город Омск |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А46-20096/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Грязниковой А.С., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4815/2019) общества с ограниченной ответственностью "Стройальянс" на решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2019 по делу N А46-20096/2018 (судья Савинов А.В),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройальянс" (ИНН 5501208055, ОГРН 1085543020188)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,
при участии в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства имущественных отношений Омской области и казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" (ИНН 5501247054, ОГРН 1135543004376),
о признании незаконным решения и об обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Стройальянс" - Семёнова Елена Геннадьевна (паспорт, по доверенности от 07.11.2018 сроком действия по 31.12.2019);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Комиссаров Дмитрий Николаевич (удостоверение, по доверенности N 17 от 09.01.2019 сроком действия по 31.12.2019);
от Министерства имущественных отношений Омской области - Степанова Татьяна Андреевна (удостоверение, по доверенности N ИСХ-19/МИО/03-01/1 от 09.01.2019 сроком действия по 31.12.2019)
от казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройальянс" (далее по тексту - ООО "Стройальянс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении от 20.08.2018 N 55/202/001/2018-526, N 55-0-1-122/3006/2018-496, об отказе ООО "Стройальянс" в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, улица Булатова; об обязании в течение 10 рабочих дней с момента вынесения судом решения осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права собственности ООО "Стройальянс" на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, улица Булатова, на основании документов, представленных ООО "Стройальянс" 03.02.2018 с заявлениями N 55/202/001/2018-526, N 55-0-1-122/3006/2018-496.
Определениями Арбитражного суда Омской области от 16.11.2018 и от 25.12.2018 по делу N А46-20096/2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерства имущественных отношений Омской области (далее - министерство) и казенное учреждение Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" (далее - КУ "Управление по строительству", учреждение).
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.03.2019 по делу N А46-20096/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из обоснованности решения Управления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Стройальянс" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на необоснованность выводов государственного регистратора о наличии ограничений в использовании рассматриваемого земельного участка, установленных приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 22.10.2010 N 43-п.
Общество утверждает, что сведения о согласовании с КУ "Управление по строительству" строительства рассматриваемого объекта незавершенного строительства у ООО "Стройальянс" в рамках процедуры приостановления государственным регистратором не запрашивались.
Податель апелляционной жалобы отмечает, что в дальнейшем приказом Министерства имущественных отношений от 30.11.2017 N 45-п земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:2003 был вновь включен в перечень кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель для государственных нужд Омской области в целях размещения первой линии Омского метрополитена (страница 191 приложения N 3 к Приказу N 45-п); пунктом 3 данного приказа предусмотрено, что в границах резервируемых земель возведение подземных инженерных сетей и коммуникаций, а также объектов капитального строительства регионального и местного значения, размещение которых предусмотрено документом территориального планирования и (или) документацией по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, осуществлять по согласованию с казенным учреждением Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений"; приказ N 45-п предусматривает, что согласованию с казенным учреждением Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" подлежит строительство линейных объектов и объектов регионального и местного значения.
ООО "Стройальянс" отмечает, что поскольку объект незавершенного строительства, возведенный обществом на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040102:2003, к числу перечисленных в пункте 3 Приказа N 45-п не относится, довод заинтересованного лица о необходимости согласования строительства данного объекта с казенным учреждением является несостоятельным.
В предоставленных до начала судебного заседания отзывах Управление Росреестра по Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
КУ "Управление по строительству", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Стройальянс" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2019 по делу N А46-20096/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Управления Росреестра по Омской области и Министерства имущественных отношений Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей общества, Управления и Министерства, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 03.02.2018 ООО "Стройальянс" обратилось в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, улица Булатова.
Заявитель указывает, что для осуществления государственного учета представил технический план объекта незавершенного строительства, согласно которому объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:2003.
Решением Управления Росреестра по Омской области от 20.08.2018 N 55/202/001/2018-526, N 55-0-1-122/3006/2018-496 ООО "Стройальянс" отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства по причине отсутствия в техническом плане сведений о согласовании с КУ "Управление по строительству" строительства рассматриваемого объекта незавершенного строительства.
Не согласившись с принятым Управлением Росреестра по Омской области решением, ООО "Стройальянс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
05.03.2019 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое ООО "Стройальянс" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Стройальянс" оспаривает решение Управления Росреестра по Омской области от 20.08.2018 N 55/202/001/2018-526, N 55-0-1-122/3006/2018-496, которым ООО "Стройальянс" отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства по причине отсутствия в техническом плане сведений о согласовании с КУ "Управление по строительству" строительства рассматриваемого объекта незавершенного строительства.
Из обжалуемого судебного акта следует, что суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о законности оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы подателя жалобы, поддерживает вышеизложенный вывод суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются указанным законом.
Согласно части 1 статьи 29, части 4 статьи 18 Закона о регистрации государственная регистрация включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости (часть 10 статьи 40 Закона о регистрации).
Согласно представленному заявителем техническому плану спорный объект незавершенного строительства расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:2003.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:2003, площадь: 2643 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов - для общественно-деловых целей под строительство, адрес(местоположение): установлено в 35 м северо-западнее относительно 2-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Булатова, д. 68, предоставлен заявителю в аренду сроком до 18.02.2018.
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:2003 на момент принятия оспариваемого решения Управлением в ЕГРН было зарегистрировано резервирование сроком с 13.12.2017 на 3 года на основании Приказа Министерства имущественных отношений Омской области "О резервировании земель для государственных нужд Омской области в границах муниципального образования городской округ город Омск Омской области в целях размещения 1 и 2 линий Омского метрополитена" N 45-п от 30.11.2017.
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 45-п установлено ограничение прав, в частности, арендаторов земельных участков в возведении жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений.
В приложении N 3 к Приказу N 45-п спорный земельный участок указан в строке N 191.
Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд (часть 1 статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ограничение прав устанавливается на срок резервирования. Срок резервирования земельного участка, в границах которого возведен спорный объект незавершенного строительством, на момент осуществления регистрационных действий не истек.
Согласно поступившему ответу Министерства имущественных отношений Омской области от 02.03.2018 N ИСХ-18/МИО/04-01/2203 на запрос государственного регистратора строительство объектов капитального строительства должно осуществляться по согласованию с КУ "Управление по строительству".
Между тем представленный заявителем технический план не содержит сведений о согласовании с КУ "Управление по строительству" строительства спорного объекта незавершенного строительства.
Доводы заявителя о том, что сведения о согласовании с КУ "Управление по строительству" строительства рассматриваемого объекта незавершенного строительства у ООО "Стройальянс" в рамках процедуры приостановления государственным регистратором не запрашивались, отклоняются апелляционным судом, поскольку такие сведения, как указывалось выше, были запрошены Управлением у учреждения в рамках межведомственного взаимодействия, о чём заинтересованным лицом было указано в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.
Отклоняя довод ООО "Стройальянс" о том, что спорный объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040102:2003, не относится к числу перечисленных в пункте 3 Приказа N 45-п объектов, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 2 Приказа N 45-п установлено следующее: "Ограничить права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в возведении жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящего приказа, в проведении оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, а также строительстве прудов (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках) и иных водных объектов, расположенных в границах резервируемых земель, согласно прилагаемым перечням кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель для государственных нужд Омской области в целях размещения 1 и 2 линий Омского метрополитена (далее - перечни кадастровых номеров земельных участков) согласно приложениям N 3, 4 к настоящему приказу".
Следовательно, в данном случае Управление Росреестра по Омской области обоснованно указало ООО "Стройальянс" на необходимость предоставления сведений о согласовании технического плана с КУ "Управление по строительству".
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный объект незавершенного строительства не перечислен в пункте 3 Приказа N 45-п, в связи с чем согласование с учреждением его строительства не требуется, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку применение пункта 3 названного Приказа N 45-п невозможно без применения пункта 2 Приказа N 45-п, в котором установлено общее ограничение на возведение объектов капитального строительства, исключения из которого возможно только в порядке пункта 3 Приказа N 45-п.
При этом названное ограничение, вопреки позиции общества, ограничивая права землевладельцев на возведение объектов капитального строительства, как следствие, устанавливает и запрет на кадастровый учет и государственную регистрацию прав на такие возведённые объекты.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что Министерством имущественных отношений Омской области принят приказ от 25.03.2019 N 14-п "О внесении изменений в приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 22 октября 2010 года N 43-п" (далее - Приказ N 14-п), согласно которому в таблице приложения N 3 "Перечень кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель для государственных нужд Омской области в целях размещения первой линии Омского метрополитена" строка 191 исключена.
Министерством осуществлены юридически значимые действия по государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель для государственных нужд Омской области в целях размещения 1 и 2 линий Омского метрополитена, на спорный земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:2003, что свидетельствует об отсутствии препятствий в настоящий момент для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствует совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимая для признания незаконным решения Управления Росреестра по Омской области об отказе ООО "Стройальянс" в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2019 по делу N А46-20096/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.