Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 9 октября 2019 г. N Ф06-52127/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А12-44260/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поливановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПетроХим"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2019 года по делу N А12-44260/2018 (судья Репникова В.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПетроХим" (ИНН 3435012832, ОГРН 1103435001317)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223, 400094, г. Волгоград, ул. 51 Гвардейская, д. 38)
о признании незаконным решения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования:
Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (ОГРН 1043400221127, ИНН 3442075551, 400005, г. Волгоград, пр. им. В.И.Ленина, д. 90)
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (ОГРН 1043400122226, ИНН 3435111400, 404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, д. 46),
при участии в судебном заседании:
представителя Общества с ограниченной ответственностью "ПетроХим" - Кадырова А.Ф., действующего на основании доверенности от 20.05.2019,
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда - Кисловой Н.С., действующей на основании доверенности от 02.04.2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "ПетроХим" (далее - ООО "ПетроХим", Общество, заявитель) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, налоговый орган, Инспекция) N 4313764А от 27.09.2018 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "ПетроХим".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области), Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области).
Решением от 04 марта 2019 года Арбитражный суд Волгоградской области отказал в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ПетроХим" о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда N 4313764А от 27.09.2018 об отказе в государственной регистрации ликвидации.
ООО "ПетроХим" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
УФНС России по Волгоградской области, ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
УФНС России по Волгоградской области извещено о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителей не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 18.04.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "ПетроХим" зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 01 апреля 2010 года ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда и поставлено на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика по месту нахождения в ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области.
31 октября 2016 года единственным участником Общества - ООО "Альфа" принято решение о ликвидации ООО "ПетроХим", ликвидатором назначен Поварницын В.В.
01 ноября 2016 года в ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда поступило уведомление о ликвидации с приложением необходимых документов, 09 ноября 2016 года инспекцией внесены в ЕГРЮЛ сведения о принятии решения о ликвидации ООО "Петро-Хим" и назначении ликвидатора.
25 декабря 2017 года в регистрирующий орган представлено решение N 8 от 20 сентября 2017 года об утверждении промежуточного ликвидационного баланса ООО "ПетроХим", сведения о чем внесены в ЕГРЮЛ 9 января 2018 года.
20 сентября 2018 года в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных электронной подписью ликвидатора ООО "ПетроХим" Поварницина В.В., представлены документы для государственной регистрации ООО "ПетроХим" в связи с его ликвидацией, а именно:
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001;
- ликвидационный баланс от 20.09.2017 г.;
- решение N 5 единственного участника ООО "ПетроХим" от 20.09.2017 об утверждении ликвидационного баланса;
- документ об оплате государственной пошлины;
- письмо ликвидатора ООО "ПетроХим" Поварницина В.В.
Решением ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда N 4313764А от 27.09.2018 в соответствии с подпунктами "а" и "х" пункта 1 статьи 23 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказано в государственной регистрации ликвидации ООО "ПетроХим" со ссылкой на то, что документы, представленные для государственной регистрации, содержат недостоверные сведения: ликвидационный баланс ООО "ПетроХим" не содержит сведения о сумме задолженности по налогам и сборам в размере 19 297 675,93 рублей; по состоянию на 27 сентября 2018 года; в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ООО "ПетроХим" содержится запись о недостоверности сведений об участнике - ООО "Альфа" (22.09.2017 внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения).
Указанное решение Инспекции было обжаловано Обществом в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Волгоградской области от 06.12.2018 N 1271 жалоба ООО "ПетроХим" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с выводами налогового органа и считая отказ в государственной регистрации незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица Обществом не был соблюден, поданный в налоговый орган ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, следовательно, Инспекция обоснованно отказала в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу пунктов 1, 2 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
Согласно пункту 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица, составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (пункт 2 статья 63 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных Законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу пункта 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N129-ФЗ.
В рассматриваемом случае, ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда отказало в государственной регистрации ликвидации ООО "ПетроХим" обосновав тем, что документы, представленные для государственной регистрации, содержат недостоверные сведения: ликвидационный баланс ООО "ПетроХим" не содержит сведения о сумме задолженности по налогам и сборам в размере 19 297 675,93 руб.
Так, при проверке достоверности сведений налоговым органом по месту учета - ИФНС России по г.Волжскому в регистрирующий орган представлены сведения, согласно которым 30 июня 2017 года в отношении ООО "ПетроХим" вынесено решение N 12-14/47 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам выездной налоговой проверки за 2014-2016 годы, которым доначислены суммы налогов в общем размере 12 265 714 рублей, пени в размере 3 061 847 рублей, штраф в размере 2 453 143 рублей.
13 октября 2017 года ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области в адрес ООО "ПетроХим" направлено требование N 5924 об уплате доначисленных сумм налоговых платежей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), которые поступили по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Таким образом, получение корреспонденции по юридическому адресу организации является его обязанностью.
Кроме того, 15 января 2018 года ИФНС России по г. Волжскому направлено информационное письмо ликвидатору ООО "ПетроХим" для включения в третью очередь кредиторов задолженности по налогам по состоянию на 29 декабря 2017 года.
Следовательно, на момент представления ликвидатором ООО "ПетроХим" в налоговый орган заявления форма Р16001 "О государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидацией" и ликвидационного баланса, Обществу было известно о наличии кредиторской задолженности, подлежащей включению в ликвидационный баланс, однако в ликвидационный баланс задолженность по налогам и сборам в размере 19 297 675,93 руб. не включена.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку представленный обществом в налоговый орган ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, этот баланс обоснованно расценен регистрирующим органом как непредставленный, следовательно, инспекция обоснованно отказала в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Довод Общества об утверждении ликвидационного баланса 20 сентября 2017 года и отсутствии обязанности включать в баланс задолженность по налогам на указанную дату был рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
Суд обоснованно указал, в нарушение пункта 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете в регистрирующий орган 20 сентября 2018 года представлена бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО "ПетроХим", составленная на 20.09.2017.
На дату подачи заявления о государственной регистрации ликвидации (20 сентября 2018 года) бухгалтерский баланс не составлялся, что повлекло не включение в баланс сведений о кредиторской задолженности, возникшей на основании решения налогового органа.
Также, ООО "ПетроХим" на дату утверждения ликвидационного баланса было известно о проведении ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области в отношении него выездной налоговой проверки за 2014-2016 годы.
Решение N 12-14/47 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам выездной налоговой проверки за 2014-2016 годы вынесено ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области 30 июня 2017 года, то есть до утверждения ликвидационного баланса.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Обществу должно было быть известно о наличии непогашенной задолженности по обязательным платежам и на дату составления ликвидационного баланса - 20 сентября 2017 года.
Кроме того, регистрирующий орган обоснованно указал, что в Едином государственном реестре юридических лиц на момент обращения с заявлением о ликвидации в отношении ООО "ПетроХим" содержится запись об участнике - ООО "Альфа", тогда как в отношении указанного лица 22.09.2017 внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое в рамках данного дела решение регистрирующего органа полностью соответствует требованиям закона и имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах, суд судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "ПетроХим" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы заявителем подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
При подаче апелляционной жалобы в подтверждение уплаты государственной пошлины в сумме 3000 руб. заявителем представлен чек-ордер от 04.04.2019.
При таких обстоятельствах, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежит возврату Обществу с ограниченной ответственностью "ПетроХим" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2019 года по делу N А12-44260/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "ПетроХим" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 04.04.2019. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.