г. Вологда |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А13-18587/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 мая 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н., Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповой Е.С.,
при участии от товарищества собственников жилья "Гагаринский-2" председателя Быстрова А.Н., Матвеева О.В. по доверенности от 19.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Гагаринский-2" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 февраля 2019 года по делу N А13-18587/2018,
установил:
товарищество собственников жилья "Гагаринский-2" (ОГРН 1133525002621, ИНН 3525294701; адрес: 160004, Вологодская область, город Вологда, улица Гагарина, дом 2а, квартира 5; далее - ТСЖ "Гагаринский-2", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - ГЖИ, инспекция) о признании недействительным предписания от 31.10.2018 N 621-17/1.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18 февраля 2019 года по делу N А13-18587/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Товарищество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что суд пришел к неверному выводу о том, что внеплановая проверка проведена законно, поскольку проведена на основании анонимного, необоснованно указал на бездействие товарищества при исполнении решения о понуждении застройщика устранить недостатки выполненных работ.
Представители товарищества в судебном заседании апелляционную жалобу поддержали.
ГЖИ отзыва не представила, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направила, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей товарищества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, должностным лицом ГЖИ на основании распоряжения от 19.10.2018 N 621 с целью проверки фактов, изложенных в обращении Бовыкина С.С. (от 17.10.2018 вх. N 6331), проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ТСЖ "Гагаринский-2" обязательных требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170), Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, в жилом доме по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 2а, корпус 5, по результатам которой оформлен акт проверки от 31.10.2018 N 621-17/1.
Государственным жилищным инспектором Вологодской области Горлач А.А. выдано предписание от 31.10.2018 N 621-17/1, в котором установлены нарушения товариществом обязательных требований по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда, а именно:
1) в нарушение пункта 4.2 Правил N 170 не обеспечено устранение местных повреждений штукатурного слоя наружных стен по периметру дома;
2) в нарушение пункта 5.5 Правил N 170 не обеспечено устранение повреждения окрасочного слоя наружной настенной трубы газопровода;
3) в нарушение пункта 4.1 Правил N 170 между 1-м и 2-м подъездами на асфальтовой отмостке имеется просадка в месте ввода в дом трубы инженерной коммуникации.
В связи с этим товарищество обязано в срок до 28.09.2019 выполнить мероприятия по устранению местных повреждений штукатурного слоя наружных стен по периметру дома, по устранению повреждения окрасочного слоя наружной трубы газопровода, по устранению просадки на асфальтовой отмостке в месте ввода в дом трубы инженерной коммуникации между 1-м и 2-м подъездами.
Товарищество, считая предписание незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1.2, 3.2.1, 3.2.3 Положения о Государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 N 592, Государственная жилищная инспекция Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, и наделена полномочиями проводить проверки соблюдения обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", регламентирующей порядок организации и осуществления лицензионного контроля, также предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано товариществу должностным лицом инспекции в пределах предоставленных полномочий.
Согласно части 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
На основании пунктов 2 и 4 части 1 статьи 138 указанного Кодекса товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору.
Таким образом, товарищество собственников жилья является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, состав которого определен в статье 36 ЖК РФ, пункте 2 Правил N 491.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (подпункты "а" - "д" пункта 10 Правил N 491).
Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В силу пункта 4.1.1 упомянутых Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить в том числе исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий.
В пункте 4.1.6 Правил N 170 указано, что отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7 Правил N 170).
Согласно пункту 4.2.1.1 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В соответствии с пунктом 4.2.3.1 вышеназванных Правил местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т. д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В порядке пункта 4.2.3.2 Правил N 170 с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
В силу пункта 5.5.6 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора; обеспечивать своевременное утепление мест расположения газопровода, где возможно замерзание газа в зимнее время, и содержать в исправности окна и двери в этих помещениях; не загромождать места расположения газовых колодцев, крышек коверов подземных газопроводов, очищать их в зимнее время ото льда и снега; проверять в подвалах и других помещениях, где имеются газопроводы и оборудование, работающее на газе, соответствие электропроводки предъявляемым к ней требованиям; согласовывать с эксплуатационными организациями газораспределительных систем производство земляных работ в охранных зонах систем и посадку зеленых насаждений вблизи газораспределительных систем; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими. Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Гагаринский-2" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Вологда, ул. Гагарина, дом 2А, корпус 5, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27.01.2013 (протокол N 1) и в соответствии с уставом товарищества.
Пунктами 9.1 и 9.5 устава ТСЖ "Гагаринский-2" на товарищество возложены обязанности обеспечивать выполнение требований законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
ГЖИ в ходе проверки установлено и заявителем не оспаривается, что на момент обследования здания по адресу: г. Вологда, ул. Гагарина (31.10.2018), наружная настенная труба газопровода имеет повреждения окрасочного слоя, имеются сколы штукатурного слоя наружных стен по периметру дома, между 1-м и 2-м подъездами на асфальтовой отмостке имеется просадка в месте ввода в дом трубы инженерной коммуникации.
Представители товарищества в суде апелляционной инстанции не оспаривали необходимость устранения повреждений окрасочного слоя наружной стены газопровода, в отношении иных нарушений ссылались на отсутствие оснований исполнения требований предписания обществом, поскольку недостатки возникли по вине застройщика, которого суд обязал их устранить.
Доводы заявителя о том, что обнаруженные нарушения являются строительными недостатками, обязанность устранения которых должна быть возложена на застройщика в соответствии с решением суда, судом первой инстанции не приняты.
Исходя из части 1 статьи 161 ЖК РФ, пунктов 2, 10, 11 Правил N 491 управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В пункте 16 Правил N 491 определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 названного Кодекса.
В силу пункта 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В Правилах N 170 перечислены работы, которые должны включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Таким образом, суд первой инстанции верно посчитал, что исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определен уровень содержания многоквартирных жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих организаций, включая ТСЖ.
В рассматриваемом случае ТСЖ "Гагаринский-2" является лицом, ответственным за содержание многоквартирного жилого дома, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, и на нем лежит непосредственная обязанность по выполнению Правил N 491 и Правил N 170.
Правила N 491 и Правила N 170 предусматривают обязанность товарищества собственников жилья самостоятельно выявлять отклонения от нормативного уровня содержания жилого дома и принимать меры по их своевременному устранению. При этом перечень функций не является исчерпывающим и не ограничивается непосредственным выполнением работ по содержанию общего имущества, товарищество обязано принимать организационные меры в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, включая меры по принуждению сторонних организаций к выполнению возложенных на них полномочий.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, по смыслу изложенных норм выявление строительных недостатков в процессе эксплуатации жилого дома не освобождает товарищество собственников жилья от проведения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан при эксплуатации дома.
Суд первой инстанции установил, что решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2014 года по делу N А13-11049/2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2014 года, по иску ТСЖ "Гагаринский-2" к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Тепло-ЦентрЖилСтрой" и к ООО Управляющей компании "ЦентрЖилСтрой" об обязании устранить недостатки суд обязал ООО "Тепло-ЦентрЖилСтрой" в месячный срок с момента вступления решения в законную силу выполнить работы по устранению недостатков в многоквартирном жилом доме по ул. Гагарина, дом 2а, корпус 5, города Вологды, в числе которых предложено произвести штукатурку и покраску стен площадью 8 кв. м у подъезда N 1 (пункт 16); произвести штукатурку и покраску дверного проема площадью 1 кв. м входной двери подъезда N 1 (пункт 17); произвести штукатурку, покраску площадью 5 кв. м (входа в офисное помещение), после ремонта кирпичной кладки (пункт 20); произвести штукатурку и покраску внешней стены площадью 2 кв. м с торца дома (въезда на автостоянку) (пункт 21); произвести штукатурку и покраску внешней стены площадью 3 кв. м, фасад дома со стороны ул. Гагарина (пункт 22); произвести штукатурку и покраску стен оконных проемов площадью 3 кв. м между третьим и пятым этажом подъезда N 4 (пункт 28).
Судебный акт вступил в законную силу 11.09.2014, Арбитражным судом Вологодской области товариществу выдан исполнительный лист серии АС N 006906203. Определением суда от 03 марта 2015 года произведена замена ответчика (должника) по делу N А13-11049/2013 - ООО "Тепло-ЦентрЖилстрой" (ОГРН 1113525016725) на правопреемника - ООО "МЕТАЛЛГРУПП" (ОГРН 1103528011476).
Суд первой инстанции указал, что доказательств принятия товариществом каких-либо мер в целях исполнения судебного акта заявителем не представлено.
Ссылки апеллянта на совершенные им действия в рамках исполнительного производства коллегией судей не принимаются, поскольку, учитывая длительность неисполнения судебного акта, товарищество имело возможность воспользоваться правом осуществить соответствующие действия за счет ответчика по делу N А13-11049/2013 со взысканием с него необходимых расходов.
Кроме того, достаточных доказательств того, что выявленные инспекцией недостатки являются недостатками, указанными в решении суда, материалы дела не содержат.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что до вынесения оспариваемого предписания ТСЖ "Гагаринский-2" не принимались все зависящие от него своевременные меры по соблюдению названных правил и норм жилищного законодательства.
Товарищество, в силу возложенных на него функций и полномочий, вправе урегулировать вопросы финансирования восстановления штукатурного слоя наружных стен и отмостки с собственниками помещений, подрядными организациями, застройщиком в порядке, установленном жилищным и гражданским законодательством.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о необоснованном возложении на товарищество обязанности по исполнению мероприятий предписания, об отсутствии угрозы безопасности для жизни и здоровья граждан при эксплуатации дома вмененными нарушениями суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельными.
Ссылку заявителя на нарушение порядка проведения проверки суд первой инстанции отклонил.
На основании части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В части 4 статьи 20 ЖК РФ определено, что предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В части 4.2 статьи 20 ЖК РФ отражено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации, в частности о фактах нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Основания проведения внеплановой выездной проверки отражены в статье 10 Закона N 294-ФЗ.
В части 3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 2 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Закона.
В рассматриваемом случае основанием проведения проверки послужило обращение гражданина Бовыкина С.С. (от 17.10.2018, вх. N 6331), содержащее сведения о нарушении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (том 1, листы 108, 109). С целью проверки изложенных в обращении фактов и. о. начальника инспекции издано распоряжение от 19.10.2018 N 621 о проведении внеплановой выездной проверки (том 1, лист 115), в котором указаны основания и предмет проверки. Статьи 16 и 17 Закона N 294-ФЗ не содержат обязательных требований к указанию таких сведений в акте проверки и предписании.
Согласования проверки с органами прокуратуры не требовалось.
По мнению заявителя, продублированному в апелляционной жалобе, у инспекции отсутствовали основания для проведения проверки, поскольку Бовыкин С.С. не является собственником помещений в многоквартирном доме по указанному им в обращении адресу, в подтверждение чего представлен реестр собственников многоквартирного дома.
Вместе с тем по смыслу части 3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ орган государственного контроля (надзора) обязан принять разумные меры к установлению обратившегося лица в случае наличия у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления.
В рассматриваемом случае из материалов проверки усматривается, что обращение Бовыкина С.С. передано им лично в Департамент городского хозяйства администрации г. Вологды 04.10.2018, в дальнейшем Департамент передал обращение по компетенции для рассмотрения в ГЖИ. Заявление Бовыкина С.С. содержит фамилию, инициалы обратившегося лица и сведения об адресе для получения корреспонденции.
В связи с этим коллегия судей соглашается с выводом суда о том, что у инспекции не имелось оснований для сомнений в авторстве обратившегося лица.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что ТСЖ "Гагаринский-2" в ходе проверки не заявляло доводов об анонимности обращения.
Суд первой инстанции правомерно указал, что представленный заявителем реестр не подтверждает с достоверностью факт отсутствия прав Бовыкина С.С. на помещения в спорном доме в период обращения, равно как и факт отсутствия нарушения его прав и законных интересов при обращении в инспекцию и недостоверности заявленных сведений.
Аналогичные доводы апеллянта об анонимности обращения коллегией судей не принимаются по изложенным выше основаниям.
Существенных нарушений порядка проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания суд первой инстанции не усмотрел.
С учетом изложенного требования ТСЖ "Гагаринский-2" правомерно отклонены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 февраля 2019 года по делу N А13-18587/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Гагаринский-2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.