город Томск |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А27-26563/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А. С. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) (N 07АП-3804/2019) на решение от 06.03.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26563/2018 (судья Конкина И. В.) по заявлению акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 2" (109089, г.Москва, ул. Угрешская, д. 2 строение 149, ОГРН 1117746294126, ИНН 7708737517) в лице Вагонного ремонтного депо Новокузнецк - Сортировочный - обособленного структурного подразделения АО "ВРК-2" к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N11) (654006, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, д. 18, ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) о признании недействительным решения N 6555н/с от 07.11.2018.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Зеленин А. С. по дов. от 28.07.2018,
от заинтересованного лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Вагонная ремонтная компания - 2", г. Москва (ОГРН 1117746294126, ИНН 7708737517) в лице Вагонного ремонтного депо Новокузнецк - Сортировочный - обособленного структурного подразделения АО "ВРК-2" (далее - заявитель, ВЧДр Новокузнецк-Сортировочный) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 11 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 6555 н/с от 07.11.2018.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.03.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что главным признаком, позволяющим отнести осуществляемую страхователем деятельность к одному из видов для целей классификации по ОКВЭД, является конечная цель ее осуществления, при этом конечной целью деятельности обособленного подразделения являются услуги по ремонту подвижного состава (ремонт изделий, машин и оборудования), что соответствует ОКВЭД 30.20.9.
ВЧДр Новокузнецк-Сортировочный в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) РФ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Фонд явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей Фонда.
Представитель ВЧДр Новокузнецк-Сортировочный в судебном заседании доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в период с 05.09.2018 по 05.10.2018 Фондом была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС РФ в отношении страхователя АО "Вагонная ремонтная компания - 2", ИНН 7708737517, КПП 772301001 (далее - AO "ВРК-2", заявитель) по месту нахождения Вагонного ремонтного депо Новокузнецк-Сортировочный - обособленного структурного подразделения АО "ВРК-2", ИНН 7708737517, КПП 425345001, находящегося по адресу: 654004, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. 375 км, д. 8а.
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки N 6555 н/с от 05.10.2018 и принято решение N 6555 н/с от 07.11.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Оспариваемым решением АО "ВРК-2" привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
Фондом произведено доначисление страховых взносов по страховому тарифу 4,18%, в связи с чем у страхователя образовалась недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за полугодие 2018 года в размере 1 546 721,51 руб.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления страховых взносов по страховому тарифу 4,18% за полугодие 2018 года послужило неверное определение страхователем АО "ВРК-2" по месту нахождения ВЧДр Новокузнецк Сортировочный основного вида экономической деятельности по ОКВЭД. Так, страхователь АО "ВРК-2" по месту нахождения ВЧДр НовокузнецкСортировочный представил заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2017 год, указав код ОКВЭД 52.21.1 "Деятельность вспомогательная, связанная с железнодорожным транспортом", которому соответствует размер страхового тарифа 0,41%, установленный для 3 класса профессионального риска, и указав в справке подтверждении доход по данному виду экономической деятельности 273 457 руб. (доля дохода от данного вида экономической деятельности 100%). Однако, по мнению Фонда, ВЧДр Новокузнецк-Сортировочный в 2017 году осуществлял деятельность по коду ОКВЭД 30.20.9 "Представление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава", которому соответствует размер страхового тарифа 4,1%, а с учетом установленной надбавки 2% на 2018 год - 4,18%.
Заявитель, считая решения Фонда незаконным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 17 указанного закона страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
На основании статей 21 и 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены "Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" (далее - Правила N 713).
Виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска.
Согласно пункту 7 Правил N 713 самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
На основании пункта 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
В силу пункта 2 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (далее - Порядок), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности (пункт 12 Правил N 713, пункт 10 Порядка).
Согласно пункту 13 Правил N 713, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности (пункт 13).
Пункт 5 Порядка устанавливает, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Вид осуществляемой организацией деятельности для установления класса профессионального риска не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного юридического лица, в частности на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку в ЕГРЮЛ указываются те виды деятельности, которыми в соответствии с учредительными документами юридическое лицо может заниматься, однако сам по себе факт перечисления возможных к осуществлению видов деятельности в ЕГРЮЛ не является доказательством осуществления лицом данного вида деятельности в действительности.
Данный вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 июля 2011 года N 14943/10, определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2016 N 305-КГ16-17307 по делу N А40-252111/2015, определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 по делу N А76-21618/2017.
Из материалов дела следует, что Фонд определил заявителю класс профессионального риска по виду экономической деятельности - услуги от ремонта подвижного состава (ремонт изделий, машин и оборудования), что соответствует коду ОКВЭД 30.20.9 "Представление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава", которому соответствует размер страхового тарифа 4,1%, а с учетом надбавки 2 % на 2018 год - 4,18%.
При этом Фондом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность сделанного вывода, вместе с тем соответствующее обоснование законности своего решения должен представить орган, чьи действия обжалуются.
В то же время судом установлено, что АО "ВРК-2", наряду с АО "ВРК-1" и АО "ВРК-3", является дочерним обществом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), входит в группу компаний ОАО "РЖД" и относится к сфере деятельности группы компаний ОАО "РЖД" - "оказание услуг по ремонту и текущему обслуживанию железнодорожного состава".
Основным видом деятельности ОАО "РЖД", согласно сведениям из ЕГРЮЛ, является код ОКВЭД 49.10 "Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки", также ОАО "РЖД" осуществляет деятельность по коду ОКВЭД 49.20 "Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки". Данные коды ОКВЭД относятся к разделу Н "Транспортировка и хранение", классу 49 - "Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта". Из вышеизложенного следует, что деятельность АО "ВРК-2" представляет собой подсобно-вспомогательную деятельность железнодорожного транспорта, которой соответствует код ОКВЭД 52.21.1 "Деятельность вспомогательная, связанная с железнодорожным транспортом".
АО "ВРК-2" осуществляет свою деятельность на основании Устава. Пунктом 3.2 Устава АО "ВРК-2" предусмотрен перечень видов деятельности общества, в том числе, подпункт 3.2.1: оказание услуг по проведению плановых (деповского и капитального, в том числе с продлением срока службы) и текущего ремонтов, технического обслуживания железнодорожного подвижного состава.
Основным видом экономической деятельности АО "ВРК-2", согласно сведениям из ЕГРЮЛ, является "Прочая вспомогательная деятельность, связанная с железнодорожным транспортом" код ОКВЭД - 52.21.1.
По итогам 2017 года АО "ВРК-2" был установлен и зарегистрирован в ИФНС N 46 по г. Москве 27.03.2018 в качестве основного вида экономической деятельности код - 52.21.1 "Деятельность вспомогательная, связанная с железнодорожным транспортом".
В апреле 2018 года и в обособленных структурных подразделениях АО "ВРК-2", включая ВЧДр Новокузнецк-Сортировочный АО "ВРК-2", был изменен основной вид экономической деятельности (на код - 52.21.1). В связи с чем в отношении АО "ВРК-2", как юридического лица, Филиалом N 38 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с января 2018 года установлен размер страховых взносов, соответствующий заявленному по месту нахождения АО "ВРК-2" коду ОКВЭД 52.21.1.
Указанный вид деятельности на протяжении всего периода 2017 года в качестве дополнительного вида экономической деятельности (код - 52.21.1) был установлен как в АО "ВРК-2", так и во всех его обособленных структурных подразделениях, в том числе в ВЧДр Новокузнецк-Сортировочный.
Как верно отмечено судом первой инстанции, сам факт отнесения в предшествующем проверке периоде деятельности к иному основному коду ОКВЭД не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
В соответствии с Положением о ВЧДр Новокузнецк-Сортировочный, данное депо является структурным обособленным подразделением АО "ВРК- 2". К основным задачам ВЧДр Новокузнецк-Сортировочный отнесено выполнение программ деповского, капитального и текущего ремонтов грузовых вагонов, модернизация вагонов, ремонт колесных пар (текущий и средний), капитальный ремонт колесных пар со сменой элементов, ремонт и изготовление запасных частей и деталей грузовых вагонов, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Как следует из представленных в рамках проверки документов (оборотно-сальдовой ведомости за 2017 год и статистической отчетности за 2017 год), в 2017 году весь доход в размере 273 457,00 тыс. руб. был получен ВЧДр Новокузнецк-Сортировочный от деятельности по оказанию услуг ремонта и текущего обслуживания подвижного состава (ремонт изделий, машин и оборудования). Соответственно, доходы ВЧДр Новокузнецк-Сортировочный, как обособленного структурного подразделения АО "ВРК - 2", состояли и состоят из технического обслуживания грузовых вагонов, в систему которого входят различные виды ремонта вагонов, такие как капитальный ремонт, деповской ремонт, текущий ремонт, что соответствует виду экономической деятельности по коду ОКВЭД 52.21.1.
Соответственно, Фондом в оспариваемом решении ошибочно определен вид экономической деятельности ВЧДр Новокузнецк-Сортировочный по коду ОКВЭД 30.20.9, поскольку применение отдельно взятого кода вида экономической деятельности в пределах определенной группировки, без учета раздела, класса и подкласса ОКВЭД, нарушает методы классификации и кодирования, закрепленные в классификаторе, в связи с чем отсутствует возможность отнесения осуществляемой депо экономической деятельности к разделу С "Обрабатывающее производство", классу 30 "Производство прочих транспортных средств и оборудования", подклассу 30.2 "Производство железнодорожных составов и локомотивов", так как АО "ВРК-2" в лице структурного подразделения ВЧДр Новокузнецк-Сортировочный не занималось и не занимается производством какой-либо продукции, в частности, железнодорожных составов и локомотивов.
При указанных обстоятельствах, страхователь АО "ВРК-2" по месту нахождения ВЧДр Новокузнецк-Сортировочный правомерно в 2018 году исчисляет и уплачивает страховые взносы исходя из страховой ставки, установленной для 3 класса профессионального риска, который соответствует виду экономической деятельности по коду ОКВЭД 52.21.1.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Фонда нарушает законные права и интересы страхователя, в связи с чем правомерно признано недействительным.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.03.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26563/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N11) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.