г. Пермь |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А60-73911/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кощеевой М.Н.,
судей Гребенкиной Н.А., Дружининой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полуднициным К.А.,
в отсутствие представителей сторон,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст.121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, АО "Екатеринбургская теплосетевая компания",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 февраля 2019 года
по делу N А60-73911/2018,
принятое судьей Сидорской Ю.М.,
по иску Администрации города Екатеринбурга (ОГРН 1046603983800, ИНН 6661004661)
к АО "Екатеринбургская теплосетевая компания" (ОГРН 1156658056940, ИНН 6671019770)
о взыскании неустойки за нарушение срока сдачи восстановленного благоустройства,
установил:
Администрации города Екатеринбурга (истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к АО "Екатеринбургская теплосетевая компания" (ответчик) о взыскании 709 600 руб. неустойки по договору N 94 от 26.05.2016 за общий период с 01.06.2017 по 27.08.2017.
Решением суда от 13.02.2019 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 250 000 руб. неустойки; кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 8 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. АО "Екатеринбургская теплосетевая компания" просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать полностью. По мнению ответчика, требование истца о заключении договора является не предусмотренным законодательством препятствием в осуществлении деятельности по производству земляных работ. Создание таких препятствий противоречит п.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 35-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающему органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев осуществления таких действий (бездействия). Судом при вынесении решения не учтено то обстоятельство, что правоотношения истца и ответчика носят характер власти и подчинения (административно-публичный характер) и не могут регулироваться нормами гражданского законодательства, в связи с чем исполнение ответчиком обязательства не может быть обеспечено посредством установления гражданско-правовой ответственности в виде неустойки.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением "О порядке выдачи разрешений на производство земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения и иных объектов, связанных с нарушением внешнего благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 30.09.2008 N 58/63 (далее - Положение) между истцом и ответчиком заключен договор N94 от 26.05.2016 о сроках восстановления внешнего благоустройства после окончания работ, определяемых графиком производства работ, и о гарантийной ответственности.
Земельный комитет Администрации города Екатеринбурга в соответствии с Постановлением Главы Екатеринбурга от 08.04.2003 N 375 "О создании Земельного комитета Администрации города Екатеринбурга и об утверждении положения "О Земельном комитете Администрации города Екатеринбурга" наделен полномочиями на выдачу ордеров-разрешений на производство земляных работ при прокладке, ремонте и реконструкции инженерных сетей и других коммуникаций, связанных с нарушением благоустройства территории города Екатеринбурга, а также на осуществление контроля за производством таких работ.
Согласно п.1 договора, исполнитель (ответчик) обязался после получения разрешений на производство земляных работ с 01.01.2016 по 31.12.2016 выполнить работы в сроки, указанные в разрешениях. Датами окончания производства земляных работ являются даты подписания актов приемки восстановленных элементов благоустройства представителем Земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга.
Согласно п.42 Положения за каждый день задержки сроков окончания земляных работ, обусловленных разрешением на производство земляных работ, и сдачи работ заказчик несет ответственность в соответствии с заключенным договором.
В п. 2 и п.3 договора предусмотрена ответственность исполнителя за нарушение срока сдачи работ в виде неустойки и единовременного платежа.
В силу п.3 договора от 26.05.2016 N 94 при нарушении сроков сдачи восстановленного благоустройства, указанных в разрешениях, а также срока - 01 июня, установленного для сдачи восстановленного благоустройства в окончательном варианте после зимнего периода до 10 дней включительно, при осуществлении работ в центральной части города (в границах улиц Челюскинцев - Московская - Фурманова - Восточная), исполнитель уплачивает в бюджет города неустойку в сумме 2 600 рублей за каждый день нарушения срока; до 20 дней включительно - 3 200 руб.; до 30 дней включительно - 4 000 руб.; более 30 дней - 5 200 руб.
При осуществлении работ не в центральной части города, исполнитель уплачивает в бюджет города неустойку в сумме 2 000 руб. (до 10 дней включительно); 2 600 руб. (до 20 дней включительно); 3 200 руб. (до 30 дней включительно), 4 000 руб. (более 30 дней) за каждый день нарушения срока.
По разрешению N 3094/02 от 27.09.2016 (ул. Мамина-Сибиряка, 57 а) работы фактически сданы 28.08.2017; по разрешению N 4338/06 от 13.12.2016 (ул. Белоярска,26) работы фактически сданы 03.08.2017.
Поскольку работы по восстановлению элементов благоустройства сданы АО "Екатеринбургская теплосетевая компания" с нарушением срока, Администрация города Екатеринбурга начислила неустойку в общей сумме 709 600 руб.
Неисполнение требования о выплате неустойки послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 330, 331, 421 ГК РФ и исходил из того, что ответчиком нарушены сроки сдачи работ по восстановлению элементов благоустройства в окончательном варианте после зимнего периода, в связи с чем истцом правомерно заявлено требование о взыскании неустойки. Н Расчет неустойки, произведенный истцом, признан обоснованным, при этом неустойка снижена как явно несоразмерная последствиям просрочки ответчика с учетом большого количества раскопок, в также того, что истец не понес дополнительных затрат на восстановление благоустройства, не может быть заинтересован в получении прибыли за счет несвоевременного исполнения земляных работ (ст.333 ГК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст. 331, 333 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 4 указанной статьи, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" (далее постановление Пленума от 14.03.2016 N 16) предусмотрено, что в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения п. 2 ст. 428 ГК РФ о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.
При рассмотрении споров о защите от несправедливых договорных условий суд должен оценивать спорные условия в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоятельств дела.
Так, в частности, суд определяет фактическое соотношение переговорных возможностей сторон и выясняет, было ли присоединение к предложенным условиям вынужденным, а также учитывает уровень профессионализма сторон в соответствующей сфере, конкуренцию на соответствующем рынке, наличие у присоединившейся стороны реальной возможности вести переговоры или заключить аналогичный договор с третьими лицами на иных условиях и т.д. (п. 10 Постановления Пленума от 14.03.2016 N 16).
Как следует из материалов дела, обязательство и способ обеспечения его исполнения возникли из заключенного сторонами гражданско-правового договора, подписанного без замечаний и разногласий, в установленном порядке не оспоренного.
При этом установление нормативным правовым актом обязанности по восстановлению нарушенного благоустройства после проведения земляных работ не препятствует заключению гражданско-правового договора, устанавливающего сроки исполнения работ, а также ответственность за их нарушение.
В соответствии с п.15 Положения "О порядке временного использования земельных участков для производства земляных работ при прокладке, ремонте и реконструкции инженерных сетей и других коммуникаций, связанных с нарушением благоустройства территории города Екатеринбурга", утвержденным решением Екатеринбургской городской Думы от 30.09.2008 N 58/63 (далее - Положение), сроки начала и окончания работ в разрешении на производство земляных работ определяются в соответствии с календарным графиком производства работ (приложение 1.2) в составе проекта производства работ. Приложение 1.2 представляет собой форму заявления о выдаче разрешения, с которым заинтересованное лицо обращается в муниципальный орган.
Таким образом, право определять фактические (реальные) сроки выполнения работ по восстановлению благоустройства с учетом регламентированных вышеуказанным Положением условий принадлежит заинтересованному лицу, что не может свидетельствовать о подавлении его воли и отсутствии равенства в согласовании сроков выполнения работ по восстановлению благоустройства и размера ответственности за их нарушение.
Кроме того, п. 38 Положения предусмотрена возможность заказчика (ответчика) изменять сроки выполнения работ при соблюдении определенных условий, следовательно, заказчик вправе самостоятельно изменить сроки выполнения работ при наличии на то объективных причин, что также означает, что при определенной степени заботливости и осмотрительности, заинтересованное лицо может регулировать сроки выполнения восстановительных работ, не подпадая под санкции, согласованные сторонами в соглашении.
Из материалов дела не усматривается, что АО "Екатеринбургская теплосетевая компания" обращалось в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением о продлении сроков для производства восстановительных работ, в связи с чем, отсутствуют основания для признания незаконной неустойки, предъявленной Администрацией в связи с нарушением сроков, установленных договором.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания условий договора явно несправедливыми.
Доводы ответчика о возложении на него обязанности по завершению работ в сроки, указанные в разрешениях на производство земляных работ, основанной на властном подчинении требованию компетентного органа, выдавшего данное разрешение, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как отмечено ранее, указанные сроки согласовываются самим заявителем, что не может свидетельствовать об отсутствии диспозитивности при согласовании данных условий договора.
Как верно указано судом первой инстанции, спорный договор N 94 от 26.05.2015 заключен в связи с необходимостью проведения восстановления внешнего благоустройства и естественного ландшафта, не предусматривает оплату выполненных работ. Администрация города Екатеринбурга не выступает заказчиком по договору, не является инициатором проведения земляных работ, принимает не результат проведенных работ, а земельный участок в первоначальном виде.
Судом первой инстанции правильно учтено, что в данном случае муниципальное образование действует в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п.19 ст.14), реализуя функции по обеспечению контроля за сроками производства работ, что само по себе не свидетельствует об отсутствии у истца права на заключение гражданско-правовых договоров и не означает создание не предусмотренных законодательством препятствий в осуществлении деятельности по производству земляных работ в нарушение антимонопольного законодательства.
Таким образом, поскольку АО "Екатеринбургская теплосетевая компания" нарушены условия договора в части соблюдения сроков для производства земляных работ при восстановлении элементов благоустройства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости взыскания с ответчика неустойки.
Произведенный судом первой инстанции расчет неустойки судом апелляционной инстанции проверен, признан не противоречащим ст.190, 194, 330 ГК РФ.
При определении размера гражданско-правовой ответственности суд первой инстанции применил правила ст.333 ГК РФ, приняв во внимание отсутствие доказательств наступления у истца тяжелых последствий вследствие допущенной ответчиком просрочки, большое количество раскопок, проведение аварийных работ ответчиком. При применении правил ст.333 ГК РФ судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для большего снижения взысканной суммы (250 000 руб.) суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 февраля 2019 года по делу N А60-73911/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.Н. Кощеева |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.