г. Вологда |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А13-1386/2019 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 марта 2019 года, вынесенное в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А13-1386/2019.
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (ОГРН 1023500877058, ИНН 3525114885160000; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45а; далее - УПФ, управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сантехполимер" (ОГРН 1023500899597, ИНН 3525118840; адрес: 160004, Вологодская область, город Вологда, улица Благовещенская, дом 102, офис 1; далее - общество) о взыскании 500 рублей финансовой санкции за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах по решению от 06.06.2018 N 045S19180006704.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 марта 2019 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А13-1386/2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что факт нарушения обществом срока предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета формы СЗВ-М подтверждается материалами дела. Срок для обращения в суд с рассматриваемым заявлением исчисляется с даты истечения срока, установленного для добровольного исполнения требования об уплате штрафа.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не направило.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество является лицом, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) признается страхователем.
Общество 09.10.2017 представило в управление сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М (исходные) за сентябрь 2017 года в отношении 113 застрахованных лиц.
При этом в отношении одного из застрахованных лиц выявлена ошибка при указании имени физического лица.
Сведения формы СЗВ-М за сентябрь 2017 года с типом "дополняющая" на 1 застрахованное лицо представлены обществом 25.10.2017.
В ходе проведенной управлением проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что указанные дополнительные сведения формы СЗВ-М за сентябрь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица представлены заявителем по истечении установленного законодательством срока, а именно позднее 15.10.2017.
Выявленное нарушение зафиксировано управлением в акте от 21.04.2018 N 045S18180008956.
Решением от 06.06.2018 N 045S19180006704 общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 рублей.
В адрес общества заявителем направлено требование от 17.07.2018 N 045S01180020891 об уплате финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в добровольном порядке. Срок исполнения данного требования установлен до 06.08.2018.
Поскольку указанное требование в добровольном порядке обществом не исполнено, УПФ обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 указанного Закона (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части 4 статьи 17 данного Закона непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом частью семнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, действующей с 01.01.2017, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, с 01.01.2017 на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, а также с взысканием штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по статье 17 Закона N 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе и положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При исчислении сроков суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57) разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с этим при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Из анализа приведенных в Постановлении N 57 сроков, установленных НК РФ, следует, что срок проведения проверки составляет 3 месяца со дня представления расчета, срок составления акта проверки - 10 дней с момента окончания проверки, срок получения акта - на 6 день с даты отправки заказного письма, срок вынесения решения - 10 дней со дня истечения срока по пункту 6 статьи 100 НК РФ (+ 1 месяц на представление возражений страховщика + 1 месяц в случае продления), получение решения - на 6 день со дня отправки заказного письма, вступление решения в законную силу - 1 месяц со дня вручения решения страхователю, срок выставления требования - 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, срок исполнения требования - 8 дней с даты получения требования (+ 6 дней на получение требования), срок обращения в суд - в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).
С учетом изложенного отправной точкой при расчете совокупного срока обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа является дата предоставления расчета страховых взносов за сентябрь 2017 года с типом "дополняющая" - в данном случае 25.10.2017.
Следовательно, акт проверки должен быть составлен не позднее 08.02.2018. Вместе с тем он вынесен 21.04.2018, то есть с нарушением установленного срока на два месяца, что само по себе свидетельствует о нарушении управлением процессуальных сроков проверки, повлекшем за собой соответствующее смещение совокупных сроков.
Помимо того, из материалов дела не усматривается, что имело место, в частности, продление срока для вынесения решения (1 месяц).
С учетом фактических обстоятельств дела, а также приведенных выше положений суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на дату обращения УПФ в арбитражный суд (24.01.2019) с соответствующим заявлением при наличии факта нарушения - 25.10.2017, шестимесячный срок, установленный статьей 46 НК РФ для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, истек в декабре 2018 года.
При этом апелляционная инстанция поддерживает вывод суда об отсутствии оснований для признания причин для его восстановления уважительными.
В рассматриваемом случае управление в ходатайстве о восстановлении срока на обращение в суд сослалось на внутренние кадровые перестановки, а также высокую загруженность специалистов.
Вместе с там, согласно абзацу третьему пункта 60 Постановления N 57 не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению заявителя в суд в надлежащем порядке, управлением не представлено.
Поскольку уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с заявлением апелляционной инстанцией не установлено, то следует признать, что оснований для удовлетворения ходатайства управления о восстановлении срока у суда первой инстанции также не имелось.
Установив, что срок на обращение пропущен, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы о том, что срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа исчисляется с даты истечения срока, установленного для исполнения требования, подлежат отклонению, поскольку управлением не учтены совокупные сроки осуществления вышеупомянутых действий, как это предусмотрено пунктом 31 Постановления N 57.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 марта 2019 года по делу N А13-1386/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2019 года.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.