г. Хабаровск |
|
24 мая 2019 г. |
А04-809/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области
на решение от 06.03.2019
по делу N А04-809/2019
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Белоусовой Ю.К.
по заявлению комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области
о признании незаконным уведомления от 25.12.2018 N 28/999/001/2018-28866, 28870 о приостановлении государственной регистрации,
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратился комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (далее - заявитель, Комитет) с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным уведомления от 25.12.2018 N 28/999/001/2018-28866, 28870 о приостановлении государственной регистрации, об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и осуществить действия по государственной регистрации переход прав общей долевой собственности в отношении жилого помещения расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Северная, 40, квартиры N 6, по государственной регистрации переходу права собственности в отношении жилого помещения расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе, 25/1, кв. 52, на основании постановления администрации города Благовещенска от 27.11.2018 N 3736 и договора мены от 14.12.2018 N 28/1-52.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А04-809/2019, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне истца, привлечены: Хайруллин Кашбулла Фазуллинович, Файзрахманов Ринат Халилрахманович, Хайруллин Сергей Кашбуллович, Иванова (Хайруллина) Татьяна Николаевна, Хайруллина Светлана Максимовна.
Решением от 06.03.2019 требования по делу N А04-809/2019 были удовлетворены. В этом же решении указано на его немедленное исполнение.
Управление не согласилось с судебным актом, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить, отказать в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее заявитель считает решение незаконным и необоснованным, принятым без учета того, что представленный на регистрацию договор мены не имеет нотариального удостоверения.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 08.04.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Комитет представил письменные возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не направили представителей, что не препятствовало рассмотрению дела в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 главы 24 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Многоквартирный жилой дом N 40 по улице Северной города Благовещенска заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 21.09.2006 N 229 признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2018 годах", утвержденную постановлением Правительства Амурской области N 157.
Постановлением администрации города Благовещенска от 13.08.2018 N 2497 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 28:01:010240:415 и жилых помещений в многоквартирном доме N 40 расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Северная, данное постановление направленно в Управление для осуществлении государственной регистрации обременении на данный земельный участок.
Хайруллин Кашбулла Фазуллинович, Файзрахманов Ринат Халилрахманович, Хайруллин Сергей Кашбуллович, Иванова (Хайруллина) Татьяна Николаевна, Хайруллина Светлана Максимовна на основании свидетельств о государственной регистрации права, являются долевыми собственниками жилого помещения - квартиры N 6, расположенной по адресу: г. Благовещенск, ул. Северная, 40, общей площадью 29,2 м.
Постановлением Администрации города Благовещенска от 27.11.2018 N 3736 принято решение, о предоставлении Хайруллину Кашбулле Фазуллиновичу, Файзрахманову Ринату Халилрахманозичу, Хайруллину Сергею Кашбулловичу, Ивановой (Хайруллина) Татьяне Николаевне, Хайруллиной Светлане Максимовне жилого помещения - квартиры N 52, расположенной по адресу: г. Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе, 21/5, общей площадью 31,3 кв.м, состоящей из одной комнаты. Кроме того, Комитету предписано заключить с вышеуказанными гражданами договор мены на следующих условиях: в собственность Хайруллину Кашбулле Фазуллиновичу, Файзрахманову Ринату Халилрахманозичу, Хайруллину Сергею Кашбулловичу, Ивановой (Хайруллина) Татьяне Николаевне, Хайруллиной Светлане Максимовне передается по 1/5 доли в праве общей долевой собственности на поименованное жилое помещение в обмен на передачу в собственность муниципального образования города Благовещенска жилого помещения - квартиру N 6, расположенной по адресу: г. Благовещенск, ул. Северная, 40, общей площадью 29,2 кв.м.
На основании данного постановления Комитет и Хайруллин Кашбулла Фазуллинович, Файзрахманов Ринат Халилрахманович, Хайруллин Сергей Кашбуллович, Иванова (Хайруллина) Татьяна Николаевна, Хайруллина Светлана Максимовна заключили договор мены ветхого и аварийного жилищного фонда от 14.12.2018 N 28/1-52.
19.12.2018 Комитет в рамках своих полномочий, обратился в МФЦ г. Благовещенска с пакетом документов для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Управление направило в адрес Комитета уведомление о приостановлении государственной регистрации от 25.12.2018 N 28/99/001/2018-28866, 28870, в связи с тем, что с форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку указанная выше сделка подлежит обязательному нотариальному удостоверению.
Суд первой инстанции по правилам статьи 71 АПК РФ исследовал представленные доказательства и пришел к выводу, что оспариваемое уведомление от 25.12.2018 N 28/999/001/2018-28866, 28870 о приостановлении государственной регистрации не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и интересы не только заявителя, но и третьих лиц, при этом руководствовался следующим.
Согласно статьи 42 Федерального закона от 13.02.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона).
Данная норма была определена законодателем для целей защиты долевых собственников от злоупотреблений со стороны недобросовестных долевых сособственников, для предотвращения совершения сделок одних собственников без соблюдения преимущественного права других долевых собственников, для целей предотвращения мошеннических сделок, реализации прав в отношении незначительных долей, то есть для целей защиты добросовестных долевых собственников.
Согласно материалам дела, жилой дом N 40 по улице Северной города Благовещенска был признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с заключением комиссии от 21.09.2006 N 229 признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2018 годах", утвержденную постановлением правительства Амурской области N 157.
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относит обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу правил статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (пункт 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для муниципальных нужд является основанием для отчуждения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом земельном участке, либо помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях.
Статьей 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для государственной регистрации прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества является либо заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Статьей 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 поименованной выше статьи основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Данная норма не предусматривает требования о нотариальном удостоверении соглашения об изъятии.
В соответствии со статьей 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации действительно установлено, что к соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене, но нормы о купле - продажи или мене, закрепленные в Гражданском кодексе РФ, не содержат обязательного нотариального удостоверения, указанная норма содержится только в статье 42 Закона N 218-ФЗ в части сделок по отчуждению долей в праве общей собственности.
В спорной ситуации договор мены заключен в интересах граждан и для целей обеспечения последних пригодным для проживания жилым помещением.
В рассматриваемом деле договор мены ветхого и аварийного жилищного фонда от 14.12.2018 N 28/1-52 заключен в соответствии с постановлением правительства Амурской области N 157, которым утверждена региональная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2018 годах". Указанная программа рассчитана до 2018 года и предусматривает определенное бюджетное финансирование.
Таким образом, является правильными выводы суда первой инстанции о том, что вышеуказанный договор мены не требовал нотариального удостоверения, оспариваемым уведомлением Управление фактически отказало в регистрации перехода прав в отношении изъятого помещения и предоставленного жилого помещения взамен, следовательно, ставит под вопрос реализацию программы переселения граждан, необоснованно увеличивает расходы бюджета в части возмещения затрат гражданам, ограничивает права граждан на получение достойного и пригодного жилого помещения, оспариваемое уведомление о приостановлении государственной регистрации не соответствует закону.
Руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, суд принял правильное решение об удовлетворении требований, о немедленном исполнении решения.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Амурской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 06.03.2019 по делу N А04-809/2019 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.