город Ростов-на-Дону |
|
26 мая 2019 г. |
дело N А32-52961/2018 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Фахретдинов Т.Р.,
рассмотрев в порядке ст. 272.1 АПК РФ апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Темрюкский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.02.2019 по делу N А32-52961/2018
по иску ООО "Жилсервис" к администрации муниципального образования Темрюкский район о взыскании долга, принятое судьей Ермоловой Н.А.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Жилсервис" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Администрации муниципального образования Темрюкский район с требованиями о взыскании 48 134 руб. 77 коп. задолженности по оплате за коммунальные услуги и содержание жилых помещений, расположенных по адресу: Краснодарский край, Красноармейский р-н, ст. Полтавская, ул. Кубанская, д. 72, корп. 2.
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда от 18.02.2019 (резолютивная часть) исковые требования удовлетворены полностью.
Мотивированный текст судебного акта по заявлению стороны составлен 28.02.2019.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба дублирует возражения на иск, заявленные в суде первой инстанции и мотивирована следующим.
Как указывает ответчик, договор на оказание услуг по управлению спорным многоквартирным домом между сторонами не заключался. Поскольку в спорный период принадлежащие ему жилые помещения не были заселены, отсутствуют основания для взыскания задолженности за общедомовые нужды на ХВС, КНС, ГВС, электроэнергию.
Апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного Управлением муниципальной собственностью администрации муниципального образования Красноармейский район конкурса ООО "Жилсервис" признано победителем на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Краснодарский край, Красноармейский р-н, ст. Полтавская, ул. Кубанская, д. 72, корп. 2.
11.07.2016 между ООО "Жилсервис" (управляющий) и собственниками помещений в многоквартирном доме N 72 корп. 2 по ул. Кубанской в ст. Полтавской Красноармейского р-на (собственники) заключен договор управления многоквартирным домом N 7/16.
В соответствии с п. 1.1 договора управления, управляющий по заданию собственника в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать усслуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме N 72 корпус N 2, расположенном по адресу: Красноармейский район, станица Полтавская, улица Кубанская, являющимся местом исполнения договора, предоставлять коммунальные услуги пользующимся помещениями в доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, а также дополнительно оказывать услуги и выполнять работы, в том числе по текущему и капитальному ремонту общего имущества, за счет средств лиц, пользующихся помещениями в доме в объеме и на условиях, согласованных в настоящем договоре.
В соответствии с п. 4.1 договора управления, цена договора определяется стоимостью услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, рассчитанного организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества обязательных работ приведенных в приложении N 1,3 к настоящему договору.
Оплата услуг и работ управляющему составляет 20 (двадцать) процентов начисленной суммы от установленной настоящим договором цены (п. 4.2 договора управления).
Согласно п. 4.3 договора управления, размер платы за содержание жилого помещения в данном многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющего, принимается на один год с момента заключения настоящего договора, устанавливается одинаковым для всех собственников (нанимателей жилых помещений по договорам найма) в размере 22,99 руб. в месяц за один квадратный метр общей площади жилого помещения и может быть изменен только в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы.
В силу п. 4.7 договора управления, плата за коммунальные услуги вносится собственниками по платежному документу, предоставляемому собственнику в месте оплаты, ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на расчетный счет ресурсоснабжающей оранизации.
С 01 января каждого календарного года размер платы за содержание жилого помещения в данном многоквартирном доме в соответствии с порядком (методикой) определения (расчета) стоимости на основании ежегодного изменения уровня инфляции и уровня потребительских цен или значений индексируется на 9 (девять) процентов от определенного и установленного размера платы за содержание жилого помещения в данном многоквартирном доме (п.4.13 договора управления).
В соответствии с п. 8.1 договора управления, настоящий договор вступает в силу и становится обязательным для сторон после его подписания с 11 июня 2016 г.
Настоящий договор заключается сроком на 3 (три) года, а в части взаиморасчетов действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору (п. 8.2 договора управления).
Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности муниципального образования Темрюкский район находятся квартиры N N 36 площадью 36,4 кв.м., 40 площадью 36,7 кв.м., 52 площадью 36,5 кв.м., 53 площадью 36,1 кв.м., 58 площадью 35,7 кв.м., 63 площадью 35,8 кв.м., 80 площадью 34,8 кв.м., 81 площадью 35,3 кв.м., 85 площадью 34,9 кв.м., 86 площадью 35,3 кв.м., 90 площадью 35,3 кв.м., 95 площадью 35,6 кв.м., расположенные в многоквартирном доме по адресу: Краснодарский край, Красноармейский р-н, ст. Полтавская, ул. Кубанская, д. 72, корп. 2, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН и ответчиком не оспаривается.
Как указывает истец в исковом заявлении, в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по несению расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества указанного МКД, расходов на общедомовые нужды (ОДН) на ХВС, ГВС, электроэнергию, расходов по оплате коммунальных услуг на отопление, за ним образовалась задолженность в общей сумме 48 134 руб. 77 коп., в том числе:
23 033 руб. 48 коп. по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества за период с 10.10.2017 по 24.12.2017,
121 руб. 22 коп. задолженности по ХВС (на ОДН) за октябрь 2017 г.,
822 руб. 85 коп. задолженности по КНС (на ОДН) за октябрь, декабрь 2017 г.,
4404 руб. 98 коп. задолженности по ГВС (на ОДН) тепловой энергии ГВС за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г.,
261 руб. 52 коп. задолженности по ГВС (на ОДН) холодной воды на ГВС за октябрь, декабрь 2017 г.,
18 848 руб. 91 коп. задолженности за отопление за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г.,
641 руб. 81 коп. задолженности за ОДН по электроэнергии за октябрь, ноябрь 2017 г.
Претензия истца от 03.12.2018 N 979, направленная в адрес ответчика с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Вынося оспариваемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По правилам части 1 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 1, 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества дома.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно статье 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.11.2010 N 4910/10 сформулирована правовая позиция, согласно которой управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Тариф за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения представляет собой арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Таким образом, в силу закона организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, вправе требовать, а собственник помещения в таком доме обязан нести расходы на содержание помещения, находящегося в индивидуальной собственности, а также расходы по содержанию общего имущества в установленных размерах.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика за содержание и текущий ремонт общего имущества спорного МКД, а также за общедомовые нужды (ОДН) составляет 48 134 руб. 77 коп.
Расчет задолженности произведен истцом исходя из площади жилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию Темрюкский район на праве собственности в спорные периоды и утвержденных решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме размеров платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД.
При этом задолженность ответчика в соответствии с законодательством правомерно рассчитана только за периоды, когда спорные квартиры не были переданы третьим лицам по договорам социального найма.
На основании пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил N 354), в случае приобретения собственником жилого помещения в многоквартирном доме коммунального ресурса по договорам (в том числе энергоснабжения), такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 44 Правил 354 размер платы на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 Правил N 354. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Из анализа указанных норм следует, что ответчик наравне с другими владельцами помещений в многоквартирном жилом доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполненных в процессе технического обслуживания дома, а потому он должен оплатить их.
Согласно постановлению Правительства РФ N 1498 от 26.12.2016 с 1 января 2017 года расходы на ресурсы для содержания общего имущества в многоквартирном доме переквалифицированы с коммунальной на жилищную услугу.
Таким образом, истцом правомерно предъявлены к оплате ответчиком расходы на общедомовые нужды по ХВС, ГВС, отоплению, электроэнергии в спорные периоды.
Ссылка ответчика на то, что в указанные периоды в принадлежащих муниципальному образованию квартирах отсутствовали наниматели и данные квартиры были не заселены, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку факт не проживания в жилых помещениях не может служить основанием для освобождения собственника от оплаты коммунальных ресурсов, потребленных на общедомовые нужды.
В отношении отыскиваемых управляющей компанией расходов на оплату коммунальных услуг по отоплению за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г., судом первой инстанции учтено следующее.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. В связи с чем, фактическое размещение стояков и обогревающих элементов в помещениях многоквартирного дома, не являющихся частями квартир, также создает условия для потребления тепловой энергии владельцами помещений.
В виду отсутствия на объектах ответчика индивидуальных приборов учета, расчет объема тепловой энергии определен истцом исходя из площади помещений, принадлежащих муниципальному образованию и нормативов потребления.
При условии пользования коммунальными энергоресурсами от единой инженерной инфраструктуры многоквартирного дома фактически отсутствует техническая возможность демонтажа всех отопительных элементов без ущерба теплоснабжения иных потребителей многоквартирного дома. Собственник в многоквартирном жилом доме не вправе отказаться от отопления в отдельно взятом помещении дома, подключенного к централизованной системе отопления.
Поскольку в спорный период фактически производилось отопление принадлежащих муниципальному образованию квартир, требования истца о взыскании потребленного коммунального ресурса являются законными и обоснованными.
Доводы ответчика об отсутствии заключенного между управляющей компанией и истцом договора на управление, возмещение коммунальных расходов, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку отсутствие указанного договора не освобождает собственника помещения от внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, содержание общего имущества дома. В этом случае обязанность возникает в силу указанных выше положений закона (п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ).
На момент рассмотрения спора в материалах дела отсутствуют доказательства исполнения ответчиком обязательства по оплате образовавшейся задолженности в сумме 48 134 руб. 77 коп., срок исполнения которого наступил, что нарушает законные права и интересы истца, которые подлежат защите согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, исковые требования ООО "Жилсервис" о взыскании с ответчика 48 134 руб. 77 коп. задолженности за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также задолженности на ОДН по электроэнергии, водоснабжению и водоотведению являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Надлежащим ответчиком по иску, предъявленному к муниципальному образованию, является соответствующее публично-правовое образование, от имени которого в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Данный вывод следует из части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Полномочия администрации (исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления) в области распоряжения муниципальным имуществом, включая бюджетные средства, определены статьями 37, 49, 51, 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 154 и 158 Бюджетного кодекса.
С учетом вышеназванных норм и положений статей 125, 215 Гражданского кодекса, денежные средства в пользу управляющей организации подлежат взысканию с муниципального образования Темрюкский район в лице администрации за счет казны муниципального образования Темрюкский район.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2019 по делу N А32-52961/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, установленным в части 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.