по согласованию Сторон может быть установлен односменный и сокращенный двусменный режим работы "ППЖТ".
В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 декабря 2018 года по делу N А33-3411/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.