Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 сентября 2019 г. N Ф03-3709/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А51-20082/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Н.Н. Анисимовой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-2685/2019
на решение от 11.03.2019
судьи Попова Е.М.
по делу N А51-20082/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Феникс" (ИНН 2537103445, ОГРН 1142537000539)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока (ИНН 2537019306, ОГРН 1042503462385)
о признании недействительными решений от 25.05.2018 N N 11-16/183, 11- 16/6637 и обязать возместить сумму налога на добавленную стоимость в размере 55 663 руб.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока: Митасова Е.С., доверенность от 09.01.2019, сроком до 31.12.2019 года, служебное удостоверение; Виговская С.Н., доверенность от 09.01.2019, сроком до 31.12.2019 года, служебное удостоверение; Лындина М.И., доверенность от 09.01.2019, сроком до 31.12.2019 года, служебное удостоверение,
от ООО "Феникс": Ткачук И.К., доверенность от 20.03.2018, сроком до 31.12.2019 года, служебное удостоверение, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - заявитель, общество, ООО "Феникс") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока (далее - ответчик, инспекция) о признании недействительными решения от 25.05.2018 N 11-16/183 "об отказе в возмещении частично сумы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению; решения от 25.05.2018 N 11-16/6637 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 56 663 руб., а также об обязании инспекции возместить НДС в сумме 56 663 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.03.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме: суд признал недействительными решения инспекции от 25.05.2018 N 11-16/183 об отказе в возмещении частично сумы НДС, заявленной к возмещению и N 11-16/6637 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части отказа в возмещении НДС в сумме 56 663 руб.; обязал инспекцию возместить обществу из федерального бюджета НДС в сумме 56 663 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы инспекция настаивает на том, что налоговая ставка по НДС является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее изменять в большую либо меньшую сторону. Таким образом, поскольку при реализации работ (услуг), указанных в подпункте 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подлежит применению ставка 0 %, счета-фактуры, выставленные с указанием ставки 18 % не соответствуют требованиям подпункта 10 пункта 5 статьи 169 НК РФ и не могут являться основанием для принятии предъявленных сумм налога к вычету. В связи с указанным полагает ошибочным вывод суда о соблюдении ООО "Феникс" требований статей 169, 171, 172 НК РФ и не представлении налоговым органом доказательств согласованности действий общества и его контрагентов. Также податель жалобы полагает необоснованной ссылку суда на положения пункта 5 статьи 173 НК РФ и письмо ФНС России от 14.06.2018 N СА-4-7/11482. Инспекция отмечает, что именно на ООО "Феникс" лежала обязанность предоставить исполнителю услуг в письменном виде до начала осуществления погрузо-разгрузочных работ товаросопроводительные документы на товар с указанием пункта отправления и пункта назначения (пункт 3.3.2 договора оказания услуг, заключенного с ООО "Далькомхолод", пункт 3.7 договора оказания услуг, заключенного с ООО "Оранж Лайнс"). Кроме того, налоговый орган не согласен с указанием суда на то, что услуги по перевалке товара, облагаемые по ставке 0 % должны выполняться именно в том порту, в котором осуществляется перемещение товара через границу Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы представители инспекции в судебном заседании поддержали в полном объеме. Поддержали ранее представленное через канцелярию суда ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов (требования N 33957, договора N 01-08-17/672 от 01.08.2017).
Суд, в соответствии со статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ удовлетворил заявленное ходатайство.
Представитель общества в судебном заседании апелляционной инстанции на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает, что суд первой инстанции в полном соответствии со статьей 71 АПК РФ всесторонне и в с совокупности рассмотрев доказательства обеих сторон по делу, вынес законное и обоснованное решение, в связи с чем просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В период с 19.10.2017 по 19.01.2018 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по НДС за 3-й квартал 2017 года, представленной ООО "Феникс" 19.10.2017, в которой заявлены:
- по 3 разделу - налоговые вычеты в сумме 388 581 руб.;
- по 4 разделу - налоговая база по операциям, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена, в том числе по кодам операций: - 1011410 (экспорт товаров, облагаемых на внутреннем рынке по ставке 18%) - 188 059 000 руб.; - 1011412 (экспорт товаров, облагаемых на внутреннем рынке по ставке 10%) - 177 524 138 руб.
Сумма НДС, заявленная к возмещению из бюджета, составила 388 581 руб.
Проверкой установлено неправомерное завышение ООО "Феникс" налоговых вычетов по НДС за 3-й квартал 2017 года на общую сумму 56 663 руб. по погрузо-разгрузочным работам, оказанным ООО "Орандж Лайнс" и АО "Далькомхолод" в отношении рыбопродукции, реализованной на экспорт.
Основанием отказа в реализации права на применение налоговых вычетов в спорном периоде по погрузо-разгрузочным работам в размере 56 663 руб. послужили выводы налогового органа о том, что данные услуги, в соответствии с подп.2.5 п.1 ст. 164 НК РФ подлежат обложению НДС по ставке 0%, что исключает возможность применения обществом вычетов по предъявленным счетам-фактурам.
Выявленные налоговой проверкой нарушения отражены в акте камеральной налоговой проверки от 02.02.2018 N 11-16/42300, направленном в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) и полученном 09.02.2018, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
Извещение от 09.02.2018 N 9584 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (назначено на 15.03.2018) направлено заявителю по ТКС (согласно извещению о получении электронного документа получено 12.02.2018).
Не согласившись с выводами и предложениями проверяющих, изложенными в акте камеральной налоговой проверки, общество в порядке п.6 ст. 100 НК РФ представило письменные возражения от 14.02.2018 (вх. инспекции от 15.02.2018 N 03771).
15.03.2018 состоялось рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки и письменных возражений налогоплательщика в присутствии руководителя общества Коломиец В.В.
Налоговым органом в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств подтверждения факта совершения налогового правонарушения ООО "Феникс" принято решение от 26.03.2018 N 158 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (в срок 26.04.2018).
Указанное решение направлено в адрес общества заказной корреспонденцией 10.04.2018. Извещение от 04.05.2018 N 10850 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля (назначено на 15.05.2018) направлено в адрес общества по ТКС и получено 07.05.2018, о чем свидетельствует извещение о получении электронного документа.
В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщиком в ответ на требование инспекции представлены пояснения от 17.04.2018 (вх. инспекции от 18.04.2018 N 10297). Рассмотрение акта, материалов налоговой проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля, письменных возражений от 14.02.2018 и пояснений от 17.04.2018 налогоплательщика состоялось в присутствии руководителя общества Коломиец В.В., о чем составлен протокол от 15.05.2018.
Инспекцией приняты решения от 25.05.2018 N 11-16/6637 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и от 25.05.2018 N 11-16/183 "об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", согласно которым ООО "Феникс" отказано в возмещении налога за 3-й квартал 2017 года в сумме 56 663 руб.
Воспользовавшись правом апелляционного обжалования, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управлении Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 29.08.2018 N 13-09/31333@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решения инспекции от 25.05.2018 N 11-16/6637 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и от 25.05.2018 N 11-16/183 "об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" признаны вступившими в законную силу.
Не согласившись с выводами налогового органа, общество с ограниченной ответственностью "Феникс" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решений от 25.05.2018 N N 11-16/183, 11-16/6637 и просит арбитражный суд обязать инспекцию возместить ему сумму налога на добавленную стоимость в размере 56 663 руб.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя требования заявителя суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Порядок и условия применения налоговых вычетов установлены статьями 169, 171, 172 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты, которыми являются суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Требования к составлению счетов-фактур установлены статьей 169 НК РФ и постановлением Правительства РФ N 1137 от 26.12.2011 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
В пункте 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ и разделе II Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ N 1137 от 26.12.2011 приведен перечень сведений, которые должны быть указаны в выставляемых счетах-фактурах. Так, согласно подпункту 11 пункта 5 статьи 169 НК РФ и подпункту 3 пункта 2 раздела II Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ N 1137 от 26.12.2011, в счете-фактуре должна быть указана сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
Как следует из материалов дела, обществом представлены счета-фактуры, выставленные ООО "Орандж Лайнс" и АО "ДалькомХолод" для оплаты грузовых работ по рыбопродукции мороженой в упаковке, акты приемки выполненных работ. Из представленных документов следует, что ООО "Орандж Лайнс" и АО "ДалькомХолод" произвели налогообложение выполненных работ с применением налоговой ставки НДС 18%, сумма НДС была выделена и предъявлена ООО "Феникс" в счетах-фактурах, требования к содержанию и составлению счетов-фактур контрагентом не нарушены, указанная сумма НДС по ставке 18% была оплачена ООО "Феникс".
Согласно пункту 1, пункту 2 и пункту 3 раздела II Приложения N 5 к постановлению Правительства РФ N 1137 от 26.12.2011, продавцы ведут книги продаж, в которых регистрируются счета-фактуры, выставленные при исчислении налога.
Порядок заполнения налоговой декларации по НДС утвержден приказом ФНС России N ММВ-7-3/558@ от 29.10.2014 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ N 35171 от 15.12.2014).
В соответствии с пунктом 4 раздела II Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, указано, что декларация составляется на основании книги продаж.
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ, при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, продавец обязан уплатить данную сумму в бюджет.
Исходя из изложенного, обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом - выставлением счета-фактуры. Право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм НДС в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ, то есть посредством счета-фактуры, а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры, с выделением в нем соответствующей суммы НДС отдельной строкой.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 4.1 и п. 4.2 Постановления N 17-П от 03.06.2014 г. (аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ N 1049-О-О от 07.11.2008), одним из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых правоотношений выступает право лиц вступить в правоотношения по уплате НДС, что в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ возлагает на таких лиц обязанность выставлять покупателю счет-фактуру с выделением в нем суммы налога и, соответственно, исчислять сумму данного налога, подлежащую уплате в бюджет. Выставленный же покупателю счет-фактура, согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ, в дальнейшем служит для него основанием для принятия указанных в нем сумм налога к вычету. Обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом - выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм НДС в порядке, предусмотренном НК РФ, то есть посредством счета-фактуры (пункт 1 статьи 169), а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением соответствующей суммы отдельной строкой.
Таким образом, налогоплательщик, получающий от контрагентов счета-фактуры с выделением сумм НДС, вправе использовать соответствующие вычеты, а контрагенты обязаны уплатить НДС в бюджет.
При этом, ООО "Феникс" были соблюдены предусмотренные статьями 169, 171, 172 НК РФ условия и порядок применения налоговых вычетов.
Отказывая в применении обществу вычетов, налоговая инспекция сослалась на неправомерное применение ставки 18 % в выставленных контрагентами (АО "Далькомхолод и ООО "Орандж Лайнс") счетах-фактурах, поскольку в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ услуги по перевалке, оказанные контрагентами должны облагаться по ставке 0 %.
Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ ставка 0% налога на добавленную стоимость применяется в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Грузовые услуги в отношении товара, хранившегося в ОАО "Владморрыбпорт", были оказаны контрагентом ООО "Орандж Лайнс" по договору оказания услуг от 13.08.2014 N РП/183. Грузовые услуги в отношении товара, хранившегося в АО "Далькомхолод", были оказаны хранителем по договору хранения N 3-1859114 от 03.02.2014.
Как указывает налоговый орган, именно на ООО "Феникс" лежала обязанность предоставить исполнителю услуг в письменном виде до начала осуществления погрузо-разгрузочных работ товаросопроводительные документы на товар с указанием пункта отправления и пункта назначения (пункт 3.3.2 договора оказания услуг, заключенного с ООО "Далькомхолод", пункт 3.7 договора оказания услуг, заключенного с ООО "Оранж Лайнс").
Вместе с тем, как следует из материалов дела, контрагенты общества не располагали такими сведениями.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации в своем письме от 14.06.2018 N СА-4-7/11482 разъясняет, что налоговым органам следует исследовать вопрос о том, располагал ли контрагент, выставивший в адрес проверяемого налогоплательщика счет-фактуру, содержащую неверную ставку налога, информацией о том, что осуществляемые им в пользу налогоплательщика операции связаны с международной перевозкой груза.
При этом, если лицо, оказывающее услуги не обладает сведениями об экспортном характере товара, на основании пункта 3 статьи 164 НК РФ налог исчисляется по ставке 18 % (Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2018 года по вопросам налогообложения).
Кроме того, федеральным законом от 27.11.2017 N 350-ФЗ статья 164 НК РФ была дополнена пунктом 7, согласно которому при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, и (или) выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2.1 - 2.5, 2.7 и 2.8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик вправе выбрать, по какой налоговой ставке производить налогообложение соответствующих операций. Начало действия редакции с 01.01.2018.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда, что в рассматриваемой ситуации ООО "Орандж Лайнс" и АО "ДалькомХолод" правомерно произвели налогообложение выполненных работ с применением налоговой ставки НДС 18%.
Согласно письму ФНС России от 14.06.2018 N СА-4-7/11482 "О направлении рекомендаций по вопросу применения вычетов по налогу на добавленную стоимость с учетом судебной практики", налоговым органам при осуществлении мероприятий налогового контроля налоговым органам следует:
- выявлять обстоятельства, прямо или косвенно подтверждающие нереальность выполнения работ (услуг) силами спорного контрагента и (или) отсутствие в реальности предмета договора;
- посредством анализа налогового и бухгалтерского учета устанавливать, в каком объеме контрагентом Общества исчислен и уплачен НДС в бюджет со спорных операций с налогоплательщиком;
- устанавливать место реализации услуги по перевозке (организации перевозки) товаров.
Только при наличии совокупности вышеперечисленных обстоятельств налогоплательщик лишается права на применение вычетов по НДС на основании счетов-фактур, содержащих неверную ставку налога.
Налоговым органам необходимо: устанавливать лицо, являющееся декларантом при экспорте груза; осуществлять комплексный анализ первичной и иной документации, полученной от налогоплательщика и его контрагента; проводить допросы должностных лиц указанных организаций, в том числе ответственных за организацию и осуществление перевозки груза; устанавливать, знал ли налогоплательщик о тех нарушениях, которые вменяются его контрагенту (в том числе в силу обстоятельств взаимозависимости и аффилированности с ним).
Однако налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о том, что контрагенты общества не уплатили в бюджет НДС при реализации услуг, отразили реализацию данных услуг по меньшей стоимости либо имеются иные расхождения в документах о реализации АО "Далькомхолод и ООО "Орандж Лайнс" и приобретении услуг обществом. Равно как и не представлено доказательств согласованности действий общества и его контрагентов, направленных на неуплату НДС.
Также коллегия учитывает вывод суда о том, что работы по перевалке товара, облагаемые по ставке 0% должны выполняться, именно, в том порту, в котором осуществляется перемещение товара через границу Российской Федерации. То обстоятельство, что рыбопродукция, принадлежащая ООО "Феникс", до поступления ее в порт для оформления на экспорт, хранилась на складе, который территориально находится на территории другого порта, не свидетельствует о возможности применения в отношении погрузочных работ со склада в контейнер налоговой ставки по НДС 0%. При этом товаросопроводительных документов, в которых указан пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации не оформляется.
В связи с изложенным суд правомерно удовлетворил требования заявителя, признав оспариваемое решение инспекции недействительным и обязав налоговый орган возместить ООО "Феникс" из федерального бюджета НДС в сумме 56 663 руб.
Доводы апелляционной жалобы инспекции подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании норм права и противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Само по себе несогласие налогового органа с выраженной судом оценкой представленным доказательствам и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может считаться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.03.2019 по делу N А51-20082/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.