Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 августа 2019 г. N Ф03-3291/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
22 мая 2019 г. |
А73-14214/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска": Духовный А.Л. по доверенности от 11.01.2019, Малярова Е.Н. по доверенности от 23.10.2018;
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Литовка П.И. по доверенности от 09.01.2019 N 26-08, Михлик Е.А. по доверенности от 09.01.2019 N 32-08;
от Министерства здравоохранения Хабаровского края: Решетникова И.С. по доверенности от 10.01.2019 N 02.01-06-129;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска", Министерства здравоохранения Хабаровского края
на решение от 20.12.2018
по делу N А73-14214/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Сергой Д.Г.
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" Министерства здравоохранения Хабаровского края
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования
об оспаривании действий, акта проверки, требования
третьи лица Министерство здравоохранения Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "Хабаровская ССМП", ИНН 2723015436, ОГРН 1022701195329) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - ХК ФОМС, фонд) с требованиями о признании незаконными действий по проведению внеплановой тематической проверки в период с 09.07.2018 по 10.08.2018, о признании незаконным акта внеплановой тематической проверки от 10.08.2018 N 34т, о признании незаконным требования от 21.08.2018 N 05-2757/8 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов медицинского учреждения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - Минздрав Хабаровского края).
Решением суда от 20.12.2018 производство по делу в части требования о признании незаконным акта от 10.08.2018 N 34т внеплановой тематической проверки использования средств обязательного медицинского страхования прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, КГБУЗ "Хабаровская ССМП" и Минздрав Хабаровского края обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых указывают на нарушение судом как норм материального, так и процессуального права, просят решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе КГБУЗ "Хабаровская ССМП" выразило несогласие с прекращением производства по делу в части оспаривания акта проверки, поскольку он отвечает признакам ненормативного правового акта, в частности содержит вывод о нецелевом использовании средств фонда социального страхования, а также указание на возврат в бюджет ХК ФОМС суммы нецелевого использования и уплату штрафа, на его основании выставлено требование об уплате штрафа и возврате суммы. Считает, что судом необоснованно не принято во внимание нарушение фондом пунктов 5, 6, 23.2, 24 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями), внеплановая проверка проведена без должных оснований и причин, а акт проверки от 10.08.2018 N 34т вручен и.о. главного врача до его издания, что, по мнению медицинского учреждения, влечет недействительность результатов проверки. Кроме того, указывает на неверное толкование судом части 6 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), полагая, что установленный в норме перечень заболеваний и состояний касается только случаев оказания специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи. Настаивает на позиции, что в период, охваченный проверкой, медицинское учреждение оказывало скорую медицинскую помощь застрахованных лицам, в том числе при психических заболеваниях и расстройствах поведения, а не специализированную психиатрическую помощь.
Апелляционная жалоба Минздрава Хабаровского края содержит аналогичные доводы.
ХК ФОМС не согласился в отзыве на апелляционную жалобу с позицией заявителей, просил решение суда первой инстанции оставить в силе.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого требования и действий фонда по проведению внеплановой тематической проверки. Вместе с тем посчитал, что оспариваемый в рамках настоящего дела акт проверки территориального фонда обязательного медицинского страхования не обладает признаками ненормативного правового акта и не может быть обжалован в судебном порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Определением от 12.03.2019 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции в части требования о признании незаконным акта внеплановой тематической проверки от 10.08.2018 года N 34т.
С учетом пункта 12 части 2 статьи 34, части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8, подпунктов 9.4, 9.15, 9.19 пункта 9 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, подпункта 23.3 пункта 23, пункта 27 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями, проанализировав содержание указанного документа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемый акт проверки территориального фонда обязательного медицинского страхования является окончательным документом, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению и влекущие для учреждения юридические последствия, устанавливает, изменяет и отменяет права и обязанности, определенную меру ответственности и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению.
Судебная коллегия находит ошибочным вывод суда о том, что оспариваемый в рамках настоящего дела акт проверки территориального фонда обязательного медицинского страхования не обладает признаками ненормативного правового акта и не может быть обжалован в судебном порядке, установленном главой 24 АПК РФ. В этой связи основания для прекращения производства в указанной части у суда первой инстанции отсутствовали.
Из разъяснений, изложенных в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует, что если при рассмотрении апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции, в котором содержатся выводы в отношении части требований, рассмотренных по существу, а другие требования оставлены без рассмотрения или по ним прекращено производство, суд апелляционной инстанции установит, что имеются основания для отмены судебного акта в части оставления заявления без рассмотрения (прекращения производства), то он переходит к рассмотрению дела в этой части по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ.
Рассмотрев доводы апелляционных жалоб, направленных на несогласие с выводами суда о прекращении производства по делу, апелляционный суд с учетом субъектного состава сторон, а также исходя из предмета заявленных уточненных требований, приходит к тому, что судебное решение в данной части подлежит отмене с переходом рассмотрения по правилам первой инстанции.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов заявителей жалоб, заслушав пояснения участников спора, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
На основании приказа от 03.07.2018 N 133 ХК ФОМС проведена внеплановая тематическая проверка в КГБУЗ "Хабаровская ССМП" отдельных вопросов использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в период с 01.01.2016 по 30.06.2018.
По результатам проверки, проведенной с 09.07.2018 по 10.08.2018, составлен акт от 10.08.2018 N 34т, которым зафиксировано нецелевое использование организацией средств обязательного медицинского страхования на сумму 26 199 585,26 рубля. Указанный вывод мотивирован тем, что за счет указанных средств осуществлялось финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием медицинской помощи при психиатрических расстройствах и расстройствах поведения, не подлежащей оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
Совокупный размер неправомерно произведенных расходов за проверяемый период составил 26 199 585,26 рубля, в том числе за 2016 год - 9 846 557,61 рубля, за 2017 год - 9 574 458,32 рубля, за первое полугодие 2018 года - 6 778 569,33 рубля, из них за счет средств: 1) фонда оплаты труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, занимающих штатные должности (врач-психиатр; фельдшер выездной психиатрической бригады; санитар выездной психиатрической бригады), включенных в состав специализированной психиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи за проверяемый период в сумме 24 765 472,85 руб., в том числе за 2016 год - 9 265 662,17 рубля, за 2017 год - 9 015 197,04 рубля, за первое полугодие 2018 года - 6 484 613, 64 рубля (приложение N 1 к акту проверки от 10.08.2018 N 34т); 2) материальных запасов, затраченных на финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе: 2.1) горюче-смазочных материалов в сумме 1 425 738,25 рубля, в том числе за 2016 год - 579 312,37 рубля, за 2017 год - 555 199,77 рубля, за первое полугодие 2018 года - 291 226,11 рубля (приложения NN 2 - 8 к акту проверки от 10.08.2018 N 34т); 2.2) лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов в сумме 8 374,16 рубля, в том числе за 2016 год - 1 583,07 рубля, за 2017 год - 4 061,51 рубля, за первое полугодие 2018 года - 2 729,58 рубля.
Актом проверки учреждению предписано возвратить в бюджет ХК ФОМС сумму нецелевого использования средств в размере 26 199 585,26 рубля в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования об устранении выявленных нарушений и уплатить в бюджет ХКФОМС штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в размере 2 619 958,53 рубля.
21.08.2018 (исх. N 05-2757/8) в адрес медицинского учреждения направлено требование о возврате в течение 10 рабочих дней в бюджет Фонда использованных не по целевому назначению средств в размере 26 199 585, 26 рубля и уплате штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 2 619 658, 53 рубля.
Не согласившись с действиями по проведению проверки, актом проверки и требованием, медицинское учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ и части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проведение проверки и ревизии, осуществляет территориальный фонд (пункт 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ).
В части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Статьей 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1).
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в перечисленных в данной норме случаях.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Частью 11 данной статьи определено, что стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом о бюджете территориального фонда.
В части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указано, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 32 Закона N 323-ФЗ к одному из видов медицинской помощи отнесена скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.
Частью 1 статьи 83 Закона N 323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, и включенным в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовую программу обязательного медицинского страхования).
Таким образом, финансовое обеспечение скорой специализированной медицинской помощи, не включенной в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования, должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта.
Согласно разделам IV Федеральных (базовых) программ (постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", от 19.12.2016 N 1403 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", от 08.12.2017 N 1492 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
В разделах V вышеуказанных Федеральных (базовых) программ установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Разделами V действовавших в спорных периодах Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края (постановления Правительства Хабаровского края от 29.12.2016 N 504-пр, от 24.12.2015 N 467-пр, от 28.12.2017 N 545-пр) установлено, что в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования гражданам (застрахованным лицам) оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 4 настоящей Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с разделом 6 Территориальной программы, согласно которому за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 4 Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
За счет бюджетных ассигнований краевого бюджета осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в части медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Согласно акту внеплановой тематической проверки от 10.08.2018 N 34т и требованию от 21.08.2018 N 05-2757/8, заявителю вменяется в вину факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 26 199 585,26 рубля (в том числе за 2016 год - 9 846 557,61 рубля, за 2017 год - 9 574 458,32 рубля, за первое полугодие 2018 года - 6 778 569,33 рубля): использованных на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, занимающих штатные должности (врач-психиатр; фельдшер выездной психиатрической бригады; санитар выездной психиатрической бригады), включенных в состав специализированной психиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи; затраченных на оплату материальных запасов (горюче-смазочных материалов, лекарственных препаратов, медицинских изделий), связанных с оказанием медицинской помощи застрахованным лицам при психических расстройствах и расстройствах поведения.
С учетом части 3 статьи 83 Закона N 323-ФЗ, положений вышеуказанных Базовых и Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансовое обеспечение скорой специализированной медицинской помощи, не включенной в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования, должно осуществляться за счет средств бюджета Хабаровского края.
Поскольку расходы на оказание скорой специализированной медицинской помощи психиатрическими бригадами при заболеваниях, не включенных в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования, осуществлялись КГБУЗ "Хабаровская ССМП" за счет средств обязательного медицинского страхования, следует признать верным вывод суда первой инстанции, согласившегося с фондом, об использовании в спорные периоды (2016, 2017 годы и первое полугодие 2018 года) медицинским учреждением средств обязательного медицинского страхования с нарушением порядка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности выданного обществу требования от 21.08.2018 N 05-2757/8 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа с учетом доказанности факта нецелевого использования заявителем средств фонда обязательного медицинского страхования.
Довод КГБУЗ "Хабаровская ССМП" о том, что установленный частью 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ перечень заболеваний и состояний относится исключительно к случаям оказания специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании и применении указанной нормы.
Доводы Минздрава Хабаровского края и медицинского учреждения о том, что последним оказывалась застрахованным лицам только скорая медицинская помощь, в том числе при психических заболеваниях и расстройствах поведения, а не специализированная психиатрическая помощь, не имеет правового значения, поскольку согласно пункту 3 части 2 статьи 32, частям 1, 2 статьи 35 Закона N 323-ФЗ одним из видов медицинской помощи является скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь, которая оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
Кроме того, согласно имеющейся у КГБУЗ "Хабаровская ССМП" лицензии на осуществление медицинской деятельности серии ЛО-27 N 0003186, учреждение здравоохранения при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи организует и выполняет работы (услуги), в частности при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи по психиатрии.
Иные доводы жалобы Минздрава Хабаровского края со ссылкой нормативно-правовую базу относительно того, что спорный объем оказанной психиатрической медицинской помощи застрахованным лицам следует признать услугами, оказанными в системе обязательного медицинского страхования, апелляционной коллегией признаются несостоятельными, поскольку сводятся к иному чем у суда толкованию норм приведенного выше законодательства и оценке фактических обстоятельств дела.
Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрел, в частности, что объем гарантированного бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования определяется путем принятии территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, а также установил порядок организации и гарантии финансового обеспечения бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с указанными программами.
Одной из таких гарантий, обеспечивающих как строго целевое использование средств обязательного медицинского страхования, так и учет прав и интересов его участников - страховых медицинских организаций и медицинских организаций, выступает установление тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с определенной Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" структурой тарифа, которая включает в себя перечень расходов медицинских организаций, которые они несут в связи с оказанием медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (статья 30 и часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Судебная коллегия отклоняет довод о нарушении фондом пунктов 5, 6 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями, выразившемся, по мнению медицинского учреждения, в проведении внеплановой проверки без должных оснований и причин.
Согласно пункту 5 Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими учреждениями, территориальным фондом могут быть проведены внеплановые проверки. Внеплановые проверки использования средств обязательного медицинского страхования проводятся по решению директора территориального фонда на основании, в том числе обращений в адрес территориального фонда Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд), в связи с проведением Федеральным фондом проверок соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании на территории субъекта Российской Федерации и использования средств обязательного медицинского страхования участниками обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 6 Положения основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, проверяемый период, руководителя и состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки.
Материалами дела подтверждается, что на основании приказа от 18.06.2018 N 116 (с учетом приказа от 22.06.2018 N 120) Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в период с 25.06.2018 по 29.06.2018 проведена внеплановая проверка ХК ФОМС и участников системы обязательного медицинского страхования по отдельным вопросам, в том числе КГБУЗ "Хабаровская ССМП".
По результатам проверки в отношении ХК ФОМС составлен акт от 29.06.2018, в котором зафиксировано нарушение КГБУЗ "Хабаровская ССМП" пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ в период 2016-2017 годы, выразившееся в использовании средств обязательного медицинского страхования при оказании медицинской помощи застрахованным лицам при психических расстройствах и расстройствах поведения, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, то есть на цели, не соответствующие условиям их получения.
В акте указано на необходимость территориальному фонду дополнительно провести проверку указанного медицинского учреждения, в том числе с целью оценки иных направлений расходов, осуществленных с целью финансового обеспечения медицинской помощи при психических расстройства и расстройствах поведения с последующим определением меры ответственности медицинской организации.
В отношении КГБУЗ "Хабаровская ССМП" также проведена проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования, результаты которой отражены в справке от 28.06.2018 и зафиксировано аналогичное нарушение медицинской организацией пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ.
Таким образом, ХК ФОМС на законных основаниях проведена внеплановая тематическая проверка отдельных вопросов использования КГБУЗ "Хабаровская ССМП" средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в период с 01.01.2016 по 30.06.2018 на основании приказа руководителя фонда от 03.07.2018 N 133.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод медицинского учреждения, повторно заявленный в апелляционной жалобе, о нарушении порядка вручения акта проверки.
С учетом соблюдения фондом пунктов 5, 6, 23.2, 24 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями, оснований для признания оспариваемых медицинским учреждением действий и результатов проверки, оформленных соответствующим актом, не имеется.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого решения в части признания законными действий по проведению внеплановой тематической проверки и требования от 21.08.2018 N 05-2757/8 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа, а также для удовлетворения требования о признании незаконным акта внеплановой тематической проверки от 10.08.2018 года N 34т.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 104 АПК РФ КГБУЗ "Хабаровская ССМП" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.12.2018 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-14214/2018 по апелляционным жалобам Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" Министерства здравоохранения Хабаровского края, Министерства здравоохранения Хабаровского края в части признания незаконными действий Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования по проведению внеплановой тематической проверки в период с 09.07.2018 по 10.08.2018, признания незаконным требования от 21.08.2018 N 05-2757/8 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате оставить без изменения.
Решение от 20.12.2018 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-14214/2018 в части прекращения производства по делу по требованию о признании незаконным акта от 10.08.2018 года N 34т внеплановой тематической проверки отменить, в удовлетворения требования отказать.
Возвратить Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" Министерства здравоохранения Хабаровского края из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 27.12.2018 N 704142 за рассмотрение апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.