Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июля 2019 г. N Ф03-3118/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А24-1527/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Арбитражного управляющего Бочарова Дениса Георгиевича,
апелляционное производство N 05АП-2859/2019
на решение от 07.04.2019
судьи Сакуна А.М.
по делу N А24-1527/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению арбитражного (финансового) управляющего Бочарова Дениса Георгиевича
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю (ИНН 4101123158, ОГРН 1084101001852)
о признании незаконным отказа в предоставлении информации, оформленном письмом от 30.01.2019 N 8/1-713;
при участии:
лца, участвующие в деле не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный (финансовый) управляющий Бочаров Денис Георгиевич (далее - заявитель, финансовый управляющий) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю (далее - заинтересованное лицо, УМВД России по Камчатскому краю, Управление) о признании незаконным отказа в предоставлении информации, оформленном письмом от 30.01.2019 N 8/1-713, выразившегося в непредставление сведений о наличии или отсутствии судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики, а также о привлечении к административной ответственности.
Решением суда от 07.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, арбитражный управляющий обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
В доводах апелляционной жалобы указывает, что действия заявителя при направлении запроса в Управление об истребовании сведений о судимости должника, направлены на защиту прав и законных интересов кредиторов. Законодательство не ограничивает арбитражного управляющего в объеме запрашиваемой информации.
Через канцелярию суда от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщается к материалам дела.
Управление решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.
От Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Камчатского края от 22.11.2018 по делу N А24-4935/2018 о несостоятельности (банкротстве) гражданина Фурсова Антона Александровича в отношении последнего введена процедура реструктуризации долгов.
Финансовым управляющим имуществом должника утвержден арбитражный управляющий Бочаров Денис Георгиевич.
15.01.2019 финансовый управляющий Бочаров Денис Георгиевич обратился в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю с запросом в отношении гражданина Фурсова Антона Александровича о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики, а также сведения о привлечении к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, либо за фиктивное или преднамеренное банкротство.
30.01.2019 Управление возвратило финансовому управляющему вышеуказанный запрос без исполнения.
Посчитав указанное действие незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Камчатского края с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Абзацем 7 пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона N 127-ФЗ) арбитражному управляющему предоставлено право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Пунктом 2 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ установлена обязанность арбитражного управляющего принимать меры по защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц, выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
Согласно абзаца 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ, арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьями 23 и 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, кроме того, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, за исключением случаев прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.
Право полиции осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации формирование и ведение банков данных и обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах установлено пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона N 3-ФЗ, полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно статье 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, граждане могут самостоятельно в отношении себя получать справки о наличии (отсутствии) судимостей и (или) факта уголовного преследования или уполномочить данным правом доверенное лицо.
Так, согласно пункту 2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 (Административный регламент) заявителями являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства либо их уполномоченные представители.
В соответствии с пунктом 2.1 заявителями также могут быть государственные или муниципальные органы, имеющие право на обработку персональных данных о судимости в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, такими полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с другими органами исполнительной власти при предоставлении государственных услуг.
Как верно указано судом первой инстанции и следует из материалов дела, финансовый управляющий Бочаров Денис Георгиевич обратился в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю с запросом в отношении гражданина Фурсова Антона Александровича о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики, а также сведения о привлечении к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, либо за фиктивное или преднамеренное банкротство.
Пунктом 10 статьи 213.9 Закона N 127-ФЗ закреплено, что сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что финансовый управляющий в силу прямого указания Закона N 127-ФЗ о банкротстве обладает правом на обращение в государственные органы, с запросом о предоставлении информации и документов, касающихся имущества должника.
Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну и полученные финансовым управляющим при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, положения Закона N 127-ФЗ не наделяют финансового управляющего правом на получение информации о частной жизни граждан, содержащейся в базах данных полиции, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый отказ соответствующим закону.
Кроме того, заявитель не обосновал, каким образом получение им запрошенных сведений будет способствовать достижению целей процедуры реструктуризации долгов в отношении гражданина Фурсова А.А., тогда как положения Закона N 127-ФЗ связывают право финансового управляющего на получение указанной в законе информации исключительно с необходимостью достижения целей указанной процедуры.
Аргументы апелляционной жалобы финансового управляющего о наличии у него безусловного права на получение запрошенных сведений, со ссылкой на положения пункта 1 статьи 20.3 и пункта 3 статьи 232 Закона N 127-ФЗ, указанный выше вывод об отсутствии у финансового управляющего в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность органов внутренних дел, права на непосредственное обращение к оперативно-справочным учетам УМВД России по Камчатскому краю, не опровергает.
Делая вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что из материалов дела не усматривается наличия необходимой составляющей, которая в силу требований статьей 198, 201 АПК является обязательной для признания незаконным оспариваемого решения управления об отказе в предоставлении сведений, - нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Следует отметить, что предусмотренная частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность органа или должностного лица, принявшего оспариваемое решение, по доказыванию соответствия такого решения закону или иному нормативному правовому акту, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым решением данного должностного лица или органа.
Вместе с тем, считая незаконным отказ УМВД России по Камчатскому краю в предоставлении испрашиваемых сведений, финансовый управляющий не доказал суду, каким образом он нарушает его законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, какие иные препятствия созданы для осуществления такой деятельности или какие на него возложены незаконные обязательства.
Отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя в силу статьи 4, части 1 статьи 198, части 3 статьи 201 АПК РФ является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что Управление, отказав в предоставлении испрашиваемых сведений, нарушило право финансового управляющего на получение соответствующей информации, что в свою очередь повлекло невозможность исполнения последним своих полномочий в интересах кредиторов.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, заявитель имеет возможность получить соответствующие сведения путем заявления ходатайства об истребовании необходимых доказательств в рамках дела о банкротстве Фурсова А.А. в соответствии со статьей 66 АПК РФ.
Таким образом, отсутствие в деле доказательств нарушения прав заявителя оспариваемым решением об отказе в предоставлении сведений, содержащихся в банках данных полиции, свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 07.04.2019 по делу N А24-1527/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить арбитражному управляющему Бочарову Денису Георгиевичу 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 77 от 12.04.2019.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.