г. Вологда |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А05-13797/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 мая 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от предприятия Жезловой И.В. по доверенности от 13.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Горсвет" муниципального образования "Город Архангельск" и муниципального образования "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 марта 2019 года по делу N А05-13797/2018,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Горсвет" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900531708, ИНН 2901003160; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 62; далее - предприятие, МУП "Горсвет") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; далее - управление) о признании незаконным отказа от 24.09.2018 в государственной регистрации права хозяйственного ведения на строительство линий наружного освещения в г. Архангельске, а также о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения заявителя на эти объекты и выдать выписки из Единого государственного реестра недвижимости о государственной регистрации права.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное образование "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь Ленина, дом 5; далее - администрация).
Решением суда от 06 марта 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие и администрация с решением суда не согласились и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылаются на неправильное применение судом норм материального права. Полагают, что линии наружного освещения созданы с соблюдением установленных норм, являются принадлежностью дорог местного значения, земельные участки, на которых расположены линии, являются частью полосы отвода автомобильных дорог, возможность оформления отдельных земельных участков под каждым элементов обустройства автомобильной дороги не предусмотрена законодательством. Считают необоснованным вывод суда о том, что ряд спорных сооружений находятся на земельных участках, принадлежащих третьим лицам, имеющим иной разрешенный вид использования, нежели автомобильные дороги.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу администрации просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить. Поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе администрации.
Администрация и управление отзывы на апелляционные жалобы не представили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя предприятия, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, предприятием в 2017 году на основании выданных администрацией разрешений осуществлено строительство линий наружного освещения в городе Архангельске, а именно по проспекту Новгородскому (от ул. Вологодской до ул. Попова, за исключением участка дороги возле домов N 153, N 176 по пр. Новгородскому), протяжённостью 883 м, с кадастровым номером 29:22:000000:8698; по ул. Нагорной (от ул. Гайдара до ул. Тимме), протяжённостью 574 м, с кадастровым номером 29:22:000000:8714; пр. Новгородскому (от ул. Урицкого до дома N 33 по ул. Выучейского), протяжённостью 1028 м, с кадастровым номером 29:22:000000:8699; по ул. Муромской (от дома N 48 по ул. Физкультурников до дома N 6 по ул. Физкультурников), протяжённостью 585 м, с кадастровым номером 29:22:000000:8715; по ул. Емельяна Пугачева (от ул. Лесопильщиков до дома N 44 корп. 2 по ул. Емельяна Пугачева), протяжённостью 394 м, с кадастровым номером 29:22:000000:8712; по ул. Заводской (от дома N 91 по ул. Заводской до дома N 113 по ул. Школьной), протяжённостью 433 м, с кадастровым номером 29:22:012001:681; внутримикрорайонного проезда между ул. Терехина и ул. Краснофлотской, протяжённостью 398 м, с кадастровым номером 29:22:000000:8706; по ул. Октябрят (от пр. Московского до пр. Ленинградского), протяжённостью 440 м, с кадастровым номером 29:22:000000:8708; по ул. Холмогорской (от ул. Папанина до ул. Дачной), протяжённостью 223 м, с кадастровым номером 29:22:000000:8707; по пр. Новгородскому (от ул. Серафимовича до ул. Поморской), протяжённостью 213 м, с кадастровым номером 29:22:050502:1716; по ул. Калинина (от дома N 10 до дома N 21), протяжённостью 414 м, с кадастровым номером 29:22:000000:8710; по ул. Вельской (от ул. Ильинской до ул. Касаткиной), протяжённостью 463 м, с кадастровым номером 29:22:050405:1983; по ул. Пушкина (от ул. Почтовый тракт до дома N 15 по ул. Воронина), протяжённостью 158 м, с кадастровым номером 29:22:071102:629; ул. Павла Усова (от пр. Московского до ул. Стрелковой), протяжённостью 320 м, с кадастровым номером 29:22:050402:296; по ул. Полины Осипенко (от ул. Емельяна Пугачева до ул. Энтузиастов), протяженностью 176 м, с кадастровым номером 29:22:000000:8703; по ул. Полины Осипенко (от ул. Поселковой до ул. Прокопия Галушина), протяжённостью 295 м, с кадастровым номером 29:22:000000:8711.
Администрацией выданы разрешения на ввод в эксплуатацию построенных сооружений. Указанным сооружениям присвоены кадастровые номера 29:22:000000:8715, 29:22:050502:1716, 29:22:071102:629, 29:22:000000:8712, 29:22:000000:8714, 29:22:000000:8708, 29:22:000000:8703, 29:22:000000:8699, 29:22:050405:1983, 29:22:000000:8706, 29:22:000000:8698, 29:22:000000:8707, 29:22:000000:8711, 29:22:050402:296, 29:22:012001:681, 29:22:000000:8710. Сооружения включены в реестр муниципального недвижимого имущества.
Предприятие 12.12.2017 обратилось в управление с заявлениями о государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП "Горсвет" на указанные построенные сооружения, представив на государственную регистрацию копии разрешений на строительство, копии договоров подряда, копии разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, копии документов по предоставлению субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства
Управление 22.12.2017 на основании части 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) приостановило государственную регистрацию права хозяйственного ведения МУП "Горсвет" на указанные сооружения до 21.03.2018 включительно для устранения причин, препятствующих её проведению, 16.03.2018 по заявлению заявителя управление приостановило государственную регистрацию на шесть месяцев.
По истечении этого срока управление уведомлением об отказе в осуществлении государственной регистрации прав от 24.09.2018 N 29/001/075/2017-8536, 8544, 8552, 8557, 8545, 8558, 8554, 8537, 8549, 8547, 8546, 8550, 8556, 8540, 8548, 854 на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ отказало предприятию в государственной регистрации права хозяйственного ведения на указанные сооружения, поскольку в течение срока приостановления государственной регистрации заявителем не были устранены причины, повлекшие принятия решения о приостановлении, и препятствующие проведению государственной регистрации. При этом управление исходило из того, что предприятие вопреки требованиям части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ не предоставило на государственную регистрацию правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены спорные сооружения.
Предприятие не согласилось с отказом в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорные сооружения и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемый отказ управления законным и обоснованным.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулирует названный выше Закон N 218-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наём жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав в числе прочих являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершённые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьёй 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого Закона.
В силу части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
В силу части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляется на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В данном случае строительство спорных сооружений осуществлялось на основании разрешений на строительство.
Поскольку для строительства спорных сооружений, имеющих наземную и надземную части, требовались разрешения на строительство, суд первой инстанции правомерно отклонил ссылки заявителя на положения статей 23, 39.36, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Соответственно, как правомерно указано судом первой инстанции, законных оснований считать, что размещение спорных сооружений возможно без предоставления земельного участка или установления сервитута, не имеется.
Следовательно, предприятие для регистрации права хозяйственного ведения на спорные сооружения, для строительства которых требовались разрешения на строительство, обязано было представить не только разрешения на ввод этих сооружений в эксплуатацию, но и документы, подтверждающие права на земельные участки, предоставленные для строительства.
Также суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы заявителя и администрации о том, что спорные сооружения являются вспомогательными по отношению к автомобильным дорогам, и данные сооружения являются линейными сооружениями, поскольку эти обстоятельства не отменяют необходимость представления на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости.
Поскольку такие правоустанавливающие документы на земельные участки заявитель на государственную регистрацию не представил, у Управления не имелось законных оснований для государственной регистрации права хозяйственного ведения заявителя на спорные сооружения, расположенные на этих земельных участках.
Кроме того, следует отметить, что предприятие и администрация в заявлении и апелляционных жалобах указывают на то, что построенные сооружения являются принадлежностью муниципальных дорог и построены в полосах отвода дорог. При этом данные дороги являются собственностью городского округа. Соответственно, у администрации и предприятия имеются правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены указанные дороги, на полосах отвода которых построены спорные сооружения.
В связи с этим управление законно и обоснованно отказало в государственной регистрации права хозяйственного ведения заявителя на построенные сооружения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 марта 2019 года по делу N А05-13797/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Горсвет" муниципального образования "Город Архангельск" и муниципального образования "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.