г. Челябинск |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А76-29970/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Карпусенко С.А., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Тракторозаводская" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.03.2019 по делу N А76-29970/2018 (судья Первых Н.А.).
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок - 5" (с 24.01.2019 переименовано в общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Тракторозаводская" (далее - ООО УК "Тракторозаводская", ответчик) о взыскании 1 390 руб. 85 коп. расходов на установку общедомовых приборов учета электрической энергии (с учетом принятого арбитражным судом первой инстанции уточненного искового требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; л.д. 46).
Решением суда первой инстанции от 13.03.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 62-64).
Не согласившись с принятым решением суда, ООО УК "Тракторозаводская" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель, со ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, N 3 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 и 06.07.2016, указывает, что в настоящем случае истец не лишен возможности взыскивать задолженность, образовавшуюся по вине собственников помещений, непосредственно с собственников помещений многоквартирных домов.
ООО УК "Тракторозаводская" обращает внимание суда апелляционной инстанции на наличие заключенного между сторонами агентского договора от 01.04.2014 N 126/14, на который ссылается в исковом заявлении ОАО "МРСК Урала" и в предмет которого не входит оплата управляющей компанией ресурсоснабжающей организации расходов на установку общедомовых приборов учета электроэнергии, процентов за рассрочку платежей.
По мнению подателя жалобы, истец и ответчик регулируют свои отношения именно в рамках агентского договора от 01.04.2014 N 126/14.
Кроме того, условиями агентского договора от 01.04.2014 N 126/14 не предусмотрено делегирование ресурсоснабжающей организацией права взыскания долга управляющей организации.
Отсутствие оплаты собственниками помещений многоквартирного дома расходов на установку общедомовых приборов учета электроэнергии не может служить основанием для взыскания предъявленных истцом сумм с ответчика, поскольку неоплата возникла по вине собственников помещений многоквартирного дома, а не по вине управляющей организации.
В суде первой инстанции ответчик неоднократно заявлял, что решение собственников помещений многоквартирного дома об оплате расходов на установку общедомовых приборов учета электроэнергии единовременно, либо с меньшим периодом рассрочки, не принималось. Таким образом, в данном случае с собственников помещений многоквартирного дома можно взыскивать соответствующие расходы только по истечении пятилетнего срока.
Требование истца о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета электроэнергии за трехлетний период после установки прибора учета, не законно и не обоснованно.
Кроме того, заявитель жалобы ссылается на судебную практику по арбитражным делам, где ресурсоснабжающей организации в удовлетворении исковых требований было отказано.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ОАО "МРСК Урала" являясь электросетевой организацией, произвело работы по установке приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, находящемся по адресу: г. Челябинск, ул. Танкистов, 134, в подтверждение чего в материалы дела представлен акт приема-передачи коллективного (общедомового) измерительного комплекса от 11.05.2015 (л.д. 14).
Ответчик осуществляет управление указанными многоквартирными домами, что сторонами не оспаривается.
Истец обратился к ответчику с требованием о возмещении ему расходов по установке приборов учета (л.д. 7-8).
Размер платы на установку общедомовых приборов учета отнесенных на собственников нежилых помещений составляет 119 руб. 19 коп., отнесенных на собственников жилых помещений составляет 1 271 руб. 66 коп., всего 1 390 руб. 85 коп.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 указанной статьи с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2010 организации, указанные в часть 9 данной статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 данной статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 данной статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 данной статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 данной статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи) организации, указанные в части 9 данной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанность по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Таким образом, положениями Закона об энергосбережении обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений; кроме того, предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе. При этом установка индивидуального прибора учета не освобождает собственников помещений от обязанности установить общедомовой прибор учета либо возместить расходы лица, выполнившего за них данную обязанность в силу закона. В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). В данном случае собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Танкистов, 134 не исполнили обязанность по установке общедомового прибора учета используемой электрической энергии в установленный законом срок, в связи с чем, в силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, такая обязанность возникла у ресурсоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах действия ОАО "МРСК Урала" по установке общедомового прибора учета используемой электрической энергии в многоквартирном доме N 134 по ул. Танкистов в г. Челябинске являются законными, не противоречат воле собственников, а на стороне собственников помещений в данного многоквартирного дома возникло обязательство по компенсации расходов истца на установку общедомового прибора учета.
Согласно пункту 38 (1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце 2 данного пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. В соответствии с абзацем 2 пункта 38 (1) Правил N 491 счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество. Таким образом, ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирного жилого дома прибором учета, вправе взыскать напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома денежные средства в возмещение своих расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов, в случае, если данные расходы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт общего имущества. Вместе с тем, как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил N 491, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно подпунктам "б", "ж" пункта 10, подпунктам "к" пункта 11, подпункта "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета электроэнергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491). Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет прийти к выводу о том, что управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, обязано возместить истцу понесенные им расходы на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета. При этом, исходя из положений статей 44, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона об энергосбережении, пунктов 5, 11, 38 Правил N 491, наличие у управляющей организации обязанности по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного ресурсоснабжающей организацией в жилом доме, не является нарушением прав управляющей организации, поскольку последняя не лишена возможности возместить понесенные расходы за счет собственников помещений. Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления. Управляющая организация, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, лишено возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе, чем от указанных собственников. Следовательно, управляющая организация не должна отвечать перед ресурсоснабжающей организацией в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения. Ответчиком не представлено доказательств исполнения собственниками помещений в управляемом им многоквартирном доме, либо ответчиком как управляющей организацией обязанности по оснащению данного дома общедомовым прибором учета электрической энергии.
Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме не принимали самостоятельных решений об установке такого прибора, сетевая организация добросовестно исполнила свои обязательства в части оснащения многоквартирных домов исправными приборами учета, заявленные исковые требования ОАО "МРСК Урала" о возмещении понесенных расходов являются законными и обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящей случае истец не лишен возможности взыскивать задолженность, образовавшуюся по вине собственников помещений, с собственников помещений многоквартирных домов, судом апелляционной инстанции не принимается по вышеизложенным основаниям.
Ссылка на агентский договор от 01.04.2014 N 126/14, судом апелляционной инстанции не принимается, так как заявленные исковые требования не обусловлены ненадлежащим исполнением ответчиком, как стороной договора от 01.04.2014 N 126/14, своих обязательств.
Как было указано выше, именно управляющие организации в силу своего статуса имеют исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделены полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями. Соответственно, именно, организация, осуществляющая управление объектами жилого фонда, в данном случае ответчик, должна возмещать расходы сетевой организации по установке общедомовых приборов учета. При этом, именно на ответчике лежит обязанность по выявлению должников среди собственников помещений в многоквартирном доме и по оплате выполненных истцом работ по установке общедомового прибора учета электроэнергии.
Данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденном 23.12.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Довод о том, что решение собственников помещений многоквартирного дома об оплате расходов на установку общедомовых приборов учета электроэнергии единовременно, либо с меньшим периодом рассрочки не принималось, таким образом, в данном случае с собственников помещений многоквартирного дома можно взыскивать соответствующие расходы только по истечении пятилетнего срока, судом апелляционной инстанции не принимается, так как в отсутствие доказательств возмещения понесенных истцом расходов на установку общедомового прибора учета электроэнергии собственниками помещений данного дома, либо самой управляющей организацией за трехлетний период с момента установки прибора учета, исковые требования о возмещении понесенных расходов на установку общедомовых приборов учета электрической энергии за предъявленный период, не нарушают права ответчика.
Ссылки на судебную практику судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку при принятии решения суд исходит из оценки конкретных обстоятельств рассматриваемого дела (статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Доказательств того, что обстоятельства дел (рассматриваемого и судебной практики) аналогичны, не имеется.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.03.2019 по делу N А76-29970/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Тракторозаводская" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.