23 мая 2019 г. |
Дело N А83-8018/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Малышевой И.А.,
Голика В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии:
представителя Службы финансового надзора Республики Крым - Стружинской В.Н.;
иные лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 декабря 2018 года по делу N А83-8018/2018 (судья Лукачев С.О.)
по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым (буль. Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006)
к Муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым в лице Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика - муниципального казенного предприятия "Комбинат благоустройства" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пер. Дарсановский, 5, г. Ялта, Республика Крым, 298609)
о взыскании задолженности,
установил:
30.05.2018 Служба финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536 - л.д. 24-25 т. 1, далее - Крымфиннадзор) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с субсидиарного должника - Администрации города Ялты Республики Крым (1149102101609 - л.д. 18-20 т.1) за муниципальное казенное предприятие "Комбинат благоустройства" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (ОГРН 1159102120902 - л.д. 83 т. 1, 35-39 т. 2, далее - МКП "Комбинат благоустройства" или должник по налогам) задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам по состоянию на 1 января 2015 года, образовавшуюся в переходный период, в сумме 1.679.135,60 руб. (л.д. 6-10 т. 1).
Требования мотивированы тем, что Администрация приняла решение о ликвидации должника по налогам, с которого вступившим в законную силу судебным решением взыскана задолженность, но задолженность не погашена.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, взыскано с Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в лице Администрации города Ялта Республики Крым за счет муниципальной казны задолженность по уплате налогов и сборов в размере 1.679.135,60 руб. (л.д. 124-130 т. 1).
Также 24.12.2018 определением суда первой инстанции производство по делу по требованиям к МКП "Комбинат благоустройства" прекращено, так как имеется вступивший в законную силу судебный акт по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям. Это лицо привлечено к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, на стороне ответчика (л.д. 119-121 т. 1).
Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований к муниципальному образованию, так как судебный акт принят с нарушением норм материального права; при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 6-9 т. 2).
В апелляционной жалобе указано на то, что полномочия по управлению делами ликвидируемого МКП "Комбинат благоустройства" перешли к ликвидационной комиссии, которая для погашения задолженности вправе отчуждать закрепленное за предприятием имущество; Крымфиннадзором не доказана невозможность погашения задолженности за счет имущества должника по налогам.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Крымфиннадзор с ее доводами не согласен, так как хотя задолженность МКП "Комбинат благоустройства" по налогам переходного периода признается, но не включена в промежуточный ликвидационный баланс, Администрация отказалась в порядке субсидиарной ответственности погасить эту задолженность, сославшись на отсутствие судебного акта о взыскании с нее задолженности (л.д. 14-16 т. 2).
В судебном заседании представитель Крымфиннадзора возражал против отмены решения суда по мотивам, приведенными в отзыве и письменных пояснениях (л.д. 31-34 т. 2).
Представители иных участников в судебное заседание не явились.
О месте и времени судебного заседания извещены определением от 11.04.2019, копии которого получили 17.04.2019 и 22.04.2019, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 70-72 т. 2).
13.04.2019 информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 73 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки представителей участников в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся представителей участников.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 46-67, 76-96, 90-102 т. 2) и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат благоустройства" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (ОГРН 1159102007712, далее МУП "Комбинат благоустройства") первоначально создано по решению Ялтинского городского совета N 8 от 30.01.2002 путем реорганизации Управления городского хозяйства Ялтинского исполкома и 21.02.2002 зарегистрировано по законодательству Украины с ИНН 24406586; 04.01.2015 сведения о нем внесены в ЕГРРЮЛ РФ с указанием уставного фонда в 15.348.263 руб.; 01.10.2015 это юридическое лицо прекращено путем реорганизации в форме преобразования (изменение организационно-правовой формы) в МКП "Комбинат благоустройства", что следует из сведений ЕГРРЮЛ РФ и решений учредителя (л.д. 21 т.1, 90-93 т. 2).
01.10.2015 сведения о юридическом лице - муниципальном казенном предприятии "Комбинат благоустройства" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (ОГРН 1159102120902, МКП "Комбинат благоустройства") внесены в ЕГРЮЛ РФ, его учредителем является городской округ Ялта Республики Крым, с 26.04.2016 названное предприятие по постановлению Администрации города Ялты N 956-п от 14.04.2016 о ликвидации находится в стадии ликвидации, что подтверждено сведениям ЕГРЮЛ РФ и названным постановлением Администрации (л.д. 35-39, 94 т. 2).
По Уставу МКП "Комбинат благоустройства" не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником (пункт 1.2), правомочия собственника имущества и учредителя предприятия осуществляет Администрация города Ялта (пункт 1.3), предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, при недостаточности имущества предприятия несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (пункт 1.9) (л.д. 95-102 т. 2).
01.03.2016 решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.01.2016 по делу N А83-4077/2015 с МУП "Комбинат благоустройства" (ОГРН 1159102007712) взыскана задолженность по налогам, сборам, обязательным платежам по состоянию на 01.01.2015, образовавшаяся в переходном периоде, в размере 1.679.135,60 руб., о чем 09.03.2016 выдан исполнительный лист серии ФС N 001860787. Этот судебный акт в апелляционном и кассационном порядках не обжалован, вопрос о правопреемстве ответчика (должника) не заявлялся и не рассматривался (л.д. 76-86 т. 2, 26-29 т. 1).
Названный исполнительный лист обращен к принудительному исполнению, но 27.04.2016 исполнительное производство N 5921/16/82025 окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю в связи с принятием решения о ликвидации должника (л.д. 30 т. 1).
Согласно утверждённого учредителем промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемого предприятия по состоянию на 26.07.2016, бухгалтерского баланса на 31.12.2017, письма МКП "Комбинат благоустройства" задолженность по налогам переходного периода в размере 1.679.135,60 руб. подлежит погашению в III очередь, но средств для такого погашения нет, это предприятие имеет кредиторскую задолженность в сумме 26.095.124,78 руб., дебиторскую - 7.755.155,84 руб., имущество предприятия 13.04.2016 было передано на баланс иного юридического лица (л.д. 103-107 т. 1 46-57, 67 т.2).
В соответствии со статьёй 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018, далее - ГК РФ) и статьей 7 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) собственник имущества не отвечает по обязательствам унитарного предприятия и несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Часть 5 статьи 58 ГК РФ устанавливает, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Согласно части 7 статьи 63 ГК РФ в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
Как следует из установленных обстоятельств задолженность по налогам в переходный период возникла и взыскана по судебному решению с унитарного предприятия (ОГРН 1159102007712), это юридическое лицо реорганизовано в казенное предприятие (ОГРН 1159102120902), к которому перешла обязанность по уплате названной задолженности, но это казенное предприятие не имеет достаточного имущества для погашения задолженности и по решению собственника подлежит ликвидации.
При таких обстоятельствах, заявленные требования о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности с собственника имущества казенного предприятия обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного и истребованных дополнительных доказательств, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права; иных оснований для его отмены не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 декабря 2018 года по делу N А83-8018/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.