г. Саратов |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А06-7189/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Котляровой А.Ф., Никольского С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бандуриным М.П.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" - Клишина А.Ю., действующего на основании доверенности от 01.01.2019 N 7,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 января 2019 года по делу N А06-7189/2018 (судья Баскакова И.Ю.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (ИНН 3019019321, ОГРН 1163443069130) к обществу с ограниченной ответственностью "Доверие" (ИНН 3015096212, ОГРН 1123015001328) об обязании обеспечить доступ к месту коллективного прибора учета, третьи лица - Чистохина Наталья Викторовна, Шишкина Тамара Федоровна,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (далее по тексту - истец, ООО "АЭК") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Доверие" (далее по тексту - ответчик, ООО "Доверие") об обязании ответчика допустить к тепловому узлу многоквартирных жилых домов по адресам в г. Астрахани: ул.11-й Красной Армии, дом.4 корп.1, дом.4 корп.2, дом 11, корп.1, для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора.
Определением арбитражного суда от 06 декабря 2018 исковые требования ООО "АЭК" об обязании обеспечить доступ к тепловому узлу по дому, расположенному по адресу: г Астрахань, ул. 11-й Красной Армии, д.11, корп.1 - выделены в отдельное производство.
В настоящем деле остались к рассмотрению требования истца к ответчику об обязании допустить к месту установки коллективного прибора учета многоквартирных жилых домов по адресам: г. Астрахань, ул.11-й Красной Армии, дом.4 корп.1, дом.4 корп.2 для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора, уточнённые истцом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), в части изложения формулировки требований, в соответствии с которыми он просил обязать ответчика допустить истца к тепловому узлу спорных домов для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24 января 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с данным решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Ответчик, в соответствии со статьёй 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) и определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2019 года, представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно доводам, которого, просил оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу - без удовлетворения, в судебное заседание не прибыл, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом, в соответствии с требованием статей 121-123 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на неё, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Положения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об энергосбережении) регулируют отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Согласно части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
В силу части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведённых, переданных, потреблённых, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учёта используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчётов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учёта в эксплуатацию.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе, оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Таким образом, в силу требований федерального закона лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Во исполнения положений действующих нормативных актов, истец, в целях осуществления установки коллективных (общедомовых) приборов учёта в многоквартирных жилых домах по ул.11-й Красной Армии, дом.4 корп.1 и дом.4 корп.2 в г.Астрахани, находящихся в управлении ООО "Доверие", направил ответчику уведомление от 19.02.2018 N 10-02-1-1-03А/50 о необходимости проведения данных мероприятий, согласно приложенному графику производства работ и указал на даты проведения обследования жилых домов - 22 марта 2018 года, установке приборов учёта - 5 и 6 апреля 2018 года.
При проведении обследования по указанным домам, ресурсоснабжающей организацией с участием представителя ООО "Доверие", составлены акты от 22 марта 2018 года (листы дела 17 - 23 тома 1), в которых в графе 9 директором управляющей компании сделана запись: "Нет технической возможности ввиду отсутствия капитального ремонта, нет протокола собрания собственников и их согласия".
Указывая на неисполнение ответчиком требований законодательства по установке общедомовых приборов учёта тепловой энергии в вышеуказанных домах в добровольном порядке, истец обратился в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришёл к выводу о необоснованности заявленных требований, в виду недоказанности истцом обстоятельств отказа ответчиком в допуске ресурсоснабжающей организации в тепловые пункты спорных многоквартирных домов для установки приборов учёта, наличия технической возможности такой установки и уведомления собственников данных домов о стоимости установки прибора учёта, сроках, порядке оплаты и монтажа.
Истец, обжалуя постановленный судебный акт, указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о недоказанности истцом факта не допуска управляющей организацией представителей ресурсоснабжающей организации для установки прибора учёта при наличии технической возможности, а также неисполнимость ресурсоснабжающей организацией императивных норм статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности".
Судебная коллегия полагает доводы жалобы обоснованными, вышеуказанные выводы арбитражного суда первой инстанции ошибочными, постановленными без учёта следующего.
На основании пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Жилищный кодекс РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно частям 1.1, 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В порядке части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 названных Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункта "к" пункта 11, подпункта "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета энергии.
Таким образом, к спорным правоотношениям, помимо региональной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области на 2014-2043" подлежит применению федеральное законодательство, действие которого не отменяется и не приостанавливается региональным нормативным актом.
После вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома.
В силу пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ресурсоснабжающие организации обязаны выявлять факты потребления энергоресурсов без счётчиков и осуществлять действия по оснащению помещений и домов приборами учёта, а также по их эксплуатации.
Как обоснованно указал заявитель апелляционной жалобы, со ссылкой на Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2015 N 309-АД15-13996, независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учёта используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Исходя из вышеизложенных норм права, управляющая компания ООО "Доверие", с момента заключения договоров управления многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: г. Астрахань, ул.11-й Красной Армии, дом.4 корп.1, дом.4 корп.2, обязана была самостоятельно предпринять меры для соблюдения требований законодательства об энергоснабжении в части установки коллективных приборов учёта, что ей сделано не было.
Кроме того, по факту непредставления управляющей компанией доступа истца к месту установки и ввода в эксплуатацию коллективного прибора учёта спорных многоквартирных домов, в присутствии представителей управляющей компании, составлены акты: от 5 апреля 2018 N 74-НМ по дому по ул.11 Красной Армии,4 корпус 2 и от 06 апреля 2018 года N 79-НМ по дому по ул.11 Красной Армии, д. 4 корпус 1 (листы дела 19, 21 тома 1), в графе 7 которых указаны причины недопуска: "Нет технической возможности ввиду отсутствия капитального ремонта, который по плану в 2019 году. Нет протокола собрания собственников на установку ОДПУ", что опровергает выводы арбитражного суда первой инстанции о недоказанности истцом обстоятельств отказа ответчиком в допуске ресурсоснабжающей организации в тепловые пункты спорных многоквартирных домов для установки приборов учёта.
Факт наличия технической возможности установки общедомового прибора учёта в спорных МКД также подтверждается представленными истцом актами обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учёта 22.03.2016 (листы дела 17, 18, 20 тома 1), по результатам которых установлено наличие технической возможности установки приборов учёта тепловой энергии.
При этом, указанные управляющей компанией причины отсутствия технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учёта как в актах от 5 апреля 2018 N 74-НМ и от 06 апреля 2018 года N 79-НМ, так и в актах от 22.03.2016 не соответствуют положениям действующего законодательства, устанавливающего критерии, обуславливающие невозможность установки прибора учёта.
Так, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
В пункте 2 указанного приказа, в частности, указано, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Поскольку Законом об энергосбережении обязанность по оснащению приборами учёта, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке, в том числе, общедомовых приборов учёта, бремя доказывания того, что в жилых домах, обслуживаемых ответчиком, отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета, лежит на ответчике.
В качестве критерия, обуславливающего невозможность установки прибора учёта, в них указано на необходимость проведения капитального ремонта сетей горячего водоснабжения.
При этом факт такой необходимости сам по себе не свидетельствует о том, что приборы учёта установить невозможно, поскольку, как следует из подпункта "а" пункта 2 приложения 1 к приказу N 627, проведение ремонта в такой ситуации должно быть обусловлено невозможностью установки прибора учёта ввиду именно проектных характеристик многоквартирного дома, а не по иным причинам.
В материалах дела отсутствуют доказательства, в которых имелись бы, ссылки на проектные характеристики многоквартирных домов, заключения специалистов, позволяющие сделать вывод о том, что в спорный период отсутствовала возможность установки приборов учёта.
Доказательств необходимости реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем узла, в котором предполагается размещение прибора учёта, материалы дела не содержат.
При вышеизложенных обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового судебного акта об обязании ООО "Доверие" допустить ООО "АТС" к тепловому узлу многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул.11-й Красной Армии, дом 4 корпус 1, дом 4 корпус 2, для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора.
Допущенная в резолютивной части постановления от 15.05.2019 опечатка в указании адресов многоквартирных жилых домов; "г. Астрахань, ул.11-й Красной Армии, дом 4 корпус 1, дом 4 корпус 2, пл. Ленина, дом 2", в соответствии со статьёй 179 АПК РФ, подлежит исправлению в полном тексте постановления, путём указания - "Обязать общество с ограниченной ответственностью "Доверие" допустить общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" к тепловому узлу многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул.11-й Красной Армии, дом 4 корпус 1, дом 4 корпус 2, пл. Ленина, дом 2, для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора".
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 января 2019 года по делу N А06-7189/2018 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Доверие" допустить общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" к тепловому узлу многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул.11-й Красной Армии, дом 4 корпус 1, дом 4 корпус 2, для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Доверие" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела: в суде первой инстанции в сумме 6 000 рублей, в суде апелляционной инстанции в сумме 3 000 рублей.
Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
А.Ф. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.