г. Ессентуки |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А63-12423/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (ОГРН 1122651017477, ИНН 2609800350) - Корячкова Ю.А. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления архитектуры и градостроительства администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1152651012690, ИНН 2618021543), третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора СППК "Дельта", администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края, министерство сельского хозяйства ставропольского края, муниципальное образование Новоблагодарненского сельсовета Предгорного муниципального района Ставропольского края надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры и градостроительства администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2019 по делу N А63-12423/2018 (судья Навакова И.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - заявитель, общество) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края к управлению архитектуры и градостроительства администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее - заинтересованное лицо, управление) с заявлением, в котором изложены следующие требования:
- признать незаконным отказ управления архитектуры и градостроительства администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края в предоставлении обществу муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 26:29:040516:12, общей площадью 21 200 +/- 1 274 кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, п. Золушка, садовая бригада N 3 ООО "Росинка" в границах Новоблагодарненского сельского совета;
- обязать управление оказать обществу муниципальную услугу по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 26:29:040516:12, общей площадью 21 200 +/- 1 274 кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, п. Золушка, садовая бригада N 3 ООО "Росинка" в границах Новоблагодарненского сельского совета.
Дело рассмотрено участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, сельскохозяйственный перерабатывающий потребительский кооператив "Дельта", администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края, министерство сельского хозяйства Ставропольского края, муниципальное образование Новоблагодарненского сельсовета Предгорного муниципального района Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2019 требования удовлетворены, суд признал незаконным уведомление управления об отказе в подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана от 19.06.2018 N 672/01-19. Обязал управление устранить допущенное нарушение прав общества путем подготовки, утверждении и выдачи градостроительного плана. С управления в пользу общества взыскано 3000 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован тем, что у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 26:29:040516:12 в соответствии со статьями 43, 45, 46, 48, 50, 51, 52, 53 ГрК РФ градостроительный план является документом, обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка. Суд пришел к выводу, что при обращении за выдачей градостроительного плана обществом представлены все необходимые документы в соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает, что отказ в предоставлении муниципальной услуги выдан в соответствии с требованиями статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой в градостроительном плане должна содержаться информация, в том числе, о границах зоны планируемого разрешения объекта капитального строительства, в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, на которой расположен земельный участок. Вместе с тем, согласно действующим на дату обращения с заявлением Правилам землепользования и застройки муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета, на территорию, на которой размещен спорный земельный участок территориальная зона, не определена. Вид разрешенного использования участка не отвечает требованиям Приказа Минэконом развития от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить судебный акт без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 26:29:040516:12, площадью 21 200 +/- 1 274 кв.м., расположенного установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 2,170 км от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, г. Ессентуки, п. Золотушка, садовая бригада N 3 ООО "Росинка", в границах Новоблагодарненского сельсовета. Право собственности зарегистрировано 07.02.2018 N 26:29:040516:12-26/005/2018-2.
Между министерством сельского хозяйства Ставропольского края и обществом на основании положения заключено соглашение от 23.06.2017 (исх. N 31/17), в соответствии с которым обществу предоставлен гранд на развитие материально-технической базы в размере 26 650 500 рублей.
01 марта 2018 года между СППК "Дельта" (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен договор на выполнение строительных работ N 000000000082179280002/1, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить строительные работы на объекте заказчика в соответствии с разработанной проектно-технической и сметной документацией, утвержденной заказчиком (п. 2.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.4 подрядчик обязуется получать все необходимые документы для осуществления строительных работ, предусмотренных пунктом 2.1 договора.
На основании заявления от 05.06.2018 общество обратилось в МКУ "МФЦ в Предгорном районе Ставропольского края" за предоставлением услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 26:29:040516:12, общей площадью 21 200 +/- 1 274 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, п. Золотушка, садовая бригада N 3 ООО "Росинка" в границах Новоблагодарненского сельсовета.
Уведомлением от 19.06.2018 (исх. N 672/01-19) управлением архитектуры и градостроительства администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края отказано в подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 26:29:040516:12 на основании несоответствия представленных документов действующему законодательству. В обоснование указано, что согласно статье 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в градостроительном плане должна содержаться информация, в том числе, о границах зоны планируемого разрешения объекта капитального строительства, в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, на которой расположен земельный участок. Вместе с тем, согласно действующим на дату обращения с заявлением Правилам землепользования и застройки муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета, на территорию, на которой размещен спорный земельный участок территориальная зона, не определена. Дополнительно указано, что вид разрешенного участка не отвечает требованиям Приказа Минэконом развития от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Считая отказ управления архитектуры и градостроительства незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ указано, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
Градостроительная деятельность, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 1 ГрК РФ).
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, является Градостроительный кодекс.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Частью 1 статьи 46 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 Гр К РФ).
Согласно части 3 статьи 57.3 ГрК РФ В градостроительном плане земельного участка содержится информация: о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии); о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории; о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; о границах публичных сервитутов; о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок; о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения; о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов; о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа; о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории; о красных линиях.
В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр (часть 5 статьи 57.3 ГрК РФ).
Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы (часть 6 статьи 57.3 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также в случае, предусмотренном частью 6 статьи 18 Кодекса.
Частью 10 статьи 45 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Особенности утверждения документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются частью 13 статьей 46 Кодекса.
Таким образом, изложенные нормы предусматривают обязанность органа местного самоуправления обеспечить подготовку, утверждение и выдачу градостроительного плана по заявлению обратившегося лица на основании названных в частях 5 и 10 указанной статьи документов.
Указание на то, что выдача градостроительного плана осуществляется на основании документации по планировке территории, не исключает действие изложенных выше норм ГрК РФ.
Градостроительным кодексом Российской Федерации основания для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края 29.05.2017 N 695, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения муниципальной услуги, которые заявитель или его доверенное лицо предоставляет в управление или МФЦ: заявление о подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, в заявлении указываются фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика для индивидуальных предпринимателей; копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического и юридического лица; подлинник или нотариально заверенная копия документа удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); подлинник или надлежащим образом заверенная копия правоустанавливающего документа на земельный участок, право на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
Среди перечисленных документов отсутствует документация по территориальному планированию.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что при обращении за выдачей градостроительного плана обществом представлены все необходимые документы в соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента.
В силу частей 1, 2 статьи 44 ГрК РФ на земельные участки, предназначенные для строительства объекта, требуется подготовка градостроительного плана, которая осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Таким образом, у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 26:29:040516:12 в соответствии со статьями 43, 45, 46, 48, 50, 51, 52, 53 ГрК РФ градостроительный план является документом, обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.
С учетом указанных обстоятельств в совокупности суд приходит к выводу, что на дату вынесения решения об отказе в подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана, все документы, предусмотренные законодательством, представлены обществом в полном объеме, оснований, предусмотренных статьей 57.3 ГрК РФ и административным регламентом, для отказа, не имелось.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, учитывая, что заявителем при обращении в орган местного самоуправления за выдачей градостроительного плана представлены все документы, предусмотренные Административным регламентом, суды приходит к выводу о том, что отказ администрации, изложенный в оспариваемом отказе от 19.06.2018 N 672/01-19, противоречит действующему законодательству и нарушает права и интересы предпринимателя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным отказ управления в подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана и правомерно возложил на нее обязанность совершить указанные действия.
Примененный судом порядок распределения судебных расходов соответствует правилам статьи 110 АПК РФ.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме и надлежаще оценены.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2019 по делу N А63-12423/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.