г. Вологда |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А13-20157/2018 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Моисеевой И.Н.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УстьеЛес" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 февраля 2019 года по делу N А13-20157/2018,
установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 27; ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; далее - Департамент) обратился в арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УстьеЛес" (адрес: 160014, Вологодская область, город Вологда, улица Гоголя, дом 88, офис 61; ОГРН 1123537000333, ИНН 3527018390; далее - Общество) о взыскании 19 366 руб. 70 коп. по договору аренды лесного участка от 22.11.2013 N 04-01-11/401-2013.
Определением суда от 12 декабря 2018 года исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 15 февраля 2019 года исковые требования удовлетворены, с Общества взыскано в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы и дополнений ссылается на то, что осуществление санитарно-оздоровительных, противопожарных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке является правами обязанностью лесопользователя, основным условием использования лесного участка, переданного арендатору в аренду для целей реализации приоритетного инвестиционного проекта, а следствием того составной частью реализации проекта. Кроме того, согласно пункту 7 договора аренды земельных участков коэффициент, учитывающий включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов устанавливается на период окупаемости инвестиционного проекта (63 месяца с даты заключения настоящего Договора). Считает, в соответствии с пунктом 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) при расчете арендной платы по договору аренды земельного участка за 2016 года должен быть применен понижающий коэффициент 0.5.
Истец в отзыве с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений, арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, между Департаментом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 22.11.2013 N 04-01-11/401-2013 с дополнительным соглашением от 04.07.2016 (далее - договор), в соответствии с которым арендатору передан во временное владение и пользование на срок с 22.11.2013 по 21.11.2062 лесной участок, площадью 40 424 га, расположенный в Сокольском муниципальном районе Вологодской области, в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Строительство комбината по производству фанеры в г.Сокол" с осуществлением заготовки древесины в объемах согласно приложению 3.
Согласно пункту 5 договора размер арендной платы по договору составляет 4 610 757 руб. 12 коп. в год и рассчитывается в соответствии с приложением 7.
04.07.2016 в связи с выявлением в ходе лесопатологического обследования погибших и поврежденных лесных насаждений, требующих сплошной санитарной рубки, между Департаментом и ответчиком заключено дополнительное соглашение N 09-01-05/142-2016 о внесении изменений в договор, которым приложения 3, 4, 7 к договору изложены в новой редакции.
Также дополнительным соглашением к договору изложен в новой редакции пункт 5 договора, согласно которому размер арендной платы по договору составляет 5 071 797 руб. 12 коп. в год и рассчитывается в соответствии с приложением 7. В период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года арендная плата составляет 5 109 587 руб. 33 коп. и рассчитывается по формуле в соответствии с приложением 7/1.
Согласно приложениям N N 7, 7/1 в расчете арендной платы использован поправочный коэффициент, учитывающий включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
Приложением 4/1 к договору установлено, что размер арендной платы в федеральный бюджет на 2016 год составляет 2 661 243 руб. 40 коп.
По результатам проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства в 2018 году проверки правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенных в рамках реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов (акт проверки от 28.09.2018 N 28/2018) выявлен недополученный доход федерального бюджета ввиду необоснованного применения понижающего коэффициента 0,5 при расчете арендной платы на основании дополнительного соглашения, заключенного в связи с выявлением в ходе лесопатологического обследования погибших и поврежденных лесных насаждений, требующих санитарной рубки.
Объемы при расчете арендной платы по договору не были включены в показатели реализации приоритетного инвестиционного проекта. Изменение ежегодных объемов заготовки древесины не предусмотрено концепцией инвестиционного проекта, а изменения в инвестиционный проект в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, внесены не были. Общий ежегодный объем, установленный дополнительным соглашением к договору, превышает концепцию инвестиционного проекта. При расчете арендной платы за объем древесины, заготовленной сверх установленного ежегодного объема, должен быть применен коэффициент 1, то есть размер арендной платы, установленный дополнительным соглашением к договору, должен был исчисляться на общих основаниях.
В соответствии с пунктом 1(1) Постановления N 310 при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5.
Таким образом, указанный коэффициент должен применяться только при условии включения объемов древесины в показатели реализации приоритетного инвестиционного проекта.
На основании изложенного, Департаментом произведен перерасчет арендной платы в соответствии с пунктом 1 (2) Постановления N 310 с учетом среднего коэффициента превышения размера арендной платы, начисленной в 2016 году за древесину, заготовленную сверх установленного ежегодного объема в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта общим объемом 7721,00 куб.м с применением коэффициента 1, согласно которому размер арендной платы по договору составил 2 680 610 руб. 10 коп.
Таким образом, размер доплаты за заготовленную древесину в федеральный бюджет за 2016 год составляет 19 366 руб. 70 коп.
18 октября 2018 года в адрес ответчика направлена претензия от 18.10.2018 N 02-01-18/745, согласно которой Департамент предложил в срок до 20.11.2018 в добровольном порядке погасить доначисленную арендную плату.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Оценив представленные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности и в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 168, 180, 309, 310, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 71, 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), нормами Постановления 310, удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Пунктом 4 части 1 статьи 55 ЛК РФ (действовавшей до 01 октября 2016 года) предусмотрено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Частью 2 статьи 55 ЛК РФ (действовавшей до 01 октября 2016 года) предусмотрено, что указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно части 1 статьи 60.7 ЛК РФ (действующей с 1 октября 2016 года) предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение: 1) профилактических мероприятий по защите лесов; 2) санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений; 3) других определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 60.7 ЛК РФ (действующей с 1 октября 2016 года) мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках (санитарно-оздоровительные мероприятия в том числе рубки погибших и поврежденных насаждений), предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно подпункта Ж пункта 12 договора обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия возложена на арендатора.
Таким образом, осуществление санитарно-оздоровительных, противопожарных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке является правами обязанностью лесопользователя, основным условием использования лесного участка, переданного арендатору в аренду для целей реализации приоритетного инвестиционного проекта, а следствием того составной частью реализации проекта.
Кроме того, согласно пункту 7 договора аренды земельных участков коэффициент, учитывающий включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов (К инв. - равный 0,5) устанавливается на период окупаемости инвестиционного проекта (63 месяца с даты заключения настоящего договора).
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок. При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования, по результатам которого осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов (пункты 28-31 Правил санитарной безопасности в лесах).
Единые требования к проведению санитарно-оздоровительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в спорный период времени были установлены Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523 (далее - Руководство).
Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований данного Руководства (пункт 6).
Санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий (пункт 9 Руководства).
Согласно пункту 10 Руководства основанием для планирования санитарно-оздоровительных мероприятий являются: результаты лесопатологических обследований; данные лесопатологического мониторинга; проект освоения лесов.
В соответствии с пунктами 11, 12 Руководства необходимость включения того или иного лесного участка в план санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их целевого назначения, категорий защитных лесов, зоны лесопатологической угрозы, транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности. Планирование санитарно-оздоровительных мероприятий производится в виде годового плана и поквартальных планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту в порядке, установленном пунктами 8 - 14 "Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", утвержденного приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 N 106. В планы-корректировки включаются санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных участках, не вошедших в лесохозяйственный регламент и проект освоения.
В проекте освоения лесов и в лесохозяйственном регламенте санитарно-оздоровительные мероприятия предусматриваются не более чем на 3 года с момента их утверждения. Все планы санитарно-оздоровительных мероприятий утверждаются органами, обеспечивающими их проведение (пункты 17, 19 Руководства).
При таких обстоятельствах размер платы за заготовку древесины, в том числе поврежденной, определен уполномоченным государственным органом в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Все объемы рубок, в том числе по спорным санитарно-оздоровительным мероприятиям, были включены в инвестиционный проект. Обратное не доказано.
Следовательно, оснований для взыскания арендной платы, начисленной в 2016 году с применением коэффициента 1 за древесину, заготовленную при проведении рубок погибших и поврежденных лесных насаждений, не имеется.
Решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении требований Департамента отказать.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы расходы Общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с истца.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 февраля 2019 года по делу N А13-20157/2018 отменить.
В удовлетворении требований Департамента лесного комплекса Вологодской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "УстьеЛес" в доход федерального бюджета 19 366 руб. 70 коп. задолженности по арендной плате по сроку оплаты 10.10.2018 отказать.
Взыскать с Департамента лесного комплекса Вологодской области (ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968) в пользу общества с ограниченной ответственностью "УстьеЛес" (ОГРН 1123537000333, ИНН 3527018390) 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.