г. Москва |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А40-283812/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Попова В.И., рассмотрев апелляционную жалобу ГУП "Московский метрополитен" на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда г.Москвы от 28.01.2019 по делу N А40-283812/18, принятое судьей Немовой О.Ю.
по заявлению ГУП "Московский метрополитен"
к Комитету государственного строительного надзора г.Москвы (Мосгосстройнадзору)
о признании незаконным постановления от 22.11.2018 г. N 234Ф-Ю
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Московский метрополитен" (далее- предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного строительного надзора г.Москвы (Мосгосстройнадзор) от 22.11.2018 г. N 234Ф-Ю о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.
Заявление принято к производству определением Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2018 и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением (резолютивная часть) от 28.01.2019 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Мотивированная часть решения судом не изготовлена в связи с отсутствием оснований, установленных частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, 11-19 октября 2018 уполномоченными должностными лицами ответчика проведена выездная проверка в отношении объекта капитального строительства- Замоскворецкая линия ст."Речной вокзал"- ст. "Ховрино". 2 этап: "Линия", расположенного по адресу: Левобережный, Ховрино.
По результатам проведенной проверки был составлены акт от 19.10.2018, протокол об административном правонарушении от 30.10.2018, в которых зафиксированы выявленные нарушения градостроительного законодательства.
Постановлением ответчика от 22.11.2018 г. N 234Ф-Ю предприятие привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, выполнил указания ст.210 АПК РФ, полно и всесторонне исследовал обстоятельства возникшего спора и правомерно указал на доказанность вмененного учреждению состава правонарушения, соблюдение процедуры и сроков давности привлечения к ответственности.
Рассмотрев спор повторно, коллегия поддерживает указанные выводы суда первой инстанции и считает необходимым отметить следующее.
Согласно ч.1 ст.9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе, при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 000 до 300 000 рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, состоит в несоблюдении юридическим лицом требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
В соответствии с п.5.1 ст.6 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации), посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I - V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
Порядок проведения и строительного контроля регламентирован Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, который также конкретизирует лиц, уполномоченных на осуществление строительного контроля.
Пункт 3 указанного Положения определяет, что строительный контроль проводиться лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Довод Заявителя о том, что он не является субъектом выявленного правонарушения, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Из совокупного толкования разделов 6 и 7 Контракта заключенного между ГУП "Московский метрополитен" и АО "Мосинжпроект" от 27.09.2013 N 9555 м (далее- Контракт) следует, что заявитель, как инвестор- заказчик, наряду с иными лицами, непосредственно осуществляющими строительство обязаны осуществлять строительство при наличии разрешительных документов.
Кроме того, в соответствии с п.7.1.6 контракта, Инвестор-застройщик (ГУП "Московский метрополитен") должен контролировать соблюдение Заказчиком-Генподрядчиком (АО "Мосинжпроект" сроки выполнения работ и объемы проектной и рабочей документации.
Таким образом, как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель, выполняя функции строительного контроля, допустил начало строительных работ без указанного разрешения на строительство и утвержденной проектной документации, при этом им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств, суд верно установил, что административный орган обоснованно и достоверно пришел к выводу о наличии в действиях ГУП "Московский метрополитен" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.1 ст.9.4 КРФоАП.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины заявителя в совершении правонарушения, так как ответственным лицом за строительство Объекта является ОАО "Мосинжпроект" (заказчик- генподрядчик по контракту), отклоняются судом апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры привлечения к ответственности ответчиком также отклоняются судом апелляционной инстанции, так как при извещении законного представителя ГУП "Московский метрополитен" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, участие представителя Предприятия по общей доверенности, не является нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае Предприятием не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм в области строительства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд поддерживает вывод ответчика о наличии в действиях (бездействии) Предприятия состава вмененного ему правонарушения.
Размер штрафа определен в пределах санкции, предусмотренной ст.9.4 ч.1 КоАП РФ, с учетом правил, установленных ст.ст.4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, характера правонарушения, обстоятельств его совершения и отсутствия отягчающих обстоятельств.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.01.2019 по делу N А40-283812/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.