г. Киров |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А29-9069/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Кононова П.И., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2019 по делу N А29-9069/2018, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Воргашор-1" (ИНН: 1103016420; ОГРН: 1171101000190)
к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103043696; ОГРН: 1091103000010); Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560; ОГРН: 1131103000214); Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103023523; ОГРН: 1021100807716)
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Воргашор-1" (далее - истец, ООО "Воргашор-1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - УГХиБ администрации МОГО "Воркута", Управление) 220 357 рублей 48 копеек задолженности по оплате коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Воркута, пгт.Воргашор, ул.Энтузиастов, д. 9, д. 13 корп. 3, д. 15 корп. 1, д. 15 корп. 4, д. 17 корп. 1, д. 17а, д. 20 корп. 1, д. 20 корп. 3, д. 20 корп. 4, д. 20 корп. 5, д. 21 корп. 1, д. 21 корп. 6, д. 24 корп. 3, д. 32 корп. 5, д. 32 корп.7 за январь 2018 года.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил требования и просил взыскать с ответчика 217 944 рубля 24 копейки задолженности по оплате коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам за январь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2019 уточненные исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с МОГО "Воркута" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет) за счет средств казны МОГО "Воркута" в пользу ООО "Воргашор-1" 217 944 рубля 24 копейки долга.
Не согласившись с принятым решением, Комитет обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции основано на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствии изложенных в нем выводов фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального и процессуального права.
В обоснование позиции по делу Комитет поясняет, что решением Совета МОГО "Воркута" от 06.06.2018 N 516, вступившим в законную силу с 06.06.2018, внесены изменения в решение Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 01.06.2013 N 270 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 270). С учетом положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и заявленного спорного периода КУМИ администрации МОГО "Воркута" не может являться надлежащим ответчиком по делу. По мнению заявителя жалобы, обязанным лицом по содержанию имущества рассматриваемых многоквартирных домов (МКД) является в силу статьи 210 ГК РФ собственник помещения - МОГО "Воркута".
Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Воргашор-1" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.04.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.04.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Администрация заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2018 между собственниками помещений, находящихся в муниципальной казне (в лице начальника УГХиБ Администрации МО ГО "Воркута") и ООО "Воргашор 1" (управляющая организация) заключены договоры управления МКД по адресам: договор N Ворг-2018/14 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 32/7 (л.д. 24-51 том 1); договор N Ворг-2018/13 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 32/5 (л.д. 52-79 том 1); договор N Ворг-2018/62 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 24/3 (л.д. 80-107 том 1); договор N Ворг-2018/57 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 20/5 (л.д. 108-135 том 1); договор N Ворг-2018/56 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 20/4 (л.д. 136-163 том 1); договор N Ворг-2018/55 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 20/3 (л.д. 1-28 т. 2); договор N Ворг-2018/53 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 20/1 (л.д. 29-56 т. 2); договор N Ворг-2018/52 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 21/6 (л.д. 57-85 т. 2); договор N Ворг-2018/47 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 21/1 (л.д. 86-114 т. 2); договор N Ворг-2018/44 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 17а (л.д. 115-143 т. 2); договор N Ворг-2018/45 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 17/1 (л.д. 144-154 т. 2, л.д. 1-18 том 3); договор N Ворг-2018/43 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 15/4 (л.д. 19-47 т. 3); договор N Ворг-2018/40 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 15/1 (л.д. 48-76 т. 3); договор N Ворг-2018/38 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 13/3 (л.д. 77-105 т. 3); договор N Ворг-2018/46 - г.Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 9 (л.д. 106-134 т. 3).
По условиям названных договоров управляющая организация по заданию собственников помещений в течение срока их действия, за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению МКД, а именно:
а) оказывать услуги и выполнять работы по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД в порядке, установленном в пункте 4.1 договоров;
б) предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным потребителям в порядке, установленном в пункте 4.2 договоров.
Основные характеристики МКД и границы эксплуатационной ответственности управляющей организации при исполнении договоров приведены в приложении N 3 к договорам. Состав общего имущества МКД и его техническое состояние указаны в приложении N 4 к договорам управления (пункты 1.3, 1.4 договоров).
Срок действия договоров определен сторонами с 01.01.2018 по 31.12.2020 (пункт 2.1 договоров).
В пункте 4.1.5 договоров предусмотрено, что управляющая организация удостоверяет выполнение работ и оказание услуг, включенных в перечень работ, услуг, отчетом об оказании услуг и выполненных работ за каждый месяц и актом о приемке оказанных услуг и выполненных работ.
Сдача-приемка выполненных работ, оказанных услуг удостоверяется актами выполненных работ, оказанных услуг подписанными управляющей организацией и уполномоченным лицом, принимающим работы.
Пунктом 4.2.1 договоров предусмотрено, что управляющая организация предоставляет собственникам помещений и потребителям коммунальные услуги путем заключения управляющей организацией от своего имени в интересах собственников помещений и потребителей договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Цена договоров (пункт 5.1) устанавливается в размере стоимости выполненных работ, оказанных услуг по содержанию жилого помещения, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.3 договоров, стоимости предоставленных коммунальных услуг, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.4 договоров, а также стоимости иных работ, услуг, которые составляют предмет договоров, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.5 договоров.
Как следует из пункта 5.3 договоров планово-договорная стоимость работ, услуг по управлению МКД по содержанию и ремонту общего имущества, определяется на дату заключения договора, указывается в Перечне работ, услуг, приведенном в Приложении N 8 к договору, и составляет 23 рубля 51 копейка за 1 кв.м в месяц.
Стоимость коммунальных услуг согласно пункту 5.4 договоров определяется ежемесячно исходя из объема (количества) фактически представленных в расчетном месяце коммунальных услуг и тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством для расчетов за коммунальные услуги, с учетом перерасчетов и изменений платы за коммунальные услуги, проводимых в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 6.1 договоров размер платы за содержание жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений и иных потребителей в расчете на один месяц и один квадратный метр общей площади помещений в МКД.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения для каждого собственника помещения и иного потребителя определяется ежемесячно исходя из размера платы и размера общей площади принадлежащего (занимаемого) собственником и иным потребителем помещения (пункт 6.1.3 договоров).
В силу пункта 6.3.5 договоров плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги вносится плательщиком до последнего числа месяца, следующего за расчетным, на основании расчетных и платежных документов, составляемых управляющей организацией или представителем управляющей организации (агентом) по расчетам с потребителями, и предъявляемых к оплате плательщикам до 10 числа месяца, следующего за расчетным. В случае предоставления платежных документов позднее указанной даты, плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги может быть внесена с задержкой на срок задержки получения платежного документа.
В период с 01.01.2018 по 31.01.2018 ООО "Воргашор-1" осуществляло обслуживание и несло затраты на содержание и ремонт общего имущества рассматриваемых МКД, в том числе, в отношении незаселенного муниципального жилья.
В указанный период со стороны собственника незаселенного муниципального жилья - МОГО "Воркута" оплата за оказанные ООО "Воргашор-1" услуги по названным выше договорам управления не поступала.
На оплату услуг за спорный период общество предъявило УГХиБ Администрации МО ГО "Воркута" соответствующие счета-фактуры, которые одновременно с актами выполненных работ и списками свободного (пустующего) муниципального жилья вручены Управлению с сопроводительными письмами.
20.06.2018 ООО "Воргашор-1" направило в адрес Управления претензию N 01-399 об оплате задолженности, которая была оставлена без ответа (т. 4 л.д. 34).
Изложенные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Пункт 1 статьи 8 ГК РФ в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей называет договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
В соответствии со статьями 210, 249, 290 ГК РФ, статьями 39, 153, 154 158 ЖК РФ собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в таком доме.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым, в том числе отнесено управление управляющей организацией.
В этой связи при выборе способа управления домом посредством управляющей организации собственники помещений многоквартирного дома обязаны вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома выбранной управляющей организации.
Начисление платы за предоставленные услуги производится управляющей организацией с учетом цены, определенной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов (часть 4 статьи 158 ЖК РФ, пункты 29 - 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Расчет стоимости услуг определяется, в том числе посредством умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев. Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, когда размер расходов одного из собственников помещений не совпадает (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).
Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
В рассматриваемом случае пустующие (незаселенные) жилые помещения (квартиры) в МКД, расположенные по адресам: г. Воркута, ул. Энтузиастов, д. 21/1, кв. 13, 14, 15, 18, 19, 23, 25, 27, 29; ул. г. Воркута, пгт.Воргашор, ул.Энтузиастов, д. 9, д. 13 корп. 3, д. 15 корп. 1, д. 15 корп. 4, д. 17 корп. 1, д. 17а, д. 20 корп. 1, д. 20 корп. 3, д. 20 корп. 4, д. 20 корп. 5, д. 21 корп. 1, д. 21 корп. 6, д. 24 корп. 3, д. 32 корп. 5, д. 32 корп.7 в исковой период являлись муниципальной собственностью МОГО "Воркута".
01.01.2018 между ООО "Воргашор-1" и МОГО "Воркута" как собственником жилых и нежилых помещений, находящихся в казне, в многоквартирных домах, расположенных по указанным выше адресам, заключены договоры управления МКД N N Ворг-2018/13, Ворг-2018/62, Ворг-2018/57, Ворг-2018/56, Ворг-2018/55, Ворг-2018/53, Ворг-2018/52, Ворг-2018/47, Ворг-2018/44, Ворг-2018/45, Ворг-2018/43, Ворг-2018/40, Ворг-2018/38, Ворг-2018/46. Названные договоры в спорный период являлись действующими, доказательств их расторжения материалы дела не содержат, на наличие таких обстоятельств ответчик не ссылается.
Таким образом, бремя содержания жилых и нежилых помещений, находящихся в казне, несет муниципальное образование в лице уполномоченного органа, которое и обязано в данном случае оплатить оказанные истцом услуги.
В рассматриваемый исковой период ООО "Воргашор-1" являлось управляющей компанией в отношении указанных выше многоквартирных жилых домов, и, соответственно, имело право требовать с МОГО "Воркута" оплаты услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов в отношении спорных жилых помещений.
Повторно проверив расчет истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности факта оказания Обществом спорных услуг по договорам управления и обязанности ответчика по их оплате в заявленном истцом размере в сумме 217 944 рубля 24 копейки.
Довод апелляционной жалобы о том, что Комитет не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, предметом которого является взыскание задолженности, возникшей до 06.06.2018, отклоняется по следующим основаниям.
В статье 6 Положения N 270 определен порядок осуществления органами администрации МОГО "Воркута" функций администрации МОГО "Воркута" по реализации ее полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом.
Решением Совета МОГО "Воркута" от 06.06.2018 N 516, вступившим в силу 06.06.2018, из полномочий УГХиБ администрации МОГО "Воркута" исключена функция администрации МОГО "Воркута" по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
С 06.06.2018 Управление осуществляет контроль за содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда в соответствии с заключенными договорами управления (подпункт 1 пункта 4 статьи 6 Положения N 270 в редакции от 06.06.2018).
С указанной даты до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда расходы на их содержание и коммунальные услуги несет КУМИ администрации МОГО "Воркута" (подпункт 14 пункта 3 статьи 6 Положения N 270 в редакции от 06.06.2018).
Решением Совета МОГО "Воркута" от 06.06.2018 N 469 утверждено Положение об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 469).
На основании пункта 3.1.3 Положения N 469 Управление от имени МОГО "Воркута" осуществляет полномочия собственника при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности.
При этом, из полномочий Управления исключена функция по несению расходов на содержание и коммунальные услуги до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда, раннее установленная Положением об УГХиБ администрации МОГО "Воркута", утвержденным решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 24.11.2014 N 636.
Согласно абзацу 3 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в случае, если государственный орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус, в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
С учетом приведенных выше обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае надлежащим ответчиком по делу является МОГО "Воркута" в лице КУМИ администрации МОГО "Воркута". Доводы апелляционной жалобы соответствующие выводы суда не опровергают.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2019 является законным, оснований для удовлетворения жалобы Комитета у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в этой связи госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2019 по делу N А29-9069/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.