г. Саратов |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А06-9947/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Дубровиной О.А., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кусаиновой Г.С.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" на решение арбитражного суда Астраханской области от 26 февраля 2019 года по делу N А06-9947/2018 (судья Рыбников А.Н.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (ОГРН 1163443069130, ИНН 3019019321) к товариществу собственников жилья N 19 (ОГРН 1023000860475, ИНН 3017015949) о взыскании долга в сумме 73.897 рублей 79 копеек и пени в сумме 342 рублей 92 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (далее - ООО "АТС", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу собственников жилья N 19 (далее - ТСЖ N19, ответчик) о взыскании задолженности по договору теплоснабжения в размере 73897, 79 руб., неустойки в размере 342, 92 руб., расходов на оплату государственной пошлины в размере 2 970 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.02.2019 в удовлетворении искового заявления ООО "АТС" отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "АТС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
ТСЖ N 19 в порядке ст. 262 АПК РФ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители сторон в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 16.04.2019.
ТСЖ N 19 заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
Судом указанное ходатайство удовлетворено.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 01.07.2009 года между Обществом с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (Энергоснабжающая организация, правопредшественник ООО "Астраханские тепловые сети") и Товариществом собственников жилья N 19 (Абонент) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде N 642, в соответствии с которым Энергоснабжающая организация обязалась подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и химочищенную воду, а Абонент обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и химочищенную воду, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Соглашением к спорному договору, в связи с реорганизацией общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" с 01.07.2016 г., произведена замена энергоснабжающей организации на ООО "Астраханские тепловые сети".
Объектом снабжения тепловой энергией является многоквартирный дом по адресу: г. Астрахань, ул. Краснодарская, 43, корп. 3.
Истец в период май, июнь 2018 года отпустил ответчику тепловую энергию на сумму 129.916 руб. 84 коп., из которых в мае 2018 года на сумму 69.430 руб. 69 коп. и в июне 2018 года - на сумму 60.486 руб. 15 коп. Ответчик свои обязательства по оплате исполняет ненадлежащим образом, в связи с чем, истцом направлена претензия. Поскольку претензия осталась без ответа, общество обратилось в суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судом установлено, что в мае 2018 года ответчик приобрел у истца коммунальный ресурс в виде горячей воды в количестве 346 115 куб.м., в июне 2018 года - 282, 185 куб.м.
Объем потребленного ресурса определен по фактическим показаниям общедомового прибора учета.
В соответствии со статьями 2 и 19 Федерального закона "О теплоснабжении" количественные и качественные характеристики поставленного теплоносителя фиксируются в точке учета средствами коммерческого учета.
Поскольку тепловая энергия и горячая вода поставлялись ответчику для предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, а на стороне потребителя выступает организация к отношениям сторон подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила N 354.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразования в сфере теплоснабжения" органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).
Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 19.12.2017 года N 202 для потребителей ООО "Астраханские тепловые сети" был установлен следующий действующий с 01.01.2018 года тариф на горячую воду:
- компонент на теплоноситель, 27,43 руб./куб. м. (без НДС)
- компонент на тепловую энергию 1.467,90 руб./Гкал (без НДС)
ООО "Астраханские тепловые сети" расчет платы ответчика за горячую воду производило по фактическим показаниям общедомового прибора учета путем умножения объема потребленного теплоносителя на тариф компонента на теплоноситель, умножения объема потребленной тепловой энергии на тариф компонента на тепловую энергию и суммирования полученных сумм.
Между тем, положения Правил N 354 в части порядка определения размера платы за коммунальные услуги (формулы 23 и 24) по двухкомпонентному тарифу на горячую воду применимы лишь при утвержденном нормативе расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды, как следует из анализа предложенных формул, определяется как произведение объема потребленного ресурса по показаниям приборов учета и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В качестве одного из компонентов формулы расчета является утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 года N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (далее - Постановление N 129) установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 года.
В спорный период на территории Астраханской области не был утвержден норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению До момента установления указанного норматива определить размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентных тарифов невозможно, поэтому расчет размера платы мог быть исчислен по ранее установленному порядку, а именно с использованием формулы 1 приложения N 2 к Правилам N 354 с применением однокомпонентного тарифа.
При этом, как это установлено Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 года по делу N 305-ЭС17-8232 в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
При расчетах с населением за потребленную горячую воду для целей определения цены единицы коммунального ресурса в виде горячей воды истец на территории города Астрахани в спорный период использовал норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в размере 0,04943 Гкал/м
В таком случае, с учетом действовавшего в мае, июне 2018 года тарифа в размере
- компонент на теплоноситель, 27,43 руб./куб. м. (без НДС);
- компонент на тепловую энергию 1.467,90 руб./Гкал (без НДС)
- цена единицы коммунального ресурса в виде горячего водоснабжения составляла 117,99 руб. (с НДС) ((32,37 + 1.732,12 Х 0,04943),
Судом установлено, что в мае 2018 года ответчик приобрел у истца коммунальный ресурс в виде горячей воды в количестве 346,115 м., в июне 2018 года -282,185 м
.
Объем потребленного ресурса определен по фактическим показаниям общедомового прибора учета.
Следовательно, за приобретенный в мае 2018 года коммунальный ресурс в виде горячей воды ответчик должен был бы произвести оплату в сумме 40.838 руб. 11 коп., в июне 2018 года -33.295 руб. 01 коп.
Ответчик полагает, что помимо неправильного определения истцом стоимости приобретенного товариществом коммунального ресурса истцом также в спорный период коммунальный ресурс периодически поставлялся ненадлежащего качества, что является основанием для уменьшения платы за коммунальный ресурс в соответствии с Правилами N 354.
Суд первой инстанции правомерно посчитал возражения ответчика в данной части обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила договоров энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. (статья 542 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании частей 1, 5 и 8 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети. Параметры качества теплоснабжения и ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения определяются сторонами в договоре теплоснабжения.
В силу положений подпункта "в" п. 111 Правил N 354, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
В соответствии с подпунктом "г" п. 112 Правил N 354 период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 150 Правил N 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В пункте 98 Правил N 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении 1 к Правилам N 354.
В пункте 7 раздела II приложении 1 к Правилам N 354 установлены качественные показатели давления в системе горячего водоснабжения в точке разбора, которые составляют от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см).
Отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества.
В силу пункта 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам N 354, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных в приложении 1 к Правилам N 354.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам N 354, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
В многоквартирном доме по адресу: г. Астрахань, ул. Краснодарская, 43, корп. 3 установлен общедомовой прибор учета, позволяющий учитывать также параметры температуры и давления подаваемого коммунального ресурса в виде горячего водоснабжения.
Ответчик определил количество поставленного некачественного коммунального ресурса в виде горячей воды с учетом ежесуточного анализа давления теплоносителя.
Согласно представленному ответчиком расчету сумма уменьшения платы за коммунальный ресурс в виде горячей воды, приобретенной ответчиком в мае 2018 года составила 24.176 руб. 16 коп., в июне 2018 года - 24.771 руб. 49 коп.
Представленный ответчиком расчет судом проверен и признан верным.
Соответствующий контррасчет со стороны истца суду не представлен. Обоснованные возражения в отношении позиции ответчика истцом не приведены, доказательства, опровергающие возражения ответчика, истцом не представлены.
В таком случае, за приобретенный в мае 2018 года коммунальный ресурс в виде горячей воды ответчик должен был произвести оплату в сумме 16.661 руб. 95 коп., в июне 2018 года - 8.523 руб. 52 коп.
Согласно платежному поручению от 13.06.2018 года N 58 ответчик произвел оплату коммунального ресурса в виде горячей воды, приобретенного в мае 2018 года, в сумме 16.661 руб. 95 коп.
Согласно платежному поручению от 10.07.2018 года N 70 ответчик произвел оплату коммунального ресурса в виде горячей воды, приобретенного в июне 2018 года, в сумме 8.523 руб. 52 коп.
Задолженность у ответчика за коммунальный ресурс в виде горячей воды, приобретенной в период май, июнь 2018 года перед истцом отсутствует и, соответственно, требования истца о взыскании долга удовлетворению не подлежат.
Как следует из представленных ответчиком платежных поручений об оплате приобретенного коммунального ресурса, им не допущена просрочка исполнения обязательства по оплате. Следовательно, мера гражданско-правовой ответственности, предусмотренная пунктом 9.2 статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении" к нему не применима.
Таким образом, доводы жалобы являются необоснованными.
Истцом не представлено доказательств поставки коммунального ресурса надлежащего качества.
Показания общедомового прибора учета не опровергнуты (суточный отчет о потреблении теплоносителя).
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 февраля 2019 года по делу N А06-9947/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.