г. Пермь |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А50-1185/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Искра" - Буравлева М.С., удостоверение, доверенность от 14.12.2018;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 19 февраля 2019 года
по делу N А50-1185/2019,
принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Искра" (ОГРН 1155958025310, ИНН 5947000463)
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (ОГРН 1025901364411, ИНН 5906002581)
о признанным незаконным отказа в предоставлении субсидии, выраженного в приказе от 06.12.2018 N СЭД-25-01.1-02-330,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Искра" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признанным незаконным отказа в предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в целях возмещения части затрат на приобретение дизельного топлива для проведения комплекса агротехнологических работ в 2018 году, изложенного в пункте 3 перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидий в 2018 году, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 06.12.2018 N СЭД-25-01.1-02-330 (далее - приказ от 06.12.2018 N СЭД-25-01.1-02-330).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.02.2019 заявленные требования удовлетворены. Отказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края в предоставлении ООО "Искра" субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в целях возмещения части затрат на приобретение дизельного топлива для проведения комплекса агротехнологических работ в 2018 году, изложенный в пункте 3 перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидий в 2018 году, утвержденного приказом от 06.12.2018 N СЭД-25-01.1-02-330, признан незаконным как несоответствующий бюджетному законодательству. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Министерства в пользу общества взысканы судебные расходы в виде госпошлины по заявлению в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Министерство считает, что решение принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, заявитель жалобы отмечает, что и федеральным, и региональным законодательством установлены императивные правила предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий с целью финансовой помощи при условии, что денежные средства, которые будут предоставлены сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидий, в действительности были потрачены ими. Между тем в настоящем случае оплата за дизельное топливо произведена не заявителем, а обществом "Воткинскмолоко" - поручителем по договору поставки от 22.08.2018 N 77. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), на которые ссылается суд первой инстанции, неприменимы, так как рассматриваемые правоотношения регулируются Бюджетным законодательством.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 28.11.2018 ООО "Искра" обратилось в Министерство с заявкой на предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в целях возмещения части затрат на приобретение дизельного топлива для проведения комплекса агротехнологических работ в 2018 году из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых, является субсидия, из федерального бюджета.
06.12.2018 Министерством издан приказ N СЭД-25-01.1-02-330 "Об утверждении Перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидий, Перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидий" (далее - Перечень).
Согласно пункту 3 Перечня в отношении ООО "Искра" принято решение об отказе в предоставлении субсидий; причина отказа - невыполнение условия предоставления субсидий, в соответствии с пунктом 3.6.1 Постановления Правительства Пермского края от 19.11.2018 N 711-п.
Полагая, что отказ Министерства в предоставлении субсидии, выраженный в пункте 3 Перечня, утвержденного приказом от 06.12.2018 N СЭД-25-01.1-02-330, является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Придя к выводу о том, что доказательства, подтверждающие правомерность отказа Министерства в предоставлении заявителю субсидии, отсутствуют, суд первой инстанции признал заявление общества подлежащим удовлетворению.
Заинтересованное лицо по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивает на том, что решение подлежит отмене.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям (статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ).
Статьей 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Такие субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78).
В соответствии со статьей 78 БК РФ, приложением N 7 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.08.2018 N 1620-р "О распределении субсидий, предоставляемых в 2018 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства", постановлением Правительства Пермского края от 19.11.2018 N711-п утвержден Порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в целях возмещения части затрат на приобретение дизельного топлива для проведения комплекса агротехнологических работ в 2018 году (далее - Порядок).
В силу пункта 1.2 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение дизельного топлива для проведения комплекса агротехнологических работ в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами.
Пунктом 2.1 Порядка установлены условия, при соблюдении которых сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются субсидии, одним из которых является документальное подтверждение фактически произведенных затрат на цели, указанные в пункте 1.2 Порядка, за период с 1 июля по 31 октября 2018 года (подпункт 2.1.3).
Пунктом 3.2 Порядка установлен перечень документов, необходимых для представления в Министерство для получения сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидий, среди них: справка об объемах и фактических затратах на приобретение дизельного топлива для проведения комплекса агротехнологических работ за период с 1 июля по 31 октября 2018 года (по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку) с приложением копий договоров купли-продажи (поставки), товарных накладных и (или) товарно-транспортных накладных, счетов-фактур (счетов) или универсального передаточного акта, платежных поручений.
Согласно пункту 3.6 Порядка основаниями для отказа сельскохозяйственным товаропроизводителям в предоставлении субсидии являются:
- несоблюдение условий, установленных в пунктах 2.1.1-2.1.4 настоящего Порядка (пункт 3.6.1);
- несоответствие представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем документов требованиям, установленным пунктами 3.2 и 3.3 настоящего Порядка, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов (пункт 3.6.2);
- недостоверность представленной сельскохозяйственным товаропроизводителем информации (пункт 3.6.3).
Судами установлено и заявителем жалобы не опровергнуто, что 28.11.2018 заявителем подана заявка на получение субсидии, одновременно к заявке в соответствии с пунктом 3.2 Порядка приложен необходимый пакет документов.
В качестве обстоятельства, послужившего основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой субсидии, Министерством указано на невыполнение обществом условия предоставления субсидий в соответствии с пунктом 3.6.1 Порядка. Согласно позиции заинтересованного лица, общество не представило необходимых документов в подтверждение фактически произведенных затрат на приобретение дизельного топлива.
Между тем, как установлено судом и не оспаривается Министерством, общество вместе с заявкой на получение субсидии представило трехсторонний договор от 22.08.2018 N 77, товарную накладную от 24.08.2018 N 2408/001, счет-фактуру от 24.08.2018 N 2408/001 и платежное поручение от 17.09.2018 N4294 (л.д.54) и иные документы, из которых установлено следующее.
Согласно договору от 22.08.2018 N 77 ООО "Химпродукт" (поставщик) поставляет в адрес ООО "Искра" (покупатель) дизельное топливо, а ОАО "Воткинскмолоко" (поручитель) производит оплату топлива в случае неисполнения покупателем принятых на себя обязательств.
По товарной накладной от 24.08.2018 N 2408/001 и счету-фактуре от 24.08.2018 N 2408/001 ООО "Химпродукт" поставило в адрес ООО "Искра" дизельное топливо в объеме 4,163 тонн за 209 815,20 руб.
Письмом от 22.08.2018 ООО "Искра" в счет уплаты за ранее поставленное им молоко (по товарной накладной от 31.08.2018 на 389 150,87 руб.) просило ОАО "Воткинскмолоко" перечислить денежные средства на счет ООО "Химпродукт" в сумме 209 812,20 руб. за дизельное топливо по договору от 22.08.2018 N 77 (л.д.18-19).
Платежным поручением от 17.09.2018 N 4294 ОАО "Воткинскмолоко" перечислило на расчетный счет ООО "Химпродукт" 214 255,20 руб. (их них 209 815,20 руб. за дизельное топливо, 4440 руб. за услуги по доставке) с указанием в назначении платежа "оплата за топливо за ООО "Искра").
Акт сверки взаимных расчетов за период с 01.08.2018 по 29.11.2018 между ООО "Химпродукт" и ООО "Искра" (л.д.53) показывает осуществление продажи и оплаты товара по накладной от 24.08.2018 N 2408/001 на 209 812,20 руб.
Акт сверки взаимных расчетов за период с 01.08.2018 по 30.09.2018 между ОАО "Воткинскмолоко" и ООО "Искра" (л.д.52) также содержит данные об учете последним платежа в сумме 214 255,20 руб. (от 17.09.2018 N 4294) в счет оплаты товара.
Пунктом 1 статьи 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
В соответствии со статьей 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо.
Таким образом, действия ООО "Воткинскмолоко" по оплате поставленного дизельного топлива в счет оплаты за ООО "Искра" осуществлены в соответствии с положениями статьи 313 ГК РФ.
Вопреки доводам Министерства, все осуществленные между сторонами договора расчеты ясны и прозрачны, представленные для получения субсидии документы содержат реквизиты, позволяющие точно определить обязательство, в счет исполнения которого производится платеж. Возможность неоднократного получения субсидии по одним и тем же документам исключена. В указанном случае с учетом целей и задач предоставления рассматриваемой субсидии суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении субсидии.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку Министерство на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 февраля 2019 года по делу N А50-1185/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.