г. Хабаровск |
|
22 мая 2019 г. |
А37-2087/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от Департамента лесного хозяйства, ОГБДЭУ "Магаданское": представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного бюджетного дорожного эксплуатационного учреждения "Магаданское"
на решение от 29.01.2019
по делу N А37-2087/2018
Арбитражного суда Магаданской области,
принятое судьей Степановой Е.С.,
по иску Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области
к областного государственного бюджетному дорожному эксплуатационному учреждению "Магаданское"
о взыскании 318 940,02 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области (ОГРН 1074910000032, место нахождения: г. Магадан, далее - Департамент лесного хозяйства) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к областному государственному бюджетному дорожному эксплуатационному учреждению "Магаданское" (ОГРН 1144910001147, место нахождения: г. Магадан, далее - ОГБДЭУ "Магаданское") о взыскании 318 940,02 руб., составляющих недополученную арендную плату по договору аренды лесного участка N 5/08 от 12.02.2018 за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 и за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Требования мотивированы статьями 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 424, 621 ГК РФ, и обоснованы наличием между сторонами заключенного договора аренды лесного участка N 5/08 от 12.02.2008, с учетом последующих соглашений о внесении изменений в договор. При этом при расчете арендной платы за 2015 год и 2016 год к ответчику применялся понижающий коэффициент 0,5 в отношении категории земель лесного фонда "прочие земли", который не подлежал применению, поскольку по договору предоставлены нелесные земли (карьер) с категорией - другие, которые не отражены в абзаце 4 пункта 8 примечаний к таблице 14 Постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007.
Решением от 29.01.2019 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ОГБДЭУ "Магаданское" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, в иске отказать, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование доводов жалобы указано, что при расчете арендной платы по договору аренды лесного участка N 5/08 от 12.02.2008 применялись ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации с коэффициентом 0,5.
На основании дополнительного соглашения от 19.01.2015 N 5/05-02/15 произведен перерасчет арендной платы по договору аренды за 2015 год в размере 156 188,78 руб., за 2016 год - 162 751,09 руб.
Полагает вывод суда о предоставлении договором от 12.02.2008 N 5/08 нелесных земель (карьер) неподтвержденным материалами дела. Приложением N 1 к соглашению от 19.01.2015 N 5/08-02/15 категория земель лесного фонда обозначена как прочие земли.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент лесного хозяйства с ее доводами не согласился, просил оспариваемый судебный акт оставить без изменения, указав, что в рассматриваемом случае применение понижающего коэффициента в размере 0,5 является следствием не изменения определения арендной платы, а неверным ее установлением при заключении договора аренды. В этой связи взысканная судом сумма задолженности по арендной плате представляет собой недополученный доход по платежам за аренду лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Исключение применимости коэффициента 0,5 не является изменением условий договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение условий договора, определенных законодательством, односторонний отказ от которых недопустим.
Стороны, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
Согласно материалам дела распоряжением Департамента лесного хозяйства от 06.02.2008 N 12-р ОГУДЭП "Магаданское" предоставлен в аренду лесной участок площадью 14,26 га, находящийся в федеральной собственности, для выполнения работ по разработке месторождений полезных ископаемых - добыча каменного материала на местонахождении "Андреевский" сроком до 31.12.2010.
На основании названного распоряжения 12.02.2008 между Департаментом лесного хозяйства (арендодатель) и ОГУДЭП "Магаданское" (в настоящее время - ОГБДЭУ "Магаданское") (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 5/08, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 14,26 га, местоположение: Магаданская область, МО "Ольский район", земли лесного фонда Магаданского участкового лесничества территориального отдела департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области "Магаданское лесничество", руч. Андреевский (левый приток р. Магаданки), 12 км автодороги "Магадан-Армань", квартал N 42, выдел N 88, кадастровый номер 49:09:040101:0903.
Пунктом 4 договора установлены цели использования участка - выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых - добыча каменного материала на месторождении "Андреевский".
Пунктом 6 договора аренды установлен размер годовой арендной платы - 459 876,26 руб.
Срок действия договора определен с 01.01.2007 по 31.12.2010 (пункт 27).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи лесного участка в аренду N 5 от 12.02.2008.
Договор аренды в установленном порядке зарегистрирован в Управлении Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу 16.04.2008 номер регистрации 49-49-01/009/2008-556.
В договор вносились изменения соглашениями от 01.11.2010 N 5/08-78/10, от 19.01.2015 N 5/08-02/15, от 26.02.2018 N 5/08-63/18, которые прошли государственную регистрацию, о чем свидетельствуют соответствующие отметки.
Соглашением от 01.11.2010 N 5/08-78/10 продлен срок действия договора аренды лесного участка N 5/08 от 12.02.2008 до 31.12.2020, пункт 8 договора о порядке внесения арендной платы изложен в новой редакции, дополнены подпункты 8.1-8.5.
Соглашением от 19.01.2015 N 5/08-02/15 внесены изменения в пункт 8 договора, который дополнен подпунктами 8.6-8.8, в соответствии с которыми произведен перерасчет арендной платы и установлена арендная плата в 2015 году в размере 156 188,78 руб., в 2016 году в размере 162 751,09 руб. с учетом коэффициента 0,5 в отношении категории земель лесного фонда "прочие земли".
Соглашением от 26.02.2018 N 5/08-63/18 подпункт 8.8 договора изложен в новой редакции, произведен перерасчет арендной платы и установлена арендная плата в 2017 и 2018 году без применения коэффициента 0,5, с применением коэффициента 1,0 в отношении категории земель лесного фонда "карьер".
Актом N 25/2017-ВП проверки исполнения органами государственной власти Магаданской области переданных полномочий в области лесных отношений и расходования средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства от 25.08.2017, установлено, что при расчете арендной платы в соглашении N 5/08-02/15 от 19.01.2015 о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 5/08 от 12.02.2008 коэффициент 0,5 не подлежит применению.
При этом понижающий коэффициент в размере 0,5 не подлежал применению при расчете арендной платы за 2015, 2016 годы, поскольку договором аренды предоставлены нелесные земли (карьер) с категорией - другие, которые не отражены в абзаце 4 пункта 8 примечаний к таблице 14 постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007.
Таким образом, арендная плата должна составлять в 2015 году - 312 377,46 руб. и в 2016 году - 325 502,18 руб.
В результате по договору аренды лесного участка N 5/08 от 12.02.2008 недополучено в федеральный бюджет (за 2015, 2016 годы) 318 940,02 руб.
По результатам проверки Федеральное агентство лесного хозяйства выдало предписание Губернатору Магаданской области N 25/2017-вп от 14.12.2017, согласно которому Департамент лесного хозяйства обязан обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений и внесение в них изменений, а также доначисление недополученного дохода в федеральный бюджет (т.1 л.д.л.д.56-61).
Письмами от 04.06.2018 исх. N 1478/115-2/1, исх. N 1478/115-2/1 Департамент лесного хозяйства направил в адрес ОГБДЭУ "Магаданское" уведомления (претензии) NN 36, 37 соответственно о необходимости оплаты недополученного дохода в федеральный бюджет за 2015 год в сумме 156 188,78 руб. и за 2016 год в размере 162 751,09 руб. (т.1 л.д.л.д.62-63).
Неисполнение требований, изложенных в претензиях, явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади и лесного участка, находящегося в федеральной собственности", установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Пунктом 10 договора аренды лесного участка N 5/08 предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесных участков, установленных в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Согласно статье 101 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующий до 01.01.2019) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Договором аренды лесного участка N 5/08 в аренду предоставлены нелесные земли (карьер) с категорией - другие, что установлено актом натурного технического обследования от 15.11.2006 (т.1 л.д.л.д.155-156).
В соглашении N 5/08-02/15 от 19.01.2015 о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 5/08 от 12.02.2008 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 947 от 17.09.2014 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", которое устанавливало коэффициенты к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" N 310 от 22.05.2007, ответчику произведен перерасчет арендной платы и установлена арендная плата в 2015 году в размере 156 188,78 руб. и в 2016 году в размере 162 751,09 руб., с учетом коэффициента 0,5 в отношении категории земель лесного фонда "прочие земли".
Таим образом, при первоначальном расчете арендной платы за спорный период 2015-2016 годы был применен поправочный коэффициент 0,5 как при использовании лесного участка, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (абзац 4 пункта 8 примечаний к таблице 14 Постановления N 310), которые тоже являются нелесными землями.
Вместе с тем, в данном случае понижающий коэффициент в размере 0,5 не подлежал применению, поскольку договором предоставлены нелесные земли (карьер) с категорией - другие, которые не отражены в абзаце 4 пункта 8 примечаний к таблице 14 постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007.
В данном случае изменение размера арендной платы в результате применения коэффициента 1,0 вместо коэффициента 0,5 не является изменением в соответствии с пунктом 3 статьи 614 ГК РФ условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение данного условия договора.
При этом подлежащая взысканию сумма задолженности по арендной плате представляет собой недополученный доход по платежам за аренду лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Таким образом, фактически арендная плата должна составлять без применения понижающего коэффициента в размере 0,5 - в 2015 году - 312 377,46 руб. и в 2016 году - 325 502,18 руб.
Недополученная арендная плата по спорному договору, с учетом произведенных арендатором оплат, за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 составила 156 188,73 руб., за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 - 162 751,29 руб., всего 318 940,02 руб.
Расчет судом проверен, арифметически ответчиком расчет не оспорен.
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Департамента лесного хозяйства в заявленном размере.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на неверном толковании норм материального права, в силу изложенных обстоятельств, апелляционным судом отклоняются.
Ссылка заявителя жалобы на перерасчет арендной платы на основании дополнительного соглашения от 19.01.2015 N 5/05-02/15 апелляционным судом не принимается, поскольку как установлено выше, в данном случае применение коэффициента 1,0 к отношениям аренды за 2015, 2016 годы не является изменением условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение данного условия договора.
Довод жалобы о недоказанности факта предоставления договором от 12.02.2008 N 5/08 нелесных земель (карьер), подлежит отклонению, как противоречащий акту натурного технического обследования от 15.11.2006 (т.1 л.д.л.д.155-156).
Изложенное в совокупности свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
В этой связи решение суда, основанное на правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 29.01.2019 по делу N А37-2087/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.