Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 сентября 2019 г. N Ф08-7625/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А61-7761/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А., судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коковым М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.03.2019 по делу N А61-7761/2018 (судья С.Б.Харченко)
по заявлению Акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1076162005864, ИНН 6162051289)
к Республике Северная Осетия - Алания в лице Правительства Республики Северная Осетия - Алания и Министерству промышленности и транспорта Республики Северная Осетия Алания (ОГРН 1171513000735 ИНН 1513063939),
третьи лица - филиал ОАО "РЖД" - "Северо-Кавказская железная дорога"; Региональная служба по тарифам по РСО-Алания,
о взыскании 2 587 000 рублей,
при участии в судебном заседании:
от Акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" - Шишкин Д. В. по доверенности N СКАВ НАО - 74/Д;
от Акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" - Черникова Н. С. по доверенности N 10 от 31.01.2019,
в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с исковым заявлением к Республике Северная Осетия - Алания в лице Министерства промышленной и транспортной политики РСО-Алания и Правительства Республики Северная Осетия - Алания о взыскании 2587000 рублей в счет возмещения выпадающих доходов, возникших в результате государственного регулирования тарифов при перевозках пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории РСО-Алания за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Определением суда от 10.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечена Региональная служба по тарифам по РСО-Алания.
Определением суда от 06.02.2019 в рамках дела N А61-7761/2018 ответчик - Министерство промышленной и транспортной политики РСО-Алания заменен на его правопреемника - Министерство промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1171513000735 ИНН 1513063939) (далее - министерство).
Решением от 07.03.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда от 07.03.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда от 07.03.2019 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель министерства просил оставить решение суда от 22.02.2019 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 19.05.2015 г. N 24 "Об установлении тарифа на услуги, оказываемые АО Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2015 год" утвержден фиксированный тариф в размере 2 рубля 10 копеек за каждый километр пути (21 рубль 00 копеек - за каждую десятикилометровую зону).
Постановлением Региональной службы по тарифам РСО-Алания от 19.05.2015 N 24 на услуги ОАО "СКППК" в сфере перевозки населения железнодорожным транспортом в пригородном направлении установлен тариф в размере 2,1 рублей за каждый километр пути.
Постановлением Правительства РСО-Алания от 20.02.2015 N 23 "О тарифе на перевозку населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории РСО-Алания" с 01.03.2015 утвержден фиксированный тариф на проезд одного пассажира в пригородном железнодорожном транспорте на территории РСО-Алания в размере 1,20 руб. за каждый километр пути.
04 июня 2015 года между правительством (Заказчик) и компания (Перевозчик) заключен договор N 92 об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории РСО-Алания на 2015 год, по условиям которого Заказчик поручает, а Исполнитель обеспечивает транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Северная Осетия - Алания по тарифам, установленным Заказчиком. Кроме того, в соответствии с п. 1.1. Договора Исполнитель обязался обеспечивать установленный объем вагонокилометровой работы пригородных поездов на определенных в приложении N1 пригородных маршрутах по территории Республики Северная Осетия - Алания в размере 166 440 вагонокилометров из расчета на один год, а так же обеспечить перевозку пассажиров в пригородных поездах по пригородным маршрутам, установленным договором, с заключением договоров перевозки пассажиров в соответствии с действующим законодательством и, включая перевозки с предоставлением льгот и преимуществ по провозной плате в соответствии с законодательством. Показатели для расчета вагонокилометровой работы, а именно, маршруты (по начальному и конечному пунктам следования, расстояние в км), количество пар поездов, составность поездов, были установлены в приложении к указанному договору, как обязательные для перевозчика.
В период с 01.01.2015 по 31.12.2015 АО "СКППК" осуществляло перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории РСО - Алания в соответствии с объемами перевозок и маршрутами движения, определенными договором. Плату за проезд пассажиров взимало в размере тарифа, установленного решением Правления Республики Северная Осетия - Алания. Получаемая оплата не покрывает экономически обоснованных затрат перевозчика на осуществление перевозочного процесса. Субсидии из бюджета Республики Северная Осетия - Алания Исполнителю за 2015 год по принятому экономически обоснованному уровню тарифов составили 2895000 рублей.
Стороны ежемесячно подписывали расчеты (отчеты) по возмещению убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов от пригородных перевозок компании по Республике Северная Осетия-Алания. Согласно указанным отчетам потери в доходах компании за 2015 год (графа 8) составили 2894979 рублей. Остаток задолженности за 2014-2015 гг.составил 5199458,67 рубля.
22 марта 2016 года правительство (Заказчик) и общество (Перевозчик) заключили соглашение N 41 о рассрочке задолженности, за 2012 в сумме 566420,28 руб., за 2014 г. - 5159658 руб., за 2015 г. в сумме 2894979 рублей.
В силу пункта 2 оглашения перевозчик предоставил рассрочку платежа в общей сумме 8621057,28 руб. с 25.03.2017 по 25.12.2021.
Согласно пункту 3 Соглашения в случае не перечисления Правительством РСО-А денежных средств в соответствии с порядком платежей, установленных п.3 Соглашения Перевозчик вправе обратиться в суд.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникающие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Согласно статье 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Статьей 1069 Кодекса установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" разъяснено, что требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
В связи с изложенным лицо, требующее возмещения убытков, причиненных в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, должно доказать, что нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда, а также наличие причинно-следственной связи между принятием такого нормативного акта и возникшими убытками, размер убытков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В названный перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 разъяснено: если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. Если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Изложенные правовые позиции подлежат применению и к правовому положению транспортных организаций, имеющих регулируемые тарифы, ввиду единой правовой природы регулирования тарифов органами публичной власти.
Как следует из материалов дела, в спорный период действовали установленные РСТ РСО-Алания на услуги истца на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Часть долга в размере 2855178,33 рублей за 2014 год, в соответствии с соглашением о рассрочке оплатил, о чем свидетельствуют заявки на кассовый расход N 283 от 30.05.2018 N 282 от 30.05.2018, N 638 от 07.11.2018, N 639 от 07.11.2018, N 644 от 11.12.2018 и N 645 от 11.12.2018. Остаток задолженности за 2014-2015 гг. составил 5199458,67 рубля; оплата произведена в соответствии с тарифом утвержденным Постановлением Региональной службы по тарифам РСО-Алания от 19.05.2015 N 24, т.е. исходя из размера 2,1 рубль за каждый километр пути.
Постановлением Правительства РСО-Алания от 20.02.2015 N 23 "О тарифе на перевозку населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории РСО-Алания" с 01.03.2015 утвержден фиксированный тариф на проезд одного пассажира в пригородном железнодорожном транспорте на территории РСО-Алания в размере 1,20 руб. за каждый километр пути.
Постановления РСТ РСО-Алания, устанавливающие тарифы в спорный период, не признаны недействительными в установленном законом порядке.
Суд указал, что компания имела возможность заявить неучтенные при установлении тарифа на 2015 год экономически обоснованные затраты в последующие периоды регулирования, но этим правом не воспользовалась и не заявила неучтенные затраты для включения в тариф на 2016 год или последующие годы.
Истец не представил надлежащих доказательств свидетельствующих о том, что тарифы на 2015 год были утверждены регулирующим органом с применением каких-либо льгот и преимуществ; затраты компании являются исключительно результатом финансово-хозяйственной деятельности.
Судом учтено, что публично-правовым образованием путем заключения договора N 92 от 04.06.2015 и соглашения о реструктуризации N 41 от 22.03.2016 были приняты необходимые меры, направленные на компенсацию потерь компании.
Принимая во внимание данные обстоятельства в совокупности, а также учитывая, что с требованием о внесении изменений в соответствующие пункты договора в целях увеличения размера компенсации, а также с предложением о его расторжении в связи с наличием убытков компания не обращалась; в установленном порядке правом на корректировку затрат в текущем и последующих периодах регулирования, предусмотренным пунктом 16 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1, компания не воспользовалась.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.03.2019 по делу N А61-7761/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.