г. Киров |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А17-9808/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Кононова П.И., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2019 по делу N А17-9808/2018, принятое судом в составе судьи Никифоровой Г.М.,
по заявлению акционерного общества "Водоканал" (ОГРН: 1093702022754; ИНН: 3702597104)
к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области (ОГРН: 1033700052484; ИНН: 3729024414)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
акционерное общество "Водоканал" (далее - заявитель, АО "Водоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее - ответчик, Департамент, надзорный орган) от 26.10.2018 N 3 об устранении нарушений.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Водоканал" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что сайт www.ivanovoobl.ru (по адресу http://det.ivanovoobl.ru/departamenta/postanovlenie-ot-20-12-2017-177-к-З ), на котором 20.12.2017 опубликован полный текст Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2017 N 177-к/3 "Об установлении ставок тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения, водоотведения АО "Водоканал" г. Иваново" (далее - Постановление N 177-к/3) не является официальным сайтом Правительства Ивановской области. По убеждению АО "Водоканал", суд первой инстанции не принял во внимание, что сайт www.ivanovoobl.ru представляет собой многоуровневую систему страниц, одной из которых является http://det.ivanovoobl.ru/departamenta/postanovlenie-ot-20-12-2017-177-к-З . Общество указывает на то, что факт опубликования Постановления N 177-к/3 в той редакции, на основании которой размещены сведения о тарифах на 2018 год на официальном сайте АО "Водоканал" и заключены договоры в 2018 году, подтверждается документально протоколом осмотра доказательств от 29.12.2017 37АА 1100326. АО "Водоканал" настаивает на том, что именно эта редакция Постановления N 177-к/3 является первой и официальной публикацией данного нормативно-правового акта, публикации данного Постановления в новой редакции не было.
Более подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.04.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.04.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 01.10.2018 по 26.10.2018 на основании приказа начальника Департамента от 27.09.2018 N 2-впр от 27.09.2018 в отношении АО "Водоканал" на основании мотивированного представления должностного лица проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (т.1 л.д. 97-98).
В ходе проведения проверки надзорным органом установлено, что Общество в нарушение подпункта "д" пункта 15, подпункта "в" пункта 16, подпункта "в" пункта 36, подпункта "в" пункта 37 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 N 6 (далее - Стандарты раскрытия информации) разместило на своем официальном сайте в сети "Интернет" недостоверную информацию об установленных на 2018 год ставках тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения, водоотведения АО "Водоканал", а также в нарушение пункта 1 Постановления Департамента от 20.12.2017 N 177-к/3 применило в заключенных Обществом в 2018 году договорах не подлежащие применению ставки тарифов на подключение к централизованным системам водоснабжения, водоотведения.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 26.10.2018 N 5 (т.1 л.д.93-94).
В целях устранения допущенных нарушений 26.10.2018 Департаментом в адрес АО "Водоканал" выдано предписание N 3, из содержания которого следует, что Обществу надлежит в срок до 09.11.2018 разместить на своем официальном сайте достоверные сведения в подразделе "Тарифы" раздела "Технологическое присоединение" в соответствии с установленными Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2017 N 177-к/3 ставками, устранить указанные в предписании нарушения.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Ивановской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания выяснению подлежит как наличие у вынесшего это предписание органа полномочий и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний у заявителя не имеется, так и наличие или отсутствие выявленных нарушений и обязанность лица, которому предписание адресовано, по проведению требуемых мероприятий.
Порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, а также органами регулирования тарифов установлен Стандартами раскрытия информации.
Пунктом 15 указанных Стандартов установлено, что информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения содержит, помимо прочего сведения об утвержденных тарифах на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения. В отношении таких сведений указывается информация о величине установленного тарифа (пункт 16 Стандартов раскрытия информации).
В силу подпункта "в" пункта 36, подпункта "в" пункта 37 Стандартов раскрытия информации информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения содержит сведения об утвержденных тарифах на подключение к централизованной системе водоотведения, в том числе о величине установленного тарифа.
Как следует из материалов дела, основанием для выдачи в адрес Общества оспариваемого предписания послужило размещение заявителем на своем официальном сайте в сети "Интернет" недостоверной информации об установленных на 2018 год ставках тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения, водоотведения АО "Водоканал" и применение в заключенных Обществом в 2018 году договорах не подлежащих применению ставок тарифов на подключение к централизованным системам водоснабжения, водоотведения.
В силу части 1 статьи 62 Устава Ивановской области, утвержденного Законом Ивановской области от 18.02.2009 N 20-ОЗ, систему нормативных правовых актов Ивановской области составляют: Устав Ивановской области, законы Ивановской области, указы Губернатора Ивановской области, постановления Ивановской областной Думы, постановления Правительства Ивановской области, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ивановской области.
Указы Губернатора Ивановской области, постановления Правительства Ивановской области, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Ивановской области, требующие официального опубликования, вступают в силу после их официального опубликования (абзац 2 части 5 Устава).
В силу статьи 1 Закона Ивановской области от 23.11.1994 N 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" на территории Ивановской области применяются только те законы Ивановской области, постановления Ивановской областной Думы, указы Губернатора Ивановской области, постановления Правительства Ивановской области, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Ивановской области, Избирательной комиссии Ивановской области, Контрольно-счетной палаты Ивановской области, которые официально опубликованы и вступили в силу.
Официальным опубликованием законов Ивановской области, постановлений Ивановской областной Думы, указов Губернатора Ивановской области, постановлений Правительства Ивановской области, нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ивановской области, Избирательной комиссии Ивановской области, Контрольно-счетной палаты Ивановской области является обязательная первая публикация полных текстов нормативных правовых актов. Указанные нормативные правовые акты публикуются в "Собрании законодательства Ивановской области" или в сборнике "Постановления Ивановской областной Думы, иная официальная информация", "Ивановской газете" или нормативные правовые акты органов государственной власти Ивановской области, Избирательной комиссии Ивановской области - на официальных сайтах в сети "Интернет" согласно настоящей статье (пункт 1 статьи 2 названного закона).
Официальным опубликованием законов Ивановской области, указов Губернатора Ивановской области, постановлений Правительства Ивановской области, нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ивановской области также является первое размещение их полных текстов в форматах, исключающих несанкционированное преобразование (редактирование), на официальном сайте Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru) в порядке, установленном постановлением Правительства Ивановской области (часть 1.1. статьи 2 закона N 27-ОЗ).
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2017 N 177-к/3 утверждены ставки тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения, водоотведения АО "Водоканал".
Пунктом 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2014 N 577-п, установлено, что решения Департамента оформляются постановлениями и опубликовываются в "Собрании законодательства Ивановской области" и (или) "Ивановской газете" и (или) размещаются на официальном сайте Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru).
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что им обоснованно применены положения Постановления N 177-к/3 в части размера ставок тарифов, опубликованные 20.12.2017 на официальном сайте Правительства Ивановской области www.ivanovoobl.ru (по адресу http://det.ivanovoobl.ru/departamenta/postanovlenie-ot-20-12-2017-177-к-З ).
Вместе с тем указанные доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Решением Ивановского областного суда от 16.11.2018 по делу N 3а-60/2018, оставленным без изменения Определением Верховного суда РФ от 21.03.2019 по делу N 7-АПА19-1, по административному исковому заявлению АО "Водоканал" к Департаменту энергетики и тарифов по Ивановской области отказано в признании недействующим Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2017 N 177-к/З "Об установлении ставок тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения, водоотведения АО "Водоканал" г. Иваново".
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Из указанного выше решения следует, что Постановление N 177-к/З издано Департаментом с соблюдением требований действующего законодательства, опубликовано в официальном источнике - "Ивановская газета" 12.01.2018. При этом Департаментом не оспаривается размещение названного Постановления на сайте ответчика 20.12.2017 с ошибкой в тексте нормативного правового акта.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что размещение Постановления N 177-к/З, в том числе с ошибкой в текстовой части, на сайте Департамента (http://det.ivanovoobl.ru/departamenta/postanovlenie-ot-20-12-2017-177-к- З/), с учетом того обстоятельства, что указанный сайт не определен в качестве сайта для опубликования, не является официальной публикацией указанного выше нормативного акта.
Следует отметить, что пунктом 13.1 Постановления Правительства Ивановской области от 22.11.2012 N 474-п в перечень информации для размещения в сети "Интернет" на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Ивановской области действительно включены тексты нормативных правовых актов, изданных (принятых) исполнительными органами государственной власти, включая сведения об их официальном опубликовании, внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, приостановлении их действия. Однако указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что размещение нормативного правового акта на сайте исполнительного органа государственной власти является его официальным опубликованием по смыслу Закона Ивановской области от 23.11.1994 N 27-ОЗ.
Более того, из буквального толкования пункта 13.1 Постановления Правительства Ивановской области от 22.11.2012 N 474-п следует, что соответствующая публикация на сайте исполнительного органа государственной власти включает не только текст нормативного правового акта, но и сведения о его официальном опубликовании. Таким образом, Постановление Правительства Ивановской области от 22.11.2012 N 474-п указывает на необходимость официального опубликования нормативного правового акта и не относит к таковому сведения, размещенные на сайте Департамента.
Представленный заявителем протокол осмотра доказательств от 29.12.2017 37АА 1100326 также не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции, поскольку в нем лишь зафиксирован факт опубликования текста Постановления N 177-к/З на сайте Департамента (http://det.ivanovoobl.ru/departamenta/postanovlenie-ot-20-12-2017-177-к- З/). Однако, как было указано выше, указанное обстоятельство не является спорным и подтверждено Департаментом в рамках дела N 3а-60/2018, рассмотренного Ивановским областным судом.
Таким образом текст Постановления N 177-к/З опубликован в "Ивановской газете" 12.01.2018, то есть после опубликования на сайте Департамента 20.12.2017. Однако по убеждению апелляционного суда опубликование текста нормативного правового акта на сайте Департамента не может быть расценено как первое официальное, поскольку не соблюдено условие об источнике опубликования.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным предписание Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 26.10.2018 N 3 об устранении нарушений.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о том, что наличие совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным, материалами дела не подтверждено, в связи с чем в удовлетворении заявленных Обществом требований судом первой инстанции отказано правомерно и обоснованно.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2019 по делу N А17-9808/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2019 по делу N А17-9808/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.