г. Воронеж |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А64-10705/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Коровушкиной Е.В.,
без вызова сторон, в порядке ст. 272.1 АПК РФ, рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МичВелл" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.02.2019 по делу N А64-10705/2018 (судья Т.В. Егорова) рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению акционерного общества "Федеральная грузовая компания" в лице Иркутского филиала АО "ФГК" (ОГРН 1106659010600, ИНН 6659209750) к обществу с ограниченной ответственностью "МичВелл" (ОГРН 1116827000730, ИНН 6827021657) третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" о взыскании 193 600,00 руб.,
установил:
акционерное общество "Федеральная грузовая компания" в лице Иркутского филиала АО "ФГК" (далее - АО "ФГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "МичВелл" (далее - ООО "МичВелл", ответчик) о взыскании штрафа в сумме 115 400,00 руб. (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.12.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги (далее - ОАО "РЖД", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.02.2019 по делу N А64-10705/2018 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "МичВелл" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель апелляционной жалобы ссылается на неправильный расчет суммы штрафа, представленный истцом. По расчету ответчика сумма штрафа должна составить 96 800 руб.
В материалы дела от АО "ФГК" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения. жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Южно-Уральская транспортная компания" (грузоотправитель) заключены договоры перевозки груза посредством оформления транспортных железнодорожных накладных (далее - ТЖН) N N ЭС321692, ЭС343378, ЭС321553, ЭУ725489 в которых указано, что перевозка груза осуществляется в вагонах принадлежащих АО "ФГК" N N 44081131, 43139328, 42550368, 42369280 в адрес грузополучателя ООО "МичВелл" со станции отправления "Челябинск-Главный" на станцию назначения "Чуна" в период с марта 2018 г. по апрель 2018 г.
Согласно представленным в материалы дела справкам о вагонах, памяткам приемосдатчика на уборку вагонов N 194, N 188, N 370 вагоны поданы под выгрузку локомотивом перевозчика ОАО "РЖД": 03.03.2018 в 11 час. 50 мин. вагон N 44081131, 03.03.2018 в 02 час. 40 мин. вагон N43139328, 03.03.2018 в 02 час. 40 мин. вагон N42550368, 24.04.2018 в 07 час. 00 мин. вагон N42369280.
В соответствии с указанными документами выгрузка вагонов произведена: 13.03.2018 в 16 час. 00 мин. вагон N 44081131, 13.03.2018 в 16 час. 00 мин. вагон N43139328, 10.03.2018 в 11 час. 20 мин. вагон N42550368, 30.04.2018 в 14 час. 30 мин. вагон N42369280.
Поскольку ООО "МичВелл" своевременно не обеспечил выгрузку и возврат вагонов перевозчику в сроки, предусмотренные абз. 6 ст. 62, ст. 99 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), АО "ФГК" рассчитан штраф за каждый час задержки вагонов под выгрузкой, установленный ст. 100 Устава, исходя из 0,2 размера минимального размера оплаты труда
В соответствии с уточненным расчетом АО "ФГК" сверхнормативное пребывание вагонов под выгрузкой составило: вагон N 44081131 - 184 часа на сумму 36800,00 руб., вагон N43139328 - 193 часа в размере 36800,00 руб., вагон N42550368 - 117 часов в размере 23400,00 руб., вагон N42369280 - 92 часа в размере 18400,00 руб.
Поскольку ООО "МичВелл не оплатило штраф, АО "ФГК" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением в уточненном объеме.
Досудебный порядок урегулирования спора в соответствии со ст. 4 АПК РФ при обращении в арбитражный суд с настоящим иском соблюден, что подтверждают претензия от 25.05.2018 N исх-1489/ФГКФирк, список внутренних почтовых отправлений от 28.05.2018.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Исходя из существа заявленных исковых требований и правовой природы отношений сторон к возникшему спору подлежат применению нормы главы 40 ГК РФ о договорах перевозки, Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устава).
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе РФ.
В силу требований ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По правилам п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с ч. 2 ст. 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (ч. 3 ст. 791 ГК РФ).
Частью 1 ст. 793 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.
Согласно абз. 1 ст. 36 Устава по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
За время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами (абз. 1 ст. 39 Устава).
В соответствии с абз. 1 ст. 62 Устава вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
Между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Южно-Уральская транспортная компания" (грузоотправитель) заключены договоры перевозки груза посредством оформления ТЖН N N ЭС321692, ЭС343378, ЭС321553, ЭУ725489 в которых указано, что перевозка груза осуществляется в вагонах принадлежащих АО "ФГК" N N 44081131, 43139328, 42550368, 42369280 в адрес грузополучателя ООО "МичВелл" со станции отправления "Челябинск-Главный" на станцию назначения "Чуна" в период с марта 2018 года по апрель 2018 года.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом является оператором железнодорожного подвижного состава, контейнеров.
В соответствии с ТЖН N N ЭС321692, ЭС343378, ЭС321553, ЭУ725489 на основании ст. 2 указанного закона АО "ФГК", как собственник спорных вагонов N N 44081131, 43139328, 42550368, 42369280, является оператором железнодорожного подвижного состава.
Абзацем 6 ст. 62 Устава установлено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
Пунктом 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденным Президиумом Верховного суда 20.12.2017 установлено, что владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный абз. 6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой, так как права компаний, являющихся оператором подвижного состава, при использовании принадлежащих им вагонов не должны отличаться от прав перевозчика. Следовательно, ответчик как грузополучатель несет ответственность за задержку вагонов под выгрузкой грузов перед их собственником.
Согласно абз. 2 ст. 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
За задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда (абз. 1 ст. 100 Устава).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда, применяемый для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 января 2001 года составляет 100 рублей.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления (п. 4.5 Правил N 26).
Основаниями для начисления штрафа за задержку вагонов являются железнодорожная накладная, ведомости подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы (пункт 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 43)
Факт задержки вагонов под выгрузкой на станции назначения "Чуна" ответчиком не оспаривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании абз. 6 ст. 62, абз. 2 ст. 99 Устава железнодорожного транспорта, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" истцом рассчитан штраф за каждый час задержки вагона под выгрузкой на путях необщего пользования в сумме 115 400,00 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом верно определен период простоя и количество часов его составляющих, расчет произведен в соответствии с абз. 6 ст. 62, абз. 2 ст. 99 Устава.
Расчет штрафа произведен следующим образом: 0,2 размера МРОТ (МРОТ - 100 рублей согласно статье 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ)
10 (десятикратный размер штрафа согласно статье 99 Устава)
количество часов простоя под выгрузкой свыше нормы - 36 часов.
В представленном в суд апелляционной инстанции расчете ответчик ссылается на данные памяток приемосдатчика на уборку вагонов (т. 1 л.д. 52-54).
В соответствии со справками о вагонах, памятками приемосдатчика N 194, N 188, N 370 и составило: вагон N 44081131 - 184 часа, вагон N43139328 - 193 часа, вагон N42550368 - 117 часов, вагон N42369280 - 92 часа.
Указанные данные использованы истцом в уточненном расчете исковых требований (т. 1 л.д. 53-59).
Достоверность данных расчета ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнута.
Использованные истцом при расчете штрафа сведения указанные в справках о вагонах, памятках приемосдатчика на уборку вагонов не противоречат информации, отраженной в выписках из автоматизированного банка данных ГВЦ ОАО "РЖД", представленных третьим лицом.
Вместе с тем, данные, использованные ответчиком в приведенном в апелляционной жалобе расчете, противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о том, что плата за пользование вагонами внесена в полном объеме на станции отправления: вагоном N 44081131 до 10.03.2018, вагоном N43139328 до 10.03.2018, вагоном N42550368 до 10.03.2018, вагоном N42369280 до 28.04.2018, при этом штраф за задержку вагонов под выгрузкой может начисляться по истечение тридцати шести часов с момента окончания оплаченного срока за пользование вагонами, на основании следующего.
В соответствии с разъяснениями п. 19, п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 (ред. от 01.07.2010) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема груза для перевозки, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон. Окончательные расчеты, связанные с перевозкой грузов, производятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения до момента его выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозки и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться и после выдачи груза (статья 30 Устава).
Взыскание штрафа по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку и выгрузку производится в случае подачи их к местам погрузки и выгрузки локомотивом перевозчика. Учитывая, что в силу статьи 99 Устава за период, в течение которого взыскиваются штрафные санкции за задержку вагонов, плата за пользование вагонами не вносится, она взимается до истечения тридцати шести часов с момента фактической подачи вагонов под погрузку, выгрузку грузов локомотивом перевозчика.
При рассмотрении споров, связанных с перерасчетом провозной платы и иных платежей, уплаченных перевозчику грузоотправителем, следует учитывать, что грузополучатель, выявивший факт переплаты за перевозку груза, не вправе требовать от перевозчика возврата суммы, излишне уплаченной грузоотправителем. Соответствующее требование может быть предъявлено грузоотправителем к перевозчику в порядке, предусмотренном Уставом.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В силу ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.02.2019 по делу N А64-10705/2018 следует оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу положений ст. 110 АПК РФ расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в общей сумме 3000 руб. относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.02.2019 по делу N А64-10705/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МичВелл" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Коровушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.