г. Тула |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А23-9486/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2019 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьёвой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Городской Управы города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.02.2019 по делу N А23-9486/2018 (судья Смирнова Н.Н.), принятое по заявлению Городской Управы города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947) к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги (г. Калуга, ОГРН 1044004427774, ИНН 4027018228) о признании незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги об исключении из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью "Проминвестлогистик" и об обязании инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем восстановления в ЕГРЮЛ сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Проминвестлогистик" как действующего юридического лица,
в судебном заседании приняли участие представители:
от Городской Управы города Калуги: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги: Гладышева Ю.И. (доверенность от 09.01.2019 N 13-14/00001);
УСТАНОВИЛ:
городская Управа города Калуги (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги (далее - инспекция), о признании незаконными действий инспекции по исключению из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью "Проминвестлогистик" и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем восстановления в ЕГРЮЛ сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Проминвестлогистик" как действующего юридического лица.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.02.2019 в удовлетворении требований заявителю было отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, не учтены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, полагает, что выводы суда первой инстанции противоречат материалам дела.
Заявитель полагает, что исходя из конституционно-правового смысла положений ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в п. 1 названной нормы права. Наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Инспекцией 10.10.2018 за государственным регистрационным номером 2184027325260 (далее - ГРН) внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Проминвестлогистик" (далее - должник).
На дату внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ, Арбитражным судом Калужской области по делам N N А23-2786/2016, А23-2785/2016, А23-6379/2017 по иску заявителя вынесены решения о взыскании с должника задолженности по арендной плате по договорам аренды от 24.06.2009 N 546/09, от 28.09.2011 N 607/2011, от 29.12.2015 N 975/15.
Заявитель считает, что инспекция, исключая должника из ЕГРЮЛ по признакам недействующего лица, должна была произвести проверку его имущественного положения, наличия соответствующих обязательств имущественного характера.
Действия инспекции по исключению должника из ЕГРЮЛ лишили заявителя возможности предъявить должнику требования о погашении задолженности.
Кроме того, по мнению заявителя, инспекция при принятии решения и исключении должника как недействующего юридического лица при наличии денежных обязательств перед кредитором нарушила требования действующего законодательства, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
На основании ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.
В случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, налоговым органом осуществляется проверка достоверности указанных сведений посредством проведения мероприятий, предусмотренных п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Среди таких мероприятий: изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведение осмотра объектов недвижимости; привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий установлены приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ".
В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" п. 1 ст. 5 указанного закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Согласно п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный указанной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
В соответствии с п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
В соответствии с п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ 02.08.2017 инспекцией проведена проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а именно адреса места нахождения должника (ОГРН 1104028000031, ИНН 4028046845, 248000, г. Калуга, ул. Гагарина, д. 1).
По итогам осмотра оформлен протокол осмотра объекта недвижимости от 18.10.2017 N 748, согласно которому установлено, что по адресу г. Калуга, ул. Гагарина, д. 1 должник не располагается, как и его представители. Вывески, баннеры, таблички, указывающие на нахождение должника, отсутствуют.
Инспекцией в адрес должника, а также его учредителя и руководителя, были направлены уведомления N N 126-ЮЛ, 126 от 20.10.2017 о необходимости представления в инспекцию достоверных сведений.
Согласно сведениям, полученным с официального сайта Почта России (отслеживание почтовых отправлений) заказное письмо с почтовым идентификатором N 24897317014109, направленное по адресу места нахождения должника, не было вручено по причине - неудачная попытка вручения.
Согласно сведениям, полученным с официального сайта Почта России (отслеживание почтовых отправлений) заказное письмо с почтовым идентификатором N 24897317014093, направленное по адресу места жительства учредителя и руководителя должника Лютикова В.Г., не было вручено по причине - неудачная попытка вручения.
В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Должником в инспекцию сведения или документы, свидетельствующие о достоверности адреса (места нахождения) представлены не были.
Инспекцией 29.11.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2174027292250 о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
13.06.2018 инспекцией принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ N 1113.
Решение о предстоящем исключении должника из ЕГРЮЛ опубликовано 13.06.2018 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 23 (688) часть 2. Публикация содержит все предусмотренные п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, а также приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" сведения, а именно: наименование регистрирующего органа, адрес регистрирующего органа, полное наименование юридического лица, ОГРН и дата его присвоения, ИНН юридического лица, номер решения о предстоящем исключении, дата решения о предстоящем исключении. Также помимо опубликованного сообщения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ в этом же номере на стр. 3 опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Аналогичная информация также содержится в размещенном на официальном сайте журнала "Вестник государственной регистрации" http://www.vestnik-gosreg.ru объявлении.
Таким образом, решение о предстоящем исключении должника было опубликовано в сроки, установленные п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.
На момент внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении должника из ЕГРЮЛ заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не поступили.
Должник 10.10.2018 был исключен из ЕГРЮЛ в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности, о чем регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2184027325260.
Основание, предусмотренное пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, является самостоятельным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, и не связан с установлением фактического осуществления/неосуществления деятельности юридического лица.
Заявитель, являясь кредитором должника, добросовестно осуществляя свои права, предоставленные ему законодательством, имел возможность и должен был осуществлять контроль за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника. Заявитель, действуя разумно и добросовестно, обладал возможностью своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением должника из ЕГРЮЛ. Неознакомление лица, права и законные интересы которого затрагиваются в связи с исключением должника из ЕГРЮЛ, с публикацией не является достаточным основанием для восстановления должника в реестре.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, данным в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном п. 5.2 ст. 64 ГК РФ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество.
Дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены п. 3 ст. 64.2 ГК РФ, согласно которому исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в ст. 53.1 ГК РФ.
Данные выводы согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 19.04.2018 N 303-КГ18-3939 по делу N А73-8272/2017, от 09.02.2018 N 305-КГ17-22150 по делу N А40-53969/2017.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что решение инспекцией принято в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права также не допущено, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой основаны на неверном толковании норм права, отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 28.02.2019 по делу N А23-9486/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.