г. Чита |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А10-2229/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 января 2019 года по делу N А10-2229/2018 по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (ОГРН 1020300972680, ИНН 0323007532) к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037, ИНН 0323062117) о признании недействительным представления от 05.03.2018 N 02-12-33/24-676,
суд первой инстанции, судья Пунцукова А.Т.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьих лиц:
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1067760630684 ИНН 7708075454): не было;
Правительства Республики Бурятия (ОГРН 1020300972361 ИНН 0323082280): не было
установил:
Заявитель, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия о признании недействительным представления от 05.03.2018 N 02-12-33/24- 676. Министерством требования уточнены, просили признать недействительным представление УФК по РБ от 5 марта 2018 года N 02-12-33/24-676, признать действия Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия по бесспорному взысканию из бюджета Республики Бурятия в доход федерального бюджета 319 354,96 рублей и 19 316 668,17 рублей.
Решением суда первой инстанции от 25.01.2019 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что представление УФК по РБ от 5 марта 2018 года N 02-12-33/24-676 и действия по бесспорному взысканию из бюджета Республики Бурятия в доход федерального бюджета указанных сумм не нарушает прав заявителя, поскольку соответствуют законодательству.
Министерство, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Министерство в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не дал оценки тому, что Управлением не выявлено нарушений положений правил N 1460, что свидетельствует о правильном расходовании Министерством средств и недопустимости применения ст. 306.8 БК РФ. Суд не принял во внимание, что положения правил N 1460 не предполагают иного процентного соотношения средств регионального и федерального бюджетов при предоставлении субсидий, поскольку нормы изложены в строго определенных пределах (формулировка " в размере 80 процентов_", " в пределах 20 процентов_" и, как следствие, применение такого понятия как "уровень софинансирования, определенный соглашением" является некорректным и не применимым.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Правительства Республики Бурятия в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 05.04.2019.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как установил суд первой инстанции и не оспаривается в апелляционной жалобы, на основании приказа УФК по РБ от 12 января 2018 года N 13 проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия за 2015 год (т.1, л.д.53-54).
По результатам проверки составлен акт от 9 февраля 2018 года (л.д.61- 80 т.1).
Из акта проверки, в том числе следует, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия в нарушение пункта 3 статьи 132, абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.2.1 Соглашения от 05.02.2015 N 59/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия, при использовании субсидий из федерального бюджета Минсельхозпродом Республики Бурятия не соблюдено условие софинансирования расходных обязательств (субсидий из федерального бюджета).
Так, Министерством не обеспечен уровень софинансирования за счет средств республиканского бюджета, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 19 636 023,13 рублей, из них:
- по субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства, в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" Государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", в сумме 19 316 668,17 рублей;
- по субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства, в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" Государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", в сумме 319 354,96 рублей.
5 марта 2018 года Управлением, по итогам рассмотрения материалов проверки, Министру Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия внесено представление N 02-12-33/24-676 (т.1, л.д.10-12).
В соответствии с данным представлением Министерству необходимо в срок до 30.03.2018 рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения: провести работу с ответственными должностными лицами по недопущению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета в части соблюдения уровня софинансирования.
О результатах исполнения представления следует проинформировать Управление в срок до 02.04.2018.
По результатам камеральной проверки соблюдения условий софинансирования Управлением в адрес Федерального казначейства 7 марта 2018 года направлен проект уведомления о применении бюджетных мер принуждения (т.2, л.д.82-90).
03 апреля 2018 года Федеральное казначейство оформило и направило в Министерство финансов Российской Федерации уведомление о применении бюджетных мер принуждения N 07-04-04/09-5717 (т.2, л.д.141-146), на основании которого Минфин России издал приказы от 3 мая 2018 года NN 393 и 394 о применении к Республике Бурятия в лице Правительства Республики Бурятия (Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия) бюджетных мер принуждения путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета, в размере 319 354,96 рублей и 19 316 668,17 рублей (т.2, л.д.54-55, 58-59).
Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия осуществлено бесспорное взыскание из республиканского бюджета в доход федерального бюджета 319 354,96 руб. и 19 316 668,17 руб. (т.2, л.д.56, 60).
Министерство посчитав, что указанное представление и действия Управления нарушают его права и законные интересы и не соответствуют нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как установил суд первой инстанции и не оспаривается сторонами, предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в 2015 году определялось Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1460 (действовавшими до 13.04.2017) (далее - Правила N 1460).
Пунктом 23 Правил N 1460 предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии.
Форма соглашения о предоставлении субсидий утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с положениями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и по договорам сельскохозяйственного страхования в области животноводства установлен Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1371 (действовавшими до 01.01.2017) (далее - Правила N 1371)
Согласно пункту 11 Правил N 1371 предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, форма которого утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
05 февраля 2015 года между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия заключено Соглашение N 59/17-с (т.1, л.д. 81-100).
Пунктом 1.1 Соглашения установлено, что его предметом, является предоставление из федерального бюджета, в том числе:
- субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" государственной программы российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (далее - субсидия на возмещение части процентной ставки по кредитам);
- субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства, в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (далее - субсидия на возмещение части затрат на уплату страховой премии), на территории Республики Бурятия.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Соглашения, Правительство Республики Бурятия, на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов, необходимых для получения указанных средств, установленных нормативным правовым актом Правительства РБ, осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению, а также неисполненных обязательств прошлого года.
В соответствии с пунктом 2.2.2 Соглашения, Правительство Республики Бурятия обеспечивает согласование с Министерством сельского хозяйства РФ государственных программ (муниципальных программ) Республики Бурятия, софинансируемых за счет средств федерального бюджета по направлениям, указанным в пункте 1.1 Соглашения, а также внесение в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или)показателей их результативности и (или) изменения состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии, согласно соответствующим Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
К Соглашению от 05.02.2015 сторонами подписаны дополнительные соглашения, в том числе от 24 марта 2015 года N 2 (331/17-с), от 17 апреля 2015 года N 3 (547/17-с), от 7 сентября 2015 г. N 8 (1322/17-с), от 30 октября 2015 года N 10 (1729/17-с) (т.1, л.д.101-116, 117-130, 131-147, 148-169).
Так, Соглашением в редакции дополнительного соглашения N 10 от 30.10.2015 (т. 1, л. 149):
- на финансовое обеспечение возмещения части процентной ставки по кредитам предусмотрены средства в размере 201 582 000 рублей, в том числе
-- 135 542 000 рублей - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета,
-- 66 040 000 рублей - объем финансирования за счет средств бюджета Республики Бурятия;
- на финансовое обеспечение возмещения части затрат на уплату страховой премии предусмотрены средств в размере в размере 2 091 000 рублей, в том числе
-- 1 425 000 рублей - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета,
-- 666 000 рублей - объем финансирования за счет средств бюджета Республики Бурятия.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации указанные субсидии перечислены на лицевой счет Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, из которых:
- субсидия на возмещение части процентной ставки по кредитам в сумме 135 542 000 рублей,
субсидия на возмещение части затрат на уплату страховой премии в сумме 1 129 900, 52 рублей.
Данные обстоятельства не оспариваются в апелляционной жалобе.
Согласно данным Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным внебюджетным фондом на 01.01.2016 кассовый расход составил:
по субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам в сумме 135 542 000 рублей;
по субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии в сумме 1 129 900, 52 рублей.
Одновременно по данным отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, на 01.01.2016 перечислено сельхозтоваропроизводителям средств:
- на возмещение части процентной ставки по кредитам всего 172 853 689 рублей 94 копейки, в том числе:
-- 135 542 000,0 рублей - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
-- 37 311 689 рублей 94 копейки - за счет средств бюджета Республики Бурятия, при установленных в Соглашении 66 040 000 рублей;
- на возмещение части затрат на уплату страховой премии всего 1 189 368 рублей 96 копеек, в том числе:
-- 1 129 900 рублей 52 копейки - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
-- 59 468 рублей 44 копейки - за счет средств бюджета Республики Бурятия, при установленных в Соглашении 666 000 рублей (т.2, л.д.41-46).
Из указанного следует, что и не оспаривается в апелляционной жалобе, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия нарушило условия Соглашения о выделении на указанные цели средств из бюджета Республики Бурятия
При этом стороны не оспаривают, что указанным Соглашением было установлено совместное финансирование указанных программ за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Как правильно указало Управление при нарушении Министерством объемов выделения предусмотренных Соглашением средств из бюджета субъекта, нарушается согласованный сторонами указанного Соглашения принцип софинансирования указанных программ.
То обстоятельство, что стороны указанного Соглашения заключали его основываясь на принципе софинансирования указанных программ из бюджета Российской Федерации и бюджета субъекта, следует из следующего.
Так пунктом 25 Правил N 1460 установлено, что в случае если размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение субсидий, не соответствует уровню софинансирования из федерального бюджета, предусмотренному пунктом 7 настоящих Правил и отраженному в соглашении о предоставлении субсидий, то размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся средства могут быть перераспределены между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами.
Правилами N 1371 также предусмотрено, что субсидии предоставляются при соблюдении следующих требований и условий и в частности, б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных образований, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета, связанных с реализацией государственной и (или) муниципальных программ (п. 3).
Объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии (п. 10).
Из указанного следует вывод, что финансирование указанных программ осуществляется путем одновременного выделения средств как из Федерального бюджета, так и регионального, при этом объем финансирования (софинансирования) по каждому уровню бюджета определяется Соглашением заключаемым в обязательном порядке.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что Правила N 1460 не содержат условий софинансирования, основаны на неправильном толковании закона.
Понятие софинансирования выражается в совместном, в данном случае в обязательном порядке, финансировании программ, а не в том, что об этом прямо указано в нормативном акте либо в Соглашении.
На основании обстоятельств выявленных в ходе проверки, Управлением математическим способом произведен расчет уровня софинансирования выделения средств из федерального и республиканского бюджетов, путем установления соотношения выделенных средств предусмотренных Соглашением с их фактическим использованием.
На основании указанного суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, который не оспаривается в апелляционной жалобе, что средства субъекта Российской Федерации на реализацию указанных программ в нарушение условий Соглашения выделены не в полном объеме по отношению к фактически выделенным средствам, из федерального бюджета и предусмотренным данным Соглашением.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанный подход к расчету размера нарушений допущенных Министерством при исполнении указанного Соглашения не противоречит нормам действующего законодательства.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации исключительно в целях софинансирования (совместного финансирования) его расходных обязательств субъекта.
Суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности применения к рассматриваемым правоотношениям Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", поскольку данные Правила утверждены 30 сентября 2014 года и действуют с 1 января 2015 года, то есть до заключения Соглашения и регулирующих порядок определения целей предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субсидии), условия предоставления субсидий и принципы их распределения между субъектами Российской Федерации.
На основании подпункта "б" пункта 8 Правил N 999, в редакции, действовавшей в 2015 году, в качестве условий предоставления и расходования субсидий правилами предоставления субсидий предусматривается, среди прочих, требование о наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
На основании указанного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Министерством допущено расходование средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, сверх уровня осуществленного софинансирования из бюджета Республики Бурятия, поскольку Министерством не соблюден предусмотренный Соглашением уровень софинансирования (совместного финасирования) расходных обязательств из бюджета Республики Бурятия, чем нарушено условие предоставления субсидии, предусмотренное Соглашением, в редакции дополнительных соглашений, и излишне израсходованы средства субсидии, предоставленной за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции полагает, примененный Управлением метод расчета совместного финансирования является математически верным и расчетом Министерства не опровергнут.
На основании указанного суд первой инстанции правомерно согласился с Управлением, что не обеспечение со стороны Республики Бурятия софинансирования (совместного финансирования) расходных обязательств республики по указанному Соглашению по возмещению части процентной ставки по кредитам в размере 19 316 668 рублей 17 копеек и по возмещению части затрат на уплату страховой премии в размере 319 354 рубля 96 копеек свидетельствует о наличии бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Нарушений Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" в ходе проведения проверки Управлением не допущено.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое представление УФК по РБ от 5 марта 2018 года N 02-12-33/24-676 соответствует бюджетному законодательству и не нарушает прав и законных интересов Министерства в сфере экономической деятельности и соответствует действующему законодательству.
Согласно пункту 6 статьи 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министр финансов имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат; о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
Пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
В соответствии со статьями 306.2 и 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.
Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.
На основании статьи 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Поскольку суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания представления Управления от 05.03.2018 N 02-12-33/24-676 недействительным, факт нарушения бюджетного законодательства установлен, то действия Управления по исполнению приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 мая 2018 года NN 393 и 394 о списанию из бюджета Республики Бурятия указанных сумм нарушений являются законными и обоснованными.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые представление и действия Управления не нарушают прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "25" января 2018 года по делу N А10-2229/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.