Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2019 г. N Ф05-14046/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А41-77657/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ТСЖ "Новый бульвар, 19": Кожухова И.В., по доверенности от 22.03.2018;
от ООО "КОД": Швайкова Ю.А., по доверенности от 23.01.2019, Бородин Р.В., по доверенности от 15.02.2019;
от АО "Группа Ренессанс Страхование": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Новый бульвар, 19" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 января 2019 года по делу N А41-77657/18, принятое судьей Мироновой М.А., по иску АО "Группа Ренессанс Страхование" к ООО "КОД", ТСЖ "Новый бульвар, 19" о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
АО "Группа Ренессанс Страхование" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о взыскании с ООО "КОД" и ТСЖ "Новый бульвар, 19" солидарно суммы страхового возмещения в размере 11 811 руб., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
В качестве соответчика к участию в деле было привлечен ТСЖ "Новый бульвар, 19".
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 января 2019 года по делу N А41-77657/18 исковые требования АО "Группа Ренессанс Страхование" удовлетворены в части требований к ТСЖ "Новый бульвар, 19".
Не согласившись с указанным решением, ТСЖ "Новый бульвар, 19" обжаловало его в апелляционном порядке.
Ответчики направили в судебное заседание своих представителей, представитель ТСЖ "Новый бульвар, 19" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ООО "КОД" против указанных доводов возражал.
Представитель ООО "КОД" заявил ходатайство о вызове свидетелей, о приобщении к материалам дела заключений специалистов, выписок из журнала.
Апелляционный суд не нашел оснований для удовлетворения ходатайства о вызове свидетелей, так как ответчиком не сообщено какие существенные для дела обстоятельства такие свидетели могут сообщить.
Апелляционный суд посчитал необходимым приобщить к материалам дела представленное ООО "КОД" заключения специалиста N 020-12/17, так как на момент судебного разбирательства ответчик указанным доказательством не располагал. При этом оснований для приобщения к материалам дела иных дополнительных доказательств апелляционный суд не находит, так как не приведено обоснования невозможности представления таких документов в суд первой инстанции.
Представителем ТСЖ "Новый бульвар, 19" заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Апелляционный суд отказал в удовлетворении указанного ходатайства, так как пришел к выводу о том, что оснований для проведения экспертизы по предложенным товариществом вопросам не имеется. Кроме того, к указанному ходатайству не приложены доказательства внесения на депозитный счет суда денежных средств необходимых для проведения экспертизы.
Истец своего представителя в судебное заседание не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 14.08.2017 произошел залив в помещении, находящемся по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, Новый бульвар, д. 19, кв. 232, которое застраховано истцом по полису страхования имущества и гражданской ответственности N 001PIP-000367/2017-DA.
Истец, признав данное событие страховым случаем, выплатил страхователю страховое возмещение в размере 11 811 руб. 57 коп., что подтверждается платежным поручением от 15.01.2018 N 1036.
Согласно пункту 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В соответствии со статьей 965 ГК РФ к истцу перешло право требования в пределах выплаченного страхового возмещения, которое страхователь имеет к лицу ответственному за причиненный ущерб.
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности истцом совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков; причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками; наличие и размер понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
Обязанность управляющей организации осуществлять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме прямо предусмотрена частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 в состав общего имущества включаются: внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Исходя из пунктов 10, 11 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, постоянную готовность инженерных коммуникаций.
Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "б" пункта 16 Правил N 491).
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, определены требования и порядок технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда.
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В данном случае ответчик фактически принял на себя обязательства по поддержанию и обеспечению нормативного уровня соответствия общего имущества многоквартирного дома, исходя из требования ЖК РФ, в связи с чем должен соблюдать требования соответствующих нормативных правовых актов.
Как следует из акта обследования квартиры N 232 в доме N 19 по Новому бульвару, г. Долгопрудный, обследование проводилось по причине прорыва стояка ГВС в межэтажном перекрытии дома, между квартирой N 232 и квартирой N 237.
В представленном в материалы дела заключении специалиста N 020-12/17 указано, что причиной разрыва спорной трубы является окончание срока эксплуатации в результате деструкции под воздействием температуры и гидравлических нагрузок.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ТСЖ "Новый бульвар, 19" не обеспечило надлежащее содержание общего имущества в доме, что привело к спорному событию.
В своей апелляционной жалобе ТСЖ "Новый бульвар, 19" не отрицает факт прорыва стояка ГВС, однако полагает, что указанное событие произошло по вине ООО "КОД".
Из материалов дела следует, что между ООО "КОД" (исполнитель) и ТСЖ "Новый бульвар, 19" (заказчик) заключен договор N 2 от 01.06.2015 на оказание услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
Согласно пункту 2.1. договора заказчик от имени членов ТСЖ и за их счет поручает, а исполнитель за плату, указанную в разделе 7 настоящего договора, принимает на себя обязательства на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и его придомовой территории с элементами благоустройства/озеленения, расположенного по адресу: г. Долгопрудный, ул. Новый бульвар, д. 19.
В соответствии с пунктом 2.3. договора перечень выполняемых исполнителем работ (услуг) по содержанию комплекса определен в приложении N 2:
1. Перечень работ, осуществляемых при проведении технических осмотров или по заявке: а) устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации (устранение течи в трубопроводах, приборах и арматуре; осмотр, очистка и замена регулирующих кранов вентилей, задвижек; очистка от накипи запорной арматуры; набивка сальников, смена прокладок в водопроводных кранах, уплотнение сгонов, устранение засоров и др.); б) устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения (регулировка трехходовых кранов, набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции, устранение течи в трубопроводах, приборах и арматуре; разборка, осмотр и очистка грязевиков, воздухосборников, компенсаторов, регулирующих кранов, вентилей, задвижек; очистка от накипи запорной арматуры и др.), ликвидация воздушных пробок в радиаторах и стояках; в) устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств, замена плавких вставок, проверка заземления оболочки электрокабеля, замеры сопротивления изоляции проводки; г) прочистка канализационных труб и трубопроводов гор./хол. водоснабжения, откачка воды из подвалов, д) проверка исправности канализационных вытяжек и их прочистка; е) проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах и их прочистка; ж) уборка мусора, грязи, снега и наледи с кровли з) укрепление и прочистка защитных решеток водоприемных воронок и водостоков; и) закрытие люков и входов на кровлю и в подвальные помещения; к) снятие показаний домовых и групповых электросчетчиков.
2. Перечень работ, осуществляемых при подготовке дома к эксплуатации в весенне-летний период: а) укрепление и прочистка водостоков, водосточных труб, колен и воронок; б) консервация системы центрального отопления; в) проверка и устранение протечек в подвал.
3. Перечень работ, осуществляемых при подготовке дома к эксплуатации в осенне-зимний период: а) ремонт, регулировка, промывка и гидравлическое испытание систем отопления; б) укомплектование тепловых вводов, элеваторных и тепловых узлов поверенными контрольно-измерительными приборами; в) утепление нижнего и верхнего розлива отопления и горячего водоснабжения; г) ремонт и очистка кровли, сливов и желобов, укрепление и ремонт парапетных ограждений крыши; 5 37_7984945 д) замена разбитых стекол окон, ремонт входных дверей в подъездах и во вспомогательных помещениях; е) установка пружин или доводчиков на входных дверях; ж) ремонт цоколей и отмостков; з) ремонт, утепление и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов; и) ремонт и прочистка наружных водостоков; к) устранение причин подтапливания подвальных помещений; л) ремонт и замена трубопроводов холодного и горячего водоснабжения (с последующим гидравлическим испытанием); м) ревизия запорной арматуры холодного и горячего водоснабжения.
4. Перечень работ по содержанию придомовой территории: а) уборка в зимний период: подметание свежевыпавшего снега - 1 раз в сутки; посыпка территорий противогололедными материалами - 1 раз в сутки; подметание территорий в дни без снегопада - 1 раз в сутки; очистка урн от мусора - 1 раз в двое суток; уборка контейнерных площадок - 1 раз в сутки; б) уборка в теплый период: подметание территорий в дни без осадков и в дни с осадками до 2 см - 1 раз в сутки; очистка урн от мусора -1 раз в сутки; промывка урн - 1 раз в месяц; уборка газонов - 1 раз в сутки; поливка газонов, зеленых насаждений - по мере необходимости; уборка контейнерных площадок - 1 раз в сутки; подметание территорий в дни выпадения обильных осадков - 1 раз в сутки; протирка указателей - 2 раза в год. в) благоустройство ремонт, покраска малых архитектурных форм - 1 раз в год выкашивание газонов - 3 раза в сезон; стрижка кустарников, вырубка поросли, побелка деревьев -1 раз в год; завоз песка на детскую площадку (по согласованию) - 1 раз в год завоз земли, высадка кустарников, цветов (по согласованию) - 1 раз в год
5. Перечень работ по содержание лестничных клеток: а) влажное подметание лестничных площадок и маршей: первого этажа - 6 дней в неделю; выше первого этажа - 2 раза в неделю; мытье пола кабины лифта - 6 раз в неделю; б) мытье лестничных площадок и маршей - 1 раз в месяц; в) влажная протирка стен, дверей, плафонов и потолков кабин лифтов - 2 раза в месяц; г) мытье окон - 2 раза в год; д) влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, шкафов для электросчетчиков, слаботочных устройств, обметание пыли с потолков - 2 раза в год; е) влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил, чердачных лестниц, почтовых ящиков - 2 раза в месяц. ж) уборка площадки перед входом в подъезд - 1 раз в неделю з) уборка подвального помещения - по мере необходимости;
6. Перечень работ, связанных с вывозом мусора: а) уборка контейнерной площадки после вывоза мусора - 1 раз в день; Перечень работ по обеспечению безопасности и санитарного состояния: б) очистка кровли от мусора, грязи, листьев два раза в год - весной и осенью; в) посыпка территорий песком в зимнее время; г) уборка вспомогательных помещений (подвалов и чердаков); е) обеспечение 6 37_7984945 температурно-влажностного режима подвала;
7. Текущий ремонт общего имущества дома включает: а) устранение местных деформаций, усиление, вентиляционных продухов, отмосток и входов в подвалы. в) усиление и устранение неисправностей кровли, замена и восстановление отдельных участков. г) смена и восстановление отдельных элементов (приборов), оконных и дверных заполнений в местах общего пользования. д) замена, восстановление отдельных участков полов в местах общего пользования. е) восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещениях, в других общедомовых вспомогательных помещениях. ж) установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних общедомовых систем центрального отопления. з) установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних общедомовых систем водоснабжения, теплоснабжения и канализации. и) восстановление работоспособности общедомовой системы электроснабжения и электротехнических устройств (за исключением внутриквартирных устройств и приборов, а также приборов учета электрической энергии, расположенных в местах общего пользования). к) восстановление работоспособности общедомовой системы вентиляции, л) ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров мусоросборников в границах территорий, закрепленных за домом (по согласованию с Заказчиком). м) текущий ремонт общего имущества жилого дома проводится с периодичностью, установленной техническими регламентами, нормативными актами, договором или по заявке.
9. Перечень работ по техническому обслуживанию помещений собственников: (стоимость выполнения работ входит в оплату за "содержание" по установленным тарифам): а) замена прокладок, сальниковых набивок, водоразборной арматуры с устранением утечки воды; б) установка вставки для седла клапана, полиэтиленовых насадок к вентильной головке; в) устранение течи санитарно-технических приборов, регулировка смывного бачка с устранением утечки воды; г) устранение засоров стояков и системы внутридомовой канализации, происшедших не по вине собственника; д) наладка и регулировка системы горячего водоснабжения и отопления с ликвидацией непрогревов, воздушных пробок, промывка трубопроводов и нагревательных приборов с заменой неисправных полотенцесушителей, регулировка запорной арматуры; е) ликвидация последствий протечек и других нарушений, происшедших не по вине собственника.
Таким образом, на ООО "КОД" возложены функции по техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, данная организация осуществляет текущий ремонт в рамках вышеуказанного договора.
Между тем, причиной аварии послужил прорыв стояка ГВС, при этом ООО "КОД" неоднократно информировала ТСЖ "Новый бульвар, 19" (обращение от 21.04.2016; обращение от 15.06.2016; обращение от 22.08.2018) о необходимости капитального ремонта - замены трубы ГВС. Не смотря на неоднократность подобных аварий в доме и неоднократные уведомления, ТСЖ "Новый бульвар, 19" не приняло соответствующих мер.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17 января 2019 года по делу N А41-77657/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.