Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 августа 2019 г. N Ф01-4009/19 настоящее постановление оставлено без изменения
24 мая 2019 г. |
Дело N А39-8009/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2019.
Полный текст постановления изготовлен 24.05.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Волгиной О.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.03.2019 по делу N А39-8009/2018,
принятое судьей Ивченковой С.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Юсуповой Екатерины Александровны о признании частично недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия от 09.07.2018 N 36256.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия - Прончатов О.Е. по доверенности от 11.01.2019 N 04-15/00098 сроком действия до 31.12.2019.
Индивидуальный предприниматель Юсупова Екатерина Александровна, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Юсупова Екатерина Александровна (далее - Предприниматель) в 2017 году осуществляла предпринимательскую деятельность, применяя упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
В поданной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее - Инспекция, налоговый орган) 03.05.2018 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017 год, Предпринимателем отражен доход в сумме 7 804 214 руб., сумма расходов составила 7 155 320 руб.
Кроме того, в 2017 году по иному виду деятельности Предприниматель применяла систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).
Согласно налоговым декларациям по ЕНВД за 1 - 4 кварталы 2017 года (с учетом корректировки 1) налоговая база Предпринимателя составила 2 141 835 руб.
Предпринимателем самостоятельно исчислены и уплачены за 2017 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере- 23 400 руб.
На основании содержащихся в декларациях сведений о доходе, полученном Предпринимателем в 2017 году, Инспекция посчитала, что подлежащие уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составляют сумму 23 400 руб. и 96 460 руб. 49 коп. - в виде 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб., без учета произведенных расходов.
Поскольку Предпринимателем в установленный срок были уплачены лишь страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 23 400 руб., Инспекцией Предпринимателю выставлено требование от 09.07.2018 N 36256 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 93 040 руб. 66 коп. и пени за просрочку их уплаты в сумме 157 руб. 39 коп. со сроком добровольной уплаты до 02.08.2018. При этом Инспекцией учтена переплата в сумме 3400 руб. Оставшаяся сумма взыскана инкассовым поручением от 26.02.2018 N 146673.
Не согласившись с указанным требованием, Предприниматель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия с жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 10.08.2018 N 13-22/08017 жалоба Предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным требования Инспекции от 09.07.2018 N 36256 в части предложения уплатить страховые взносы в сумме 71 533 руб. 37 коп. и соответствующую им сумму пени.
Решением от 03.03.2019 Арбитражный суд Республики Мордовия заявленное Предпринимателем требование удовлетворил.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Заявитель жалобы настаивает на том, что порядок определения доходов в целях уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, и индивидуальными предпринимателями, уплачивающими налога на доходы физических лиц, не тождественен, так как Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) прямо указывает на необходимость определения доходов только в соответствии со статьей 346.15 НК РФ индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН.
По мнению Инспекции, к рассматриваемой ситуации правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не подлежит применению.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Предпринимателя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Пунктом 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ (в 2017 году - это 23 400 руб.);
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ (в 2017 году - 187 200 руб.).
При этом согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Из пункта 1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением УСН.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
Исходя из положений подпункта 6 пункта 9 статьи 430 НК РФ плательщики страховых взносов, применяющие более одного режима налогообложения, в целях определения дохода для исчисления размера страховых взносов суммируют облагаемые доходы от всех видов деятельности.
Исходя из общего размера дохода Предпринимателя, составившего в 2017 году 9 946 049 руб. (7 804 214 руб. (УСН) + 2 414 835 руб. (ЕНВД)) Инспекцией начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с суммы дохода, превышающего 300000 руб., без учета расходов в размере 96 460 руб. 49 коп. (9 946 049-300 000) х 1%).
На дату выставления требования Предпринимателем уплачены (по сроку уплаты 09.01.2018) страховые взносы в фиксированном размере 23 400 руб. Кроме того, по лицевому счету за Предпринимателем числилась переплата по страховым взносам в размере 3400 руб.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 93 040 руб. 66 коп. с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., без учета расходов и пени в сумме 157 руб. 39 коп. предъявлены Предпринимателю к уплате в оспариваемом требовании.
Между тем Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Следовательно, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
Исходя из размера налогооблагаемого дохода за 2017 год в сумме 2 790 729 руб., определенного с учетом произведенных расходов, в рассматриваемом случае Предпринимателю надлежало уплатить за 2017 год страховой взнос в фиксированном размере 23 400 руб. и страховые взносы с дохода, превышающего 300 000 руб., в размере 24 907 руб. 29 коп., то есть 48 307 руб. 29 коп. (23 400+24 907,29). Фактически Предпринимателем уплачено 26 800 руб. (23400+3400). Следовательно, недоимка за 2017 год на дату выставления требования составила 21 507 руб. 29 коп.
Поскольку в рассматриваемом случае налоговым органом не доказано наличие у Предпринимателя недоимки по страховым взносам за 2017 год в размере 71 533 руб. 37 коп., суд обоснованно признал отсутствующими правовые основания для начисления Предпринимателю пени в порядке статьи 75 НК РФ на указанную сумму и выставления требования от 09.07.2018 N 36256 на спорную сумму страховых взносов и соответствующих ей пени.
При таких обстоятельствах требование Инспекции об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 09.07.2018 N 36256 в части предложения Предпринимателю уплатить 71 533 руб. 37 коп. страховых взносов и соответствующей им суммы пени судом обоснованно признано недействительным.
В этой связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.03.2019 по делу N А39-8009/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
О.А. Волгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.