г. Киров |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А31-8704/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,
судей Немчаниновой М.В. и Хоровой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сметаниной Я.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "Нефросовет" - Джапаридзе Р.М., действующего на основании доверенности от 22.05.2018 N 119/НЭС, и Муниной Ю.А., действующей на основании доверенности от 14.01.2019 N 180/НЭС,
территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области - Тимошкина А.С., действующего на основании доверенности от 09.01.2019 N 05,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2019 по делу N А31-8704/2018, принятое судом в составе судьи Байбородина О.Л.
по заявлению медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "Нефросовет" (ИНН: 7730184402; ОГРН: 1117799013067)
к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094; ОГРН: 1024400519330)
о признании частично незаконными и отмене акта комплексной проверки, требования и штрафа,
установил:
медицинское частное учреждение дополнительного профессионального образования "Нефросовет" (далее - Учреждение, МЧУДПО "Нефросовет") обратилось в Арбитражный суд Костромской области (далее - Суд) с заявлением (с учетом его уточнения):
а) о признании незаконным и отмене составленного 18.05.2018 Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд, ТФ ОМС, Заявитель) акта (далее - Акт) комплексной проверки использования средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Территориальная программа ОМС) в Костромском филиале МЧУДПО "Нефросовет" (в редакции письма ТФ ОМС от 05.06.2018 N 2210), а именно:
абзаца 1 раздела 5.5 заключения по Акту в части выявления нецелевого расходования медикаментов, расходных материалов, закупленных за счет средств ОМС, в сумме 2 251 159 руб. 66 коп. (включенной Фондом в общую сумму 3 730 543 руб. 37 коп.), в том числе в 2016 году в сумме 857 763 руб. 18 коп., в 2017 году в сумме 1 393 396 руб. 48 коп.;
абзаца 6 раздела 5.5 заключения по Акту в части требования главному врачу Учреждения восстановить нецелевое использование средств ОМС в сумме 129 774 руб. 83 коп. (включенной Фондом в сумму 717 975 руб. 32 коп.), в том числе за 2017 год в сумме 129 774 руб. 83 коп., а также штрафа в размере 10 % за нецелевое использование средств ОМС в проверяемом периоде в сумме 225 115 руб. 97 коп. (включенной Фондом в общую сумму штрафа 373 054 руб. 34 коп.), в том числе за второе полугодие 2016 года в сумме 85 776 руб. 32 коп., за 2017 год в сумме 139 339 руб. 65 коп.;
б) о признании незаконным и отмене требования ТФ ОМС от 05.06.2018 N 38 об уплате нецелевого расходования средств ОМС и штрафа по Акту (далее - Требование) в части:
возврата в бюджет Фонда суммы нецелевого расходования денежных средств в размере 129 774 руб. 83 коп. (включенной в сумму 717 975 руб. 32 коп. по строке 4 таблицы);
оплаты штрафа в сумме 225 115 руб. 97 коп. (включенной в общую сумму 373 054 руб. 34 коп. по строке 4 таблицы).
Решением Суда от 05.02.2019 (далее - Решение) названное заявление Учреждения (далее - Заявление) удовлетворено.
Не согласившись с Решением, ТФ ОМС обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее - Жалоба), в которой просит изменить Решение и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении Заявления в отношении признания незаконными:
абзаца 1 раздела 5.5 заключения по Акту в части выявления нецелевого расходования медикаментов, расходных материалов, закупленных за счет средств ОМС, в сумме 1 455 885 руб. 75 коп. (включенной Фондом в общую сумму 3 730 543 руб. 37 коп.), в том числе в 2016 году в сумме 544 764 руб. 80 коп., в 2017 году в сумме 911 120 руб. 95 коп.;
абзаца 6 раздела 5.5 заключения по Акту в части требования главному врачу Учреждения восстановить нецелевое использование средств ОМС в сумме 129 774 руб. 83 коп. (включенной Фондом в сумму 717 975 руб. 32 коп.), в том числе за 2017 год в сумме 129 774 руб. 83 коп., а также штрафа в размере 10 % за нецелевое использование средств в проверяемом периоде в сумме 145 588 руб. 57 коп. (включенной Фондом в общую сумму штрафа 373 054 руб. 34 коп.), в том числе за второе полугодие 2016 года в сумме 54 476 руб. 48 коп., за 2017 год в сумме 91 112 руб. 10 коп.;
а также Требования в части оплаты штрафа в сумме 145 588 руб. 75 коп. (включенной в общую сумму 373 054 руб. 34 коп. по строке 4 таблицы).
В обоснование Жалобы Заявитель указывает, в частности, что установленный частью 8 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) порядок оплаты медицинской помощи, оказываемой за пределами территории страхования соответствующего гражданина, предусматривает, что территориальный фонд ОМС по месту оказания медицинской помощи оплачивает медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис, в объеме, установленном базовой программой ОМС, а территориальный фонд ОМС субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, осуществляет возмещение средств территориальному фонду ОМС по месту оказания медицинской помощи. Однако Территориальная программа ОМС не предусматривает оказание на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи пациентам других регионов Российской Федерации. При этом Ивановский филиал МЧУДПО "Нефросовет" (далее - Ивановский филиал) не включен в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС Костромской области. Кроме того, сформулированная Судом в Решении позиция влечет двойной расход средств ОМС, поскольку признание целевыми расходов на лабораторные исследования, проведенные Костромским филиалом МЧУДПО "Нефросовет" (далее - Костромской филиал) в отношении пациентов Ивановского филиала (далее - Расходы), означает, что Костромской филиал может за счет средств Территориальной программы Костромской области выполнять лабораторные исследования для всех других филиалов Учреждения, расположенных в иных субъектах Российской Федерации. При этом признание Расходов целевыми означает отсутствие необходимости возмещения Ивановским филиалом Расходов Костромскому филиалу, что снижает объем финансовых гарантий для лиц, получающих медицинскую помощь непосредственно на территории Костромской области. Напротив, у Ивановского филиала, в котором пациенты физически получают медицинскую помощь, возникает своеобразное неосновательное обогащение, поскольку такая медицинская помощь оплачивается Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ивановской области. Более того, Учреждение не представило доказательства того, что все Расходы понесены в связи с оказанием медицинской помощи в рамках ОМС, как не представило и документы, позволяющие определить страховую принадлежность пациентов Ивановского филиала, в связи с чем Расходы определены на основании данных бухгалтерского учета как связанные с оказанием платных услуг лаборатории. Поэтому вывод Суда о том, что Расходы входят базовую программу ОМС, не имеет документального подтверждения.
МЧУДПО "Нефросовет" в отзыве на Жалобу (с учетом дополнения этого отзыва) просит оставить Решение без изменения, а Жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда просил удовлетворить Жалобу по изложенным в ней основаниям, а представители МЧУДПО "Нефросовет" просили оставить Жалобу без удовлетворения по основаниям, которые указаны в отзыве Учреждения на Жалобу (с учетом дополнения этого отзыва).
Законность и обоснованность Решения проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что ТФ ОМС квалифицировал в качестве нецелевых Расходы Учреждения, которые связаны с приобретением медикаментов и расходных материалов, использованных в лабораторных исследованиях, проведенных Костромским филиалом в отношении пациентов Ивановского филиала.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, и формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
В силу части 2 статьи 36 Закона территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования.
В течение проверенного Фондом периода деятельности Костромского филиала действовали территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2016 год, а также на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, которые были утверждены, соответственно, Постановлениями Администрации Костромской области от 25.12.2015 N 483-а, а также от 29.12.2016 N 535-а и согласно которым ТФ ОМС должен осуществлять финансирование медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации вне территории страхования в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 года N 158н.
При этом, как указывает сам Заявитель, согласно части 8 статьи 34 Закона при оказании медицинской помощи за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, территориальный фонд ОМС по месту оказания такой медицинской помощи оплачивает эту помощь в объеме, установленном базовой программой ОМС, а территориальный фонд ОМС субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, возмещает соответствующие средства территориальному фонду ОМС по месту оказания медицинской помощи.
В связи с этим не могут быть приняты во внимание доводы Заявителя о том, что, поскольку Территориальная программа ОМС не предусматривает оказание на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи пациентам других регионов Российской Федерации, а Ивановский филиал не включен в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС, Расходы Костромского филиала на лабораторные исследования, проведенные в отношении пациентов Ивановского филиала, являются нецелевыми.
Ссылки Заявителя на то, что признание Расходов целевыми влечет двойной расход средств ОМС и у Ивановского филиала возникает неосновательное обогащение в связи с оплатой Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ивановской области медицинской помощи, оказанной пациентам Ивановского филиала, не могут быть приняты во внимание, поскольку вопреки статьям 65 и 200 АПК РФ Фонд не представил доказательства того, что в стоимость медицинской помощи, оказываемой Ивановским филиалом и оплачиваемой Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ивановской области, включаются в том числе и Расходы Костромского филиала, которые оплачиваются за счет средств Фонда.
Не представил Фонд и доказательства того, что Расходы понесены в связи с оказанием медицинской помощи лицам, не имеющим права на оплату такой помощи за счет средств ОМС, в связи с чем ссылки Заявителя на отсутствие документов, позволяющих определить страховую принадлежность соответствующих лиц и правомерность определения в связи с этим Расходов в качестве связанных с оказанием платных услуг лаборатории, также не могут быть приняты во внимание.
Прочие доводы Жалобы не влияют на оценку правильности Решения.
Поэтому, заслушав представителей сторон, изучив доводы Жалобы и отзыва на неё (с учетом пояснений Учреждения), исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что Суд сделал правильный вывод о том, что Заявление МЧУДПО "Нефросовет" подлежит удовлетворению.
По названным выше причинам оснований для признания этого вывода Суда неправильным у апелляционного суда нет.
В связи с изложенным выше при совокупности указанных выше обстоятельств доводы Жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения Решения по приведенным в Жалобе доводам не имеется.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющиеся безусловными основаниями для отмены Решения, Судом не допущены.
Поэтому Решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2019 по делу N А31-8704/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
О.Б. Великоредчанин |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.