г. Пермь |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А71-22700/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии:
от заявителя - Фурдь А.В. по доверенности от 26.02.2019 N 2, Лавринович С.И. на основании решения от 27.06.2013 N 1,
от заинтересованного лица - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Спортивно-стрелковый клуб "Гранит М",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 марта 2019 года по делу N А71-22700/2018,
принятое судьей Якушевым В.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спортивно-стрелковый клуб "Гранит М" (ИНН 1841034465, ОГРН 1131841004240)
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН 1841066315, ОГРН 1161832077813)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спортивно-стрелковый клуб "Гранит М" (далее - ООО "ССК "Гранит М", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление Росгвардии по Удмуртской Республике, Управление, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления от 23.11.2018 N 18ЛРР5661161118130131 о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.03.2019 (резолютивная часть решения объявлена 05.03.2019) оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части назначения наказания, обществу назначен административный штраф в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и применить статью 2.9 КоАП РФ, освободив общество от административной ответственности по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ с объявлением предупреждения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к наличию оснований для признания нарушения малозначительным.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 2 статьи 210 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что должностными лицами отделения лицензионно-разрешительной работы по г.Ижевку Управления Росгвардии по Удмуртской Республике 23.11.2018 проведена проверка условий обеспечения и сохранности оружия и патронов в отношении ООО "ССК "Гранит М" по адресу: г. Ижевск, ул. Ленина, д. 31, в ходе которой выявлены следующие нарушения.
1. В нарушение требований пункта 146 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция N288) перед проведением ежеквартальной сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документов (далее-сверка), проведенной в обществе 27.09.2018 в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов ответственным за сохранность оружия и патронов в обществе не подведены и не заверены подписью итоги. Проведение указанных сверок в ООО "ССК "Гранит М" определенно приказом от 19.12.2017 N 41.
2. В нарушение п.п. "ж" 127, п. 146 Инструкции N 288 при проведении ежеквартальной сверки 27.09.2018 участвовал Очагов Т.Н., который отсутствовал в списке лиц, допущенных к производству работ с оружием и патронами.
3. В нарушение п. 127, п. 142 Инструкции N 288 в графе "Вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам" Книги выдачи и приема оружия, патронов (регистрационный номер 53 от 25.12.2017) не указан вид выдаваемого оружия его калибр и тип выдаваемых патронов, записи за 07.11.2018, 08.11.2018, 10.11.2018.
4. В нарушение требований п. 178 Инструкции N 288 приказ о порядке хранения и использования второго комплекта ключей от места хранения оружия не согласован с органами внутренних дел (приказ ООО "ССК "Гранит М" N 42 от 19.12.2017.
5. В нарушение п. 127, п.п. "в" 137 Инструкции N 288 заявки-расчеты на выдачу оружия и патронов для стрельб либо учетных занятий (приложение N 73 к Инструкции) не ведутся.
6. В нарушение п. 124, п. 125, п.п. "г" 137 Инструкции N 288 в раздаточно-сдаточной ведомости в тире от 06.11.2018 в строке "N п/п "2" отсутствует роспись и дата в получении 45 патронов калибра 7,62x54.
7. В нарушение п. 124, п. 125, п.п. "г" 137 Инструкции N 288 в раздаточно-сдаточной ведомости в тире от 06.11.2018 в строке "N п/п "1" отсутствует роспись и дата в получении 45 патронов калибра 9x19.
8. В нарушение п. 124, п. 125, п.п. "д" 127 Инструкции N 288 количество хранящейся в сейфе N 2 патронов калибра 12x70 не соответствует фактическому количеству патронов, так 14.11.2018 на хранении в сейфе находится 250 патронов калибра 12x70, однако в опись внесены сведения о 29 патронов состоящих под сдачей на указанную дату.
9. В нарушении п. 164 Инструкции N 288 в сейфе N 1 и N 2 закрываемыми на один замок хранятся патроны калибра 7,62x39 и патроны калибра 9x19 россыпью.
16.11.2018 в отношении общества был составлен протокол N 18 ЛРР 5661161118130131 об административном правонарушении (л.д.6-7).
Данный протокол составлен в присутствии директора общества Лавриновича С.И., которому разъяснены его процессуальные права и обязанности.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, Управлением при участии законного представителя общества, вынесено постановление от 23.11.2018 N 18ЛРР5661161118130131 о привлечении ООО "ССК "Гранит М" к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, вместе с тем снизил размер административного штрафа до 150 000 рублей на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Объективную сторону правонарушения образует нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Субъектом правонарушения являются должностные и юридические лица, ответственные за соблюдение вышеуказанных правил.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 Закона N 150-ФЗ хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Согласно статье 25 Закона N 150-ФЗ правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пункту 56 Правил порядок приема оружия и патронов на хранение, их передачи, выдачи и оформления необходимых учетных документов устанавливается приказами руководителей юридических лиц в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц (пункт 55 Правил).
Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в настоящей Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы (пункт 125 Инструкции).
В соответствии с пунктом 124 инструкции учету подлежит все оружие и патроны, имеющиеся у юридических лиц. Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов.
Лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведется, в том числе книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН) (пункт 127 Инструкции).
Пунктом 142 инструкции предусмотрено, что в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.
В организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах. Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов. При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку (пункт 146 Инструкции).
Первые экземпляры акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и другие материалы хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, вторые - передаются в орган внутренних дел, третьи экземпляры - в хозяйственное подразделение регионального органа внутренних дел, органы внутренних дел, подчиненные ГУТ МВД России, которыми оружие и патроны выданы во временное пользование (пункт 161 Инструкции).
На каждый сейф, пирамиду, шкаф, стеллаж и ящик заводится опись, в которой указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, а также прикрепляется бирка с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность оружия, и номера его печати или оттиска пломбира (пункт 168 Инструкции).
Подпунктом "г" пункта 137 Инструкции N 288 установлено, что спортивные организации и образовательные учреждения ведут раздаточно-сдаточные ведомости оружия и патронов на стрельбах.
Согласно пункту 164 Инструкции N 288 в оружейных комнатах юридических лиц с особыми уставными задачами совместно с оружием разрешается хранить патроны в колодочках, магазинах, съемных барабанах или обоймах. Оружие в заводской упаковке (коробках, ящиках) и патроны в укупорке (цинках, ящиках с цинками) могут храниться на стеллажах.
Патроны россыпью хранятся только в металлических ящиках, закрываемых на два замка, разные по секрету.
В соответствии с пунктом 178 Инструкции N 288 в юридических лицах с особыми уставными задачами первый комплект ключей от места хранения оружия, сейфов, шкафов, пирамид и ящиков должен храниться у лица, ответственного за сохранность оружия, а второй - у руководителя юридического лица.
Факт нарушения заявителем обязательных требований пунктов 124, 125, 127, 137, 142, 146, 164, 178 Инструкции N 288 подтверждается материалами дела, в частности протоколом об административном правонарушении от 16.11.2018, рапортом от 15.11.2018, фототаблицами.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем своевременно предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства о необходимости применении средств измерения утвержденного типа и прошедших в установленном порядке поверку, в материалах дела отсутствуют.
ООО "ССК "Гранит М" является юридическим лицом и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
При таких обстоятельствах наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно требованиям пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2004 N 10 в редакции от 20.11.2008, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм является правом, а не обязанностью суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
В данном случае вопрос о малозначительности совершенного обществом правонарушения уже рассматривался, в результате чего административный орган и суд первой инстанцией пришли к обоснованному выводу о невозможности применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Оснований для признания данного вывода необоснованным и квалификации конкретных обстоятельств дела как исключительных арбитражный суд апелляционной инстанции суд не усматривает.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, не могут свидетельствовать о малозначительности совершенного обществом правонарушения, а относятся к обстоятельствам, смягчающим ответственность, и уже были учтены судом первой инстанции при снижении административного наказания.
По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Наступление существенной опасности охраняемым отношениям при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом бездействия.
Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
С учетом изложенного, оснований для освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера административного правонарушения, представленных в материалы дела документов, снизил размер административного штрафа до 150 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Учитывая установленные судом первой инстанции обстоятельства, а также тот факт, что административный орган возражений по снижению административного штрафа не заявляет, суд апелляционной инстанции оснований для переоценки данного вывода не усматривает.
Иных доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 марта 2019 года по делу N А71-22700/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.