23 мая 2019 г. |
дело N А84-4940/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.05.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А, судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.03.2019 по делу N А84-4940/2018 (судья - Архипова С.Н.),
принятое по иску государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (ОГРН 1149204007028, ИНН 9204003670; 299007, город Севастополь, улица Николая Музыки, дом 50)
к обществу с ограниченной ответственностью "КСИЛ" (ОГРН 1087847004178, ИНН 7802455566; 194223, город Санкт-Петербург, проспект Светлановский, дом 25)
о взыскании неустойки,
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- главного контрольного управления города Севастополя (ОГРН 1169204059386, ИНН 9203541160; 299001, город Севастополь, улица Будищева, дом 9),
при участии:
от государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" - представителя Шевченко В.В. по доверенности от 07.12.2018 N 881,
от общества с ограниченной ответственностью "КСИЛ" - представителя Янчева В.А. по доверенности от 30.09.2016,
в отсутствие представителя главного контрольного управления города Севастополя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания,
установил:
государственное казенное учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (далее - ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя к обществу с ограниченной ответственностью "КСИЛ" (далее - ООО "КСИЛ" с исковым заявлением о взыскании с ООО "КСИЛ" неустойки в сумме 8372672,60 руб. за просрочку исполнения государственных контрактов от 10.07.2017 N 1ДП-ЭА, от 17.07.2017 N 2ДП-ЭА, от 24.07.2017 N 3ДП-ЭА, от 24.07.2017 N 4ДП-ЭА.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 07.03.2019 по делу N А84-4940/2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что приостановление выполнения работ по конкретным объектам нельзя расценивать в качестве приостановления работ по контрактам в целом. По мнению апеллянта, расторжение контракта влечет за собой прекращение обязательств сторон по нему, но не освобождает от ответственности за неисполнение и ли ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, которые имели место до расторжения контракта.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 апелляционная жалоба принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "КСИЛ" возражает против ее удовлетворения. ООО "КСИЛ" указывает, что в ходе исполнения государственных контрактов ООО "КСИЛ" столкнулось с тем, что на отведённых для установок детских площадок территорий имелись не предусмотренные техническим заданием и сметной документацией деревья, коммуникации; также работы по государственным контрактам прерывались местными жителями, которые не были согласны с проектом обустройства внутридворовых территорий; с требованием исполнительных органов власти Севастополя отсыпки площадок мелким отсевом вместо песка, предусмотренного техническим заданием. По ряду адресов, указанных в техническом задании, в принято решение о том, чтобы не устанавливать детские площадки, что привело к снижению объема выполненных работ по государственным контрактам и подписанию соглашений о расторжении этих контрактов с фиксацией точного объема выполненных работ.
По государственному контракту от 10.07.2017 N 1ДП-ЭА по устройству детских игровых площадок в Гагаринском районе города Севастополя факт обращения ООО "КСИЛ" в адрес заказчика подтверждают письма от 18.07.2017, от 21.08.2017, от 22.08.2017, от 08.11.2017.
По государственному контракту от 17.07.2017 N 2ДП-ЭА по устройству детских игровых площадок в Ленинском районе города Севастополя факт обращения ООО "КСИЛ" в адрес заказчика подтверждают письма от 18.07.2017, от 21.08.2017, от 28.08.2017, ответное письмо заказчика за от 06.09.2017 N 22/2907.
По государственному контракту от 24.07.2017 N 3 ДП-ЭА по устройству детских игровых площадок в Балаклавском районе города Севастополя факт обращения ООО "КСИЛ" в адрес заказчика подтверждают письма от 18.07.2017, от 21.08.2017, от 13.12.2017, от 08.11.2017, 29.12.2017, ответное письмо заказчика от 21.11.2107 N 22/4056.
По государственному контракту oт 24.07.2017 N 4 ДП-ЭА по устройству детских игровых площадок в Нахимовском районе города Севастополя факт обращения ООО "КСИЛ" в адрес заказчика подтверждают письма от 07.09.2017, от 21.08.2017, письмо заказчика от 01.11.2017 N 22/3777, письмо ООО "Инжсервис" от 03.11.2017. Кроме того, факт согласования изменений в проектную документацию (письмо заказчика за от 01.11.2017 N 22/3777, письмо ОСЮ "Инжсервис" от 03.11.2017 означает факт согласования условий государственного контракта от 24.07.2017 N 4 ДГ1-ЭА в окончательной форме.
Также были остановлены работы по обустройству детских площадок по Гагаринскому, Ленинскому и Балаклавскому районам, связанные с протестами местных жителей относительно отсыпки площадок песком. Письмом от 21.08.2017 ООО "КСИЛ" информировал истца о сложившейся ситуации. Письмом от 28.08.2017 ООО "КСИЛ" информировал департамент городского хозяйства города Севастополя о сложившейся ситуации. И только 14.11.2017 истец согласовал замену отсыпки площадок на отсев дробления ГОСТ 31424-2010.
В апелляционной жалобе истец подтверждает приостановление работ на ряде объектов по каждому из государственных контрактов. После того, как все препятствия были устранены, результаты работ были предъявлены заказчику и приняты им. Так как предметом каждого из государственных контрактов является полный перечень детских площадок, у ООО "КСИЛ" отсутствовала возможность сдавать частями выполненные работы.
Между сторонами подписано соглашение от 29.12.2017 о расторжении государственного контракта от 10.07.2017 N 1ДП-ЭА, соглашение от 29.12.2017 о расторжении государственного контракта oт 24.07.2017 N 3 ДП-ЭА. Пунктом 3 указанных соглашений о расторжении установлено, что стороны каких-либо претензий по контракту или в связи с расторжением контракта не имеют, что также свидетельствует о том, что ООО "КСИЛ" не допускало нарушения условий контракта по своей вине.
ООО "КСИЛ" считает, что расчет пени, представленный истцом, является неправильным. Истец рассчитывает пени исходя из стоимости работ, указанной в государственных контрактах. Однако итоговая стоимость выполненных работ, зафиксированная в приемо-сдаточных документах по каждому из контрактов, была меньше стоимости по контракту, что связано с исключением ряда адресов в связи с невозможностью установки по этим адресам детского игрового оборудования.
В судебное заседание апелляционной инстанции главное контрольное управление города Севастополя, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 - 123 АПК РФ, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного заседания на официальном сайте https://kad.arbitr.ru, явку представителя не обеспечило.
Представители ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" и ООО "КСИЛ" в судебном заседании 16.05.2019 поддержали свои доводы и возражения относительно апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" и ООО "КСИЛ" заключены:
- 10.07.2017 государственный контракт на выполнение работ по устройству детских игровых площадок в Гагаринском районе города Севастополя N 1ДП-ЭА (далее - Контракт N 1ДП-ЭА; т. 1, л.д. 10-17);
- 17.07.2017 государственный контракт на выполнение работ по устройству детских игровых площадок в Ленинском районе города Севастополя N 2ДП-ЭА (далее - Контракт N 2ДП-ЭА; т. 1, л.д. 19-25);
- 24.07.2017 государственный контракт на выполнение работ по устройству детских игровых площадок в Балаклавском районе города Севастополя N 3ДП-ЭА (далее - Контракт N 3ДП-ЭА; т. 1, л.д. 27-31);
- 24.07.2017 государственный контракт на выполнение работ по устройству детских игровых площадок в Нахимовском районе города Севастополя N 4ДП-ЭА (далее - Контракт N 4ДП-ЭА; т. 1, л.д. 33-37).
Согласно пункту 1.1 Контрактов подрядчик обязуется своевременно выполнить на условиях Контракта работы по устройству детских игровых площадок в Гагаринском, Ленинском, Балаклавском, Нахимовском районах города Севастополя (далее - работы) и сдать результат работ Государственному заказчику (далее-Заказчик), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, установленных настоящим Контрактом (пункт 2.1 Контрактов).
Пунктом 2.3 Контракта N 1ДП-ЭА предусмотрено, что цена Контракта составляет 14793670 руб., включая налог на добавленную стоимость (18 %): 2256661,53 руб.
Пунктом 2.3 Контракта N 2ДП-ЭА предусмотрено, что цена Контракта составляет 9492164,50 руб., включая налог на добавленную стоимость (18 %): 1447957,30 руб.
Пунктом 2.3 Контракта N 3ДП-ЭА предусмотрено, что цена Контракта составляет 10842430 руб., включая налог на добавленную стоимость (18 %): 1653930 руб.
Пунктом 2.3 Контракта N 4ДП-ЭА предусмотрено, что цена Контракта составляет 15956620 руб., включая налог на добавленную стоимость (18 %): 2434060,68 руб.
Приемка осуществляется приемочной комиссией Заказчика в течение 5 (пяти) календарных дней с момента получения от Подрядчика формы КС-2 и КС-3 (пункт 6.3 Контрактов).
В соответствии с пунктом 6.5 Контрактов работы считаются принятыми Заказчиком после подписания им Акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2).
Из пункта 9.3 Контрактов следует, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 9.3.1 Контрактов пеня в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени составляет не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле:
П = (Ц - В) х С,
где:
Ц - цена Контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по настоящему Контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения работ, в том числе отдельных этапов исполнения настоящего Контракта;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по Контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Контракты вступают в силу с даты заключения их Сторонами и действуют до 15.09.2017 (пункт 10.1 Контрактов).
Дополнительными соглашениями от 13.09.2017 к Контрактам (т. 1, л.д. 18, 26, 32, 38) Стороны изменили пункт 10.1 Контрактов, который изложили в следующей редакции: "10.1. Настоящий Контракт вступает в силу с даты заключения его Сторонами и действует до 15.09.2017, а в части финансовых обязательств Государственного заказчика - до 31.12.2017".
Из пункта 12.9 Контрактов следует, что в случае невыполнения Сторонами своих обязательств и не достижения взаимного согласия, споры по Контрактам разрешаются в Арбитражном суде города Севастополя.
Письмом от 18.07.2017 N 51 (т. 1, л.д. 51), полученным ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" 21.08.2017, ООО "КСИЛ" сообщило, что остановлены работы по обустройству детских площадок по Нахимовскому району: ул. Горпищенко 110, ул. Горпищенко 55, ул. Горпищенко 45, в связи с тем, что на территории определенной по проекту под детскую площадку располагаются деревья, которые не учтены в проекте и мешают размещению оборудования; просило согласовать перенос площадки или произвести спил и выкорчёвывание деревьев; просило сообщить дату, с которой ООО "КСИЛ" сможет приступить к работам по электронной почте на адрес rostov@ksil.ru.
Письмом от 18.07.2017 N 52 (т. 1, л.д. 60), полученным ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" 21.08.2017, ООО "КСИЛ" сообщило, что остановлены работы по обустройству детской площадки по Ленинскому району ул. Толстого 15. Над территорией площадки проходит ЛЭП, расположено дерево, не учтенное в проекте, которое мешает размещению оборудования, а также жители препятствуют установке площадки в обозначенном проектом месте; просило совместно с фирмой проектировщиком принять решение о переносе площадки или сообщить другое решение; просило сообщить дату, с которой ООО "КСИЛ" сможет приступить к работам по электронной почте на адрес rostov@ksil.ru.
Письмом от 18.07.2017 N 53 (т. 1, л.д. 63), направленным в адрес ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", ООО "КСИЛ" сообщило, что остановлены работы по обустройству детской площадки по Балаклавскому району с. Терновка, ул. Строительная. Место, обозначенное в проекте, имеет большой перепад высоты, через территорию детской площадки проходит ЛЭП и фактическая площадь для установки меньше указанной в проекте; просило совместно с фирмой проектировщиком принять решение о переносе площадки или сообщить другое решение; просило сообщить дату, с которой ООО "КСИЛ" сможет приступить к работам по данному адресу, по электронной почте на адрес rostov@ksil.ru.
В письме от 21.08.2017 N 54 ООО "КСИЛ" просило ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" назначить представителя заказчика, который будет оперативно решать вопросы согласования расположения коммуникаций на проектируемых площадках, а также для решения вопросов с жителями города; сообщило, что 20.08.2017 по адресу ул. Горпищенко, д. 45, техника простояла 3 часа из-за жительницы дома, которая препятствовала работе экскаватора (т. 1, л.д. 52).
Согласно письму от 21.08.2017 N 52 (т. 1, л.д. 61) ООО "КСИЛ" довел до сведения ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", что остановлены работы по устройству детских площадок в Ленинском районе:
- по ул. Гоголя, 20а, 20б, 20в, 20г - в связи с тем, что планируемая площадка расположена на территории благоустроенной тротуарной плиткой, жители и старший по дому не дают ее демонтировать. Оборудование можно поставить на 3-х свободных местах, но это повлечет увеличение количества поребрика, песка и ограждения по сравнению, с указанными в смете. ООО "КСИЛ" указало, что ждет решения заказчика по изменению сметы;
- по ул. Кожанова, 15 - по территории детской площадки проходит кабель ЛЭП. Необходимо решение заказчика о переносе расположения площадки;
- по ул. Хрусталева, 165 - проект не соответствует фактическому, на проекте указаны зеленые зоны, по факту на территории площадки асфальт, который надо снимать или предусмотреть резиновое покрытие. Это требует изменение проекта и сметной документации. ООО "КСИЛ" указало, что ждет решения заказчика по данному адресу.
Дату возобновления работ, просило сообщить по электронной почте на адрес rostov@ksil.ru.
Согласно письму от 21.08.2017 N 55 (т. 1, л.д. 64) ООО "КСИЛ" довел до сведения ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", что остановлены работы по устройству детских площадок в Балаклавском районе:
- по ул. 40 лет Октября, 34 -дислокация площадки возле проезжей части, необходимо перенести расположение площадки;
- по ул. Аксютина, 18-20 - по территории площадки проходят коммуникации, не учтен снос деревьев;
- по ул. Киров, 20 - по территории площадки проходит ЛЭП;
- по ул. Крестовского, 47 - в непосредственной близости проходит газовая труба, а также по территории площадки проходят подземные электрические кабели;
- по ул. Менжинского, 9 - жильцы дома не дают демонтировать старое оборудование;
- в п. Сахарная Головка, по ул. Тимирязева, 3 - через территорию площадки проходит воздушная ЛЭП, подземные коммуникации;
- по ул. Терлецкого, 1а - расположение площадки между подпорными стенка и нет возможности подойти технике и занести песок;
- по ул. Строительная, с. Терновка - перепад по высоте 1,5 м по территории проходят поземные коммуникации, фактическая площадь меньше проектируемой, оборудование не поместится;
- по ул. Севастопольская, 5-6, с. Тыловое - проектом площадка расположена на пешеходной дорожке к ступенькам подпорной стенки (единственный проход);
- по ул. Умрихина, 23 - по территории проектируемой площадки проходят коммуникации;
- по ул. Яблочкова, 8 - на месте размещения в прошлом году установили новую площадку, демонтировать нецелесообразно;
- по ул. Дмитрия Ульянова, 2 - жители требуют устанавливать оборудование на существующей детской площадке, понадобится увеличение количества поребрика, ограждения и песка.
В указанном письме ООО "КСИЛ" сообщило, что из 22 площадок по договору, 121 требуют принятия решений заказчика совместно с фирмой проектировщиком о внесении изменений в проекты (перенос места положения или адреса установки), а по некоторым изменение проекта и сметной документации; просило рассмотреть письмо и принять решение, для возможности начать работы по устройству детских площадок; письмо с принятым решением просило направить по электронной почте на адрес rostov@ksil.ru.
Письмом от 22.08.2017 N 59 (т. 1, л.д. 53) ООО "КСИЛ" сообщило ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", что остановлены работы по устройству детских площадок в Гагаринском районе:
- по ул. Дмитрия Ульянова, 2 - так как площадка расположена на существующей детской площадке, и если следовать проекту, то поребрик, песок и ограждения будут посередине площадки: на собрании жильцы требуют увеличения объемов по благоустройству;
- по ул. Щелкунова, 15 - ввиду расположения площадки по проекту на теплотрассе; жильцы на этом месте посадили деревья и кустарники. Жители против установки площадки вообще;
- по ул. Героев Бреста, 37 - произведена выемка грунта и установлено оборудование, с отступлением от проекта. Была встреча главы района с жителями, составлен протокол собрания, в котором изменили расположение площадки. Вторая часть жителей дома, теперь требует установить площадку в соответствии с проектом. ООО "КСИЛ" просит принять решение - демонтировать оборудование и переустанавливать на проектное место, или оставить как есть. ООО "КСИЛ" не может закончить благоустройство;
- по ул. Казачья бухта, 10 - жители требуют установить ограждение вдоль дороги, что повлечет изменение схемы и количества укладки поребрика и песка.
Ответ с принятым решением ООО "КСИЛ" просило направить по электронной почте rostov@ksil.ru.
В соответствии с письмом ООО "КСИЛ" от 28.08.2017 N 63 (т. 1, л.д. 79) остановлены работы по обустройству детских площадок по Гагаринскому району, Ленинскому району, Балаклавскому району. В ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" были направлены письма с описанием проблем, по каждой площадке, а также остановлена отсыпка площадок песком. На совещаниях 23 и 24 августа, некоторые вопросы проговаривались в устной форме, но письменные согласования не получены. ООО "КСИЛ" просило ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" содействия в ускорении принятия решений. Отметило, что важно принять решение по покрытию детских площадок, с 15 августа ООО "КСИЛ" не производит отсыпку песком, отсыпано только 12 площадок, жители против песка. ООО "КСИЛ" не может производить навеску оборудования, так как без покрытия это травмоопасно.
ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" в адрес ООО "КСИЛ" направило письмо от 06.09.2017 N 22/2907 (т. 1, л.д. 62), в котором указало, что в связи с многочисленными обращениями жителей, проживающих в жилых домах по адресам: уд. Гоголя, 20а, 20б, 20в, 20г, где на прилегающей дворовой территории выполняются работы по устройству детской игровой площадки, просит ООО "КСИЛ", учесть пожелания жителей и внести изменения в расположение игровых элементов.
ООО "КСИЛ" письмом от 07.09.2017 N 61 (т. 1, л.д. 73) просило ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (получено 07.09.2017) внести изменении в проектно-сметную документацию по Контракту N 4ДП-ЭА по адресам: пр. Победы, 72-74; с. Андреевка, ул. Центральная, (парк), ул. Авиаторов, 20, ул. Богданова, 25, ул. Горпищенко, 110, 112, ул. Рабочая, 5. В проектно-сметной документации предусмотрено обустройство детской площадки на площади 21,5х13 метров, что составляет по периметру 69 м., площадь 279,5 кв.м. В проектной документации и локальных сметных расчетах указано количество поребрика по периметру 62 кв.м., площадь детской площадки 240 кв.м. Таким образом уменьшена установка поребрика, выемка грунта и отсыпка песком, количество п/м ограждения соответствует размеру площадки. Уменьшить размер детской площадки нельзя, не будут соблюдены зоны безопасности. По ул. Федоровская, 53-57 необходимо внести изменение в проект, так как фактически в проекте привязка детской площадки выполнена по адресу ул. Федоровская, 49. ООО "КСИЛ" просило рассмотреть письмо и принять решение, для возможности продолжить работы по устройству детских площадок; письмо с принятыми решениями направить по электронной почте на адрес rostov@ksil.ru.
ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" обратилось с письмом от 01.11.2017 N 22/3777 (т. 1, л.д. 75) к ООО "Инжсервис", просило рассмотреть возможность замены предложенных Подрядчиком секций ограждений заложенных в проекте по устройству детских игровых площадок в Нахимовском районе; дать рекомендации о целесообразности замены ограждения.
В письме от 03.11.2017 N 1038 (т. 1, л.д. 76) ООО "Инжсервис" указало на возможность замены в секциях ограждения. Окончательное согласование по внесению изменений в утвержденную проектную документацию относится к компетенции Заказчика.
Письмом от 08.11.2017 N 86 (т. 1, л.д. 54) ООО "КСИЛ" известило ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" о том, что не принято решение по установке площадок по адресам:
- ул. Щелкунова, 5-7 (Гагаринский район) - расположение по проекту на теплотрассе. Жильцы на этом месте посадили деревья и кустарники. Жители против установки площадки;
- ул. Яблочкова, 8 (Балаклавский район) - на месте размещения в прошлом году установили новую площадку, демонтировать нецелесообразно;
- ул. Кирова, 20 (Балаклавский район) - жители категорически против установки площадки;
- ул. Крестовского, 47 (Балаклавский район) - в непосредственной близости проходит газовая труба, а также по территории площадки проходят1 подземные электрические кабели.
ООО "КСИЛ" направило в адрес ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" письмо от 08.11.2017 N 86 (т. 1, л.д. 65), которым довело до сведения о том, что не принято решение по установке площадок по адресам: ул. Щелкунова, 5-7 (Гагаринский район), ул. Яблочкова, 8, ул. Кирова, 20, ул. Крестовского, 47 (Балаклавский район).
В письме от 16.11.2017 N 2-090-17 (т. 1, л.д. 66), направленном ООО "КСИЛ" в ответ на письмо ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" от 16.11.2017 N 22/399, указано, что при производстве работ по установке детского игрового оборудования по адресу ул. Терлецкого, 11, возникли вопросы по установке ограждения на подпорную стенку. По проекту заложена установка ограждения 50 см, на анкера на подпорную стенку. На основании приказа Министерства регионального развития РФ от 27.12.2611 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" следует предусматривать ограждения пешеходных дорожек, размещаемых вдоль этих сооружений, при высоте подпорной стенки более 1,0 м, а откоса - более 2 м. Высоту ограждений рекомендуется устанавливать не менее 0,9 м. ООО "КСИЛ" указало, что ограждение 50 см и в данной конфигурации не сможет в полной мере обеспечить безопасную эксплуатацию; предложило рассмотреть возможность замены данного ограждение на более высокое ограждение 3D; также, что оборудование установлено согласно проекту в непосредственной близости к подпорной стенке, хотя необходимо предусматривать удаленность детской площадки на расстояние, равное высоте подпорной стенки.
КУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" на обращение ООО "КСИЛ" о возможности замены секций ограждении, заложенных в проекте по обустройству детских игровых площадок в Балаклавском районе по ул. Терлецкого, 11а письмом от 21.11.2017 N 22/4056 (т. 1, л.д. 69) сообщило о том, что ИП Никулин, выполнявший проектные работы по данным объектам, считает целесообразным замену проектного ограждения на предложенный подрядчиком вариант.
Департамент городского хозяйства города Севастополя направил в адрес ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства":
- письмо от 27.11.2017 (т. 1, л.д. 55), которым просит в рамках Контракта 1ДП-ЭА (Гагаринский район) определить альтернативные места размещения детских площадок по объектам ул. Щелкунова, д. 5-7, ул. Героев Бреста, д. 37 на территории, прилегающей к данным адресам;
- письмо от 27.11.2017 (т. 1, л.д. 56), которым просит в рамках исполнения Контрактов на устройство детских площадок в 2017 году, предусмотреть увеличения количества металлического ограждения по объекту ул. Дмитрия Ульянова, д. 18-22.
ООО "КСИЛ" повторно направило письмо от 13.12.2017 N 2-098/17 (т. 1, л.д. 67) в адрес ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" с просьбой решить вопрос о переносе площадок и внесении изменений по адресам: в Балаклавском районе: с. Терновка, ул. Строительная, ул. Яблочкова, 8, ул. Кирова, 20, ул. Крестовского, 47; в Гагаринском районе: ул. Щелкунова, 5-7, ул. Бреста, 37.
Письмом от 29.12.2017 N 112 (т. 1, л.д. 68) ООО "КСИЛ" просило ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" расторгнуть Контракты N 1ДП-ЭА и N 3ДП-ЭА по соглашению сторон с оплатой по фактическому выполнению работ, поскольку заказчиком не решен вопрос с установкой проблемных площадок, а именно: в Гагаринском районе по ул. Щелкунова 5-7 - через территорию определенную проектом проходит теплотрасса и водопровод, установить площадку технически невозможно, другого места для установки по данному адресу нет; в Балаклавском районе нет адреса с. Терновка, ул. Строительная. По проекту заложена площадка по территории на 100 кв.м. меньше чем необходима для безопасной эксплуатации, склон 1,5 кв.м. о данных проблемах и приостановке установки детских площадок, неоднократно сообщалось заказчику.
В письме от 21.08.2017 N 50 (т. 1, л.д. 78) ООО "КСИЛ" сообщило ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", что с 15 августа, по распоряжению вице губернатора Базарова В.В., остановлена отсыпка песком детских площадок, до принятия решения по замене покрытия, в связи с чем не может производить навеску оборудования; просило сообщить, когда будет принято окончательное решение по замене покрытия площадок или письменное разрешение на продолжение работ по отсыпке песком, в соответствии со сметами.
Письмом от 14.11.2017 N 22/3934 (т. 1, л.д. 80) ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" сообщило ООО "КСИЛ", что при выполнении работ по устройству детских игровых площадок произвести замену песка природного для строительных работ среднего на песок фракции 0-5 из отсевов дробления ГОСТ 31424-2010.(немытый).
В соответствии со справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 20.11.2017 N 1, за период с 10.07.2017 по 20.11.2017, по Контракту N 1ДП-ЭА, подписанной Заказчиком и Подрядчиком, ООО "КСИЛ" выполнило работы на сумму 13302209,46 руб. (т. 1, л.д. 58).
ООО "КСИЛ" и ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" 29.12.2017 заключили соглашение о расторжении Контракта N 1ДП-ЭА (т. 1, л.д. 58), в пунктах 2 и 3 которого указали, что всего по Контракту выполнено, принято и оплачено работ на сумму 13302209,46 руб., включая налог на добавленную стоимость (18 %): 2029150,60 руб. Взаимные обязательства Сторон по Контракту считаются прекращенными со дня подписания настоящего Соглашения. Каких-либо претензий по Контракту или в связи с расторжением Контракта Стороны друг к другу не имеют.
ООО "КСИЛ" и ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" 16.11.2017 заключили соглашение N 3 о расторжении Контракта N 2ДП-ЭА (т. 1, л.д. 59), которым Приложение N 2 к Контракту изложили в новой редакции, согласно приложению к настоящему Дополнительному соглашению. Неотъемлемым приложением Дополнительного соглашения является: Приложение N 2-Сметная документация.
Согласно акту приемки законченного строительства объекта от 20.11.2017 N 1 (форма КС-14) стоимость выполненных работ по Контракту N 2ДП-ЭА составляет 8673131,67 руб. (см. CD-R).
В соответствии со справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 25.12.2017 N 1, за период с 24.07.2017 по 25.12.2017, по Контракту N 3ДП-ЭА, подписанной Заказчиком и Подрядчиком, ООО "КСИЛ" выполнило работы на сумму 9369296,94 руб. (т. 1, л.д. 72).
Между ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" и ООО "КСИЛ" 29.12.2017 заключено соглашение о расторжении Контракта N 3ДП-ЭА (т. 1, л.д. 71), в пунктах 2 и 3 которого указали, что всего по Контракту выполнено, принято и оплачено работ на сумму 9369296,94 руб., включая налог на добавленную стоимость (18 %): 1429214,79 руб. Взаимные обязательства Сторон по Контракту считаются прекращенными со дня подписания настоящего Соглашения. Каких-либо претензий по Контракту или в связи с расторжением Контракта Стороны друг к другу не имеют.
В соответствии с актом от 25.12.2017 N 1 (форма КС-14) о приемке законченного строительства объекта приемочной комиссией ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" приняло у ООО "КСИЛ" объект по Балаклавскому району за период с 24.07.2017 по 25.12.2017 на сумму 9369296,94 руб. без замечаний.
В соответствии с актом от 01.12.2017 N 1 (форма КС-14) о приемке законченного строительства объекта приемочной комиссией ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" приняло у ООО "КСИЛ" объект по Нахимовскому району за период с 24.07.2017 по 01.12.2017 на сумму 15231059,20 руб. без замечаний.
Полагая, что ООО "КСИЛ" нарушило сроки выполнения работ по Контрактам, ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о наличии обстоятельств, препятствовавших выполнению работ в пределах согласованных Контрактов сроков, за которые начислена неустойка, несмотря на то, что подрядчик фактически выполнил работ. При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении исковых требований, руководствуясь статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Спорные правоотношения возникли из государственных контрактов, и регулируются положениям главы 37 ГК РФ и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно статье 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 ГК РФ).
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
На основании статьи 330 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств законом или договором может быть предусмотрено взимание с должника неустойки (штрафа, пеней).
Согласно статье 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Размер подлежащей уплате неустойки в случае нарушения сроков выполнения работ установлен в пункте 9.3.1 Контрактов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
Кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (пункт 1 статьи 406 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В ходе исполнения Контрактов ООО "КСИЛ" неоднократно приостанавливало исполнение работ по правилам статьи 716 ГК РФ, поскольку на отведённых для установок детских площадок участках имелись не предусмотренные техническим заданием и сметной документацией деревья, коммуникации, также работы по Контрактам прерывались жителями, которые не были согласны с проектом обустройства внутридворовых территорий, с требованием отсыпки площадок мелким отсевом вместо песка.
По Контракту N 1ДП-ЭА по устройству детских игровых площадок в Гагаринском районе города Севастополя факт приостановления работ Подрядчиком подтверждают письма от 18.07.2017, от 21.08.2017, от 22.08.2017, от 08.11.2017.
По Контракту N 2ДП-ЭА по устройству детских игровых площадок в Ленинском районе города Севастополя факт приостановления работ Подрядчиком подтверждают письма от 18.07.2017, от 21.08.2017, от 28.08.2017, письмо заказчика от 06.09.2017 N 22/2907.
По Контракту N 3 ДП-ЭА по устройству детских игровых площадок в Балаклавском районе города Севастополя факт приостановления работ Подрядчиком подтверждают письма от 18.07.2017, от 21.08.2017, от 13.12.2017, от 08.11.2017, 29.12.2017, а также письмо заказчика от 21.11.2107 N 22/4056.
По Контракту N 4 ДП-ЭА по устройству детских игровых площадок в Нахимовском районе города Севастополя факт приостановления работ Подрядчиком подтверждают письма от 07.09.2017, от 21.08.2017, письмо заказчика за от 01.11.2017 N 22/3777, а также письмо ООО "Инжсервис" от 03.11.2017.
При этом, поскольку апеллянт не представил доказательства сроков устранения препятствий к выполнению работ, период приостановления рассчитать не представляется возможным.
Подрядчик письмом от 21.08.2017 N 50 приостановил работы по Контрактам до окончательного решения по замене покрытия детских площадок или письменного информировал истца, письмом от 28.08.2017 информировал Департамента городского хозяйства города Севастополя об остановке работ по обустройству детских площадок (вместо песка) или письменного разрешения на продолжение работ по отсыпке песком в соответствии со сметами.
Заказчик согласовал замену отсыпки площадок вместо песка на отсев дробления ГОСТ 31424-2010 лишь письмом от 14.11.2017 N 22/3934.
Таким образом, период приостановления работ по Контрактам в связи с необходимостью согласования замены покрытия составил 85 дней (с 21.08.2017 по 14.11.2017), что превышает исчисленный истцом период просрочки сдачи результатов работ по Контрактам 1ДП-ЭА (66 дней), 2ДП-ЭА (66 дней), 4ДП-ЭА (54 дня), что исключает наличие основания для начисления неустойки за просрочку.
Работы по Контракту N 3 ДП-ЭА приостанавливались с целью разрешения вопроса об установке площадок по адресам: ул. Яблочкова, 8; ул. Кирова,20, ул. Крестовского,47; ул. Терлецкого,11; с. Терновка, ул. Строительная (письма от 08.11.2017 N 86, от 13.12.2017 N 2-098-17, от 29.12.2017 N 112). Ответ о замене проектного ограждения по ул. Терлецкого,11 истец представил только 21.11.2017 N 22/4056.
В соглашении о расторжении Контракта N 3 ДП-ЭА от 29.12.2017 стороны договорились об уменьшении объема работ в связи с исключением из перечня адресов, по которым должны быть установлены площадки (ул. Яблочкова, 8; ул. Кирова,20; ул. Крестовского,47). Стороны согласовали. Что взаимные обязательства по Контракту считаются прекращенными со дня подписания настоящего Соглашения. Каких-либо претензий по Контракту или в связи с его расторжением стороны друг к другу не имеют.
В силу пункта 3 статьи 407 ГК РФ стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из этого соглашения или характера изменения договора (пункт 3 статьи 453 ГК РФ).
Из разъяснений, приведенных в пунктах 1 и 4 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Если норма не содержит явно выраженного запрета на установление соглашением сторон условия договора, отличие условий договора от содержания данной нормы само по себе не может служить основанием для признания этого договора или отдельных его условий недействительными по статье 168 ГК РФ.
Воспользовавшись названным правом, ООО "КСИЛ" и ГКУС "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" заключили соглашение о расторжении Контракта, в котором также указали, что всего по Контракту выполнено, принято и оплачен работ на сумму 9369296,94 руб. (пункт 2); взаимные обязательства сторон по Контракту считаются прекращенными со дня подписания соглашения, Каких-либо претензий по Контракту или в связи с его расторжением стороны друг к другу не имеют (пункт 3).
Судами установлено, что данное соглашение вступило в силу 29.12.2017, сторонами не расторгнуто и не признано недействительным в установленном законом порядке, доказательств, свидетельствующих о его ничтожности, в материалы дела не представлено.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств арбитражный суд апелляционной инстанции признал верным вывод суда первой инстанции, что заказчик был уведомлен о невозможности выполнения условий Контрактов, подрядчик правомерно приостановил исполнение обязательств до устранения препятствий, не зависящих от него; доказательств того, что подрядчик нарушил сроки выполнения работ, продленные в связи с приостановлением исполнения своих обязательств, заказчик не представил, поэтому его доводы о просрочке исполнения обязательств ответчиком не обоснованны.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб., по правилам статьи 110 АПК РФ, относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.03.2019 по делу N А84-4940/2018 оставить без изменения; апелляционную жалобу государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4940/2018
Истец: Государственное казенное учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства"
Ответчик: ООО "Ксил"
Третье лицо: Главное контрольное Управление города Севастополя