г. Пермь |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А50-1168/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Дюкина В.Ю., Поляковой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Балдиной А.С.,
при участии:
от заявителя: Касеев Н.М. (паспорт, директор);
от ответчика, Федерального агентства по управлению государственным имуществом: Красноперов Д.С. (паспорт, доверенность от 21.01.2019);
от ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: Красноперов Д.С. (паспорт, доверенность от 21.01.2019);
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 марта 2019 года,
принятое судьей Е.И. Гуляевой
по делу N А50-1168/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Красава" (ОГРН 1085905005295, ИНН 5905262890)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
о признании решения незаконным, устранении допущенных нарушений прав,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Красава" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - ТУ Росимущества в Пермском крае), выразившегося в нерассмотрении заявлений от 05.07.2017 N N 284, 285 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4613916:11, 59:01:4613920:9, признании незаконным решения ТУ Росимущества в Пермском крае, оформленного письмом от 28.12.2018 N 03-19-11934, об отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:727, об устранении нарушения прав заявителя путем возложения на Росимущество, ТУ Росимущества в Пермском крае обязанности рассмотреть указанные заявления и совершить одно из действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4613916:11, 59:01:4613920:9), подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:727 (дело N А50-33322/2018).
Решением от 25.01.2019 по указанному делу выделено в отдельное производство требование заявителя о признании незаконным решения ТУ Росимущества в Пермском крае, оформленного письмом от 28.12.2018 N 03-19-11934, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:727 (настоящее дело N А50-1168/2019).
Решением арбитражного суда от 01.03.2019 (резолютивная часть от 25.02.2019) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение ТУ Росимущества в Пермском крае, оформленное письмом от 28.12.2018 N 03-19-11934, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:727, на ТУ Росимущества в Пермском крае возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решение суда от 01.03.2019 обжаловано ответчиком, ТУ Росимущества в Пермском крае, в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что представленные заявителем документы были направлены для принятия решения в Росимущество. Согласно ответу Росимущества от 07.12.2018 N ДС-10/41282 в отношении спорного земельного участка проводятся мероприятия. Ответчик указывает, что решение о распоряжении земельным участком площадью более 10 га может быть принято исключительно по распоряжению Росимущества. Росимущество не выразило согласие на предоставление земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:727 в собственность. Также указывает, что заключение ООО "Гео-Лайн" об отсутствии на земельном участке водного объекта не является допустимым и достоверным доказательством. Ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу указывает, что ТУ Росимущества в Пермском крае является уполномоченным органом на предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность. Решение в установленный законом срок принято не было, отсутствие информации о надлежащем фактическом использовании земельным участком является следствием бездействия ТУ Росимущества в Пермском крае. Доказательств нахождения на испрашиваемом земельном участке водного объекта не представлено. После принятия решение судом первой инстанции в адрес заявителя поступил акт проверки фактического использования, свидетельствующий о надлежащем использовании земельного участка.
Судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщены дополнительные доказательства, приложенные к отзыву на апелляционную жалобу, на основании части 2 статьи 268 АПК РФ, поскольку эти доказательства представлены для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 АПК РФ.
Представитель ответчиков в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 59:32:3410001:727 площадью 126671 кв.м учтен в государственном кадастре недвижимости 27.08.2006. Участок образован из земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:385; категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение - установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - Пермский край, Пермский район, с/п Кондратовское, д. Кондратово. Участок является собственностью Российской Федерации, право собственности зарегистрировано в ЕГРН 18.10.2006.
На основании договора аренды N 02445 от 01.11.2012, договора купли-продажи предприятия должника от 10.04.2015, дополнительного соглашения к нему, передаточного акта от 30.04.2015 заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:727.
05.07.2018 заявитель обратился в ТУ Росимущества в Пермском крае с заявлением о принятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:727 в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Письмом от 28.12.2018 N 03-19-11934 ТУ Росимущества в Пермском крае сообщило заявителю об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:727 по причине нахождения по сведениям публичной кадастровой карты на этом участке части водного объекта и ограничения земельного участка в обороте.
Указанный отказ послужил основанием обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Оборот земельных участков в силу статьи 27 ЗК РФ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (статья 39.3 ЗК РФ).
В пункте 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ также определено, что без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Материалами дела подтверждается наличие у заявителя права пользования земельным участком, так с момента заключения договора аренды прошло более трех лет; земельный участок находятся в пределах населенного пункта и имеет сельскохозяйственное целевое использование; нарушений законодательства арендатором при использовании земельного участка не выявлено; заявление подано до истечения срока действия договора (31.10.2022).
Таким образом, заявитель имеет право на выкуп земельного участка в собственность за плату.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 6 статьи 39.16 и абзацу второму пункта 2 статьи 27 ЗК РФ изъятый из оборота или ограниченный в обороте земельный участок не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Отказ в представлении земельного участка в собственность мотивирован ответчиком тем, что испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте, на земельном участке расположена часть водного объекта.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для отказа в передаче земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ объективных доказательств, подтверждающих факт нахождения в границах испрашиваемого земельного участка водного объекта, ответчиком не представлено.
Заявителем напротив представлено заключение ООО "Гео-Лайн" от 11.02.2019, в котором указано, что в ходе визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером N 59:32:3410001:727 установлено, что в границах участка отсутствуют водные объекты; около западной границы земельного участка выявлена насыпь почвенного или торфяного грунта, большая часть которой расположена на смежных земельных участках, которая на космических снимках публичной кадастровой карты отображается как темное пятно.
Ссылка ТУ Росимущества в Пермском крае на то, что заключение ООО "Гео-Лайн" об отсутствии на земельном участке водного объекта не является допустимым и достоверным доказательством, признается несостоятельной, поскольку проведение обследования в отсутствие представителей ответчика и вне рамок назначенной судом экспертизы не лишает представленного заключения доказательственного значения, при этом иного ответчиком не доказано и из материалов дела не следует.
Поскольку отказ ответчика в предоставлении земельного участка в собственность нарушает права и законные интересы заявителя на реализацию исключительного права на выкуп земельного участка, вывод суда первой инстанции о несоответствии решения ответчика закону является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ТУ Росимущества в Пермском крае не наделено полномочиями по принятию решений о распоряжении земельными участками площадью, превышающей 10 га, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ).
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений
На основании пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В пункте 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В силу пункта 4.1.20 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Согласно пункту 4.2.27 указанного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Нормы Типового положения и Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие объем полномочий Территориального управления как исполнительного органа государственной власти, опровергают доводы ответчика об отсутствии у него полномочий по распоряжению земельными участками, площадь которых превышает 10 гектаров.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение законного решения в установленный срок.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием отмены или изменения судебного акта, не установлено. Решение суда от 01.03.2019 отмене не подлежит.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 марта 2019 года по делу N А50-1168/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.